Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть индивидуальный учебный план .

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. Но! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Экстернат в Беларуси разрешён только в старших классах. Для младшей школы - только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие - в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы - штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив - это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это - теория. Практика, как всегда, гораздо интереснее.

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии некоторых работников образования расцветают махровым цветом. Причём происходит это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено».

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): «Ну, это можно только, если мама - учительница»; или «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или «Новый Закон не предусматривает образования в семье».

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой: «А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

«Пришли мы в школу по месту прописки и сказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду».

А вот другая история:

«Если кому интересно, нас перевели на индивидуальный план. Сначала было страшно: мы - первые в районе, но 59 - за, а 1 - против. Со стороны администрации школы мы встретили самое доброжелательное отношение. На педсовете против нас был только один голос - голос соцального работника (психолог нас поддержала).

Бюрокротически всё очень просто. ДО 31.08 Вам надо подать заявление в школу. Обьяснений никаких не требуется, просто «мы так хотим», но по-человечески лучше найти «отмазку»: мало времени на занятия спортом или музыкой…

Ближайший педсовет рассматривает Вашу просьбу. Мы там присутствовали. До этого разговаривали с директором и завучем. После подробной беседы о том, как мы планируем изучать предметы, они нас поддержали. Мы очень долго и красочно рассказывали о своём образовании и о бабушках и дедушках, которые помогут нам учить физику и биологию…

В законе мы не нашли причин, по которым нам могут отказать. Но после разговора с нами директор имела беседу с инспектором и юристом, потому что мы были первыми в районе. Педсовет голосовал по нашему вопросу: 59 - за, 1 - против - социальный педагог. На вопрос социального педагога - а как же социализация - ответили, что ребёнок будет посещать кружки.

Внимание! При написании заявления Вы отмечаете все предметы, которые будут изучаться дома. Можно что-то оставить и школе. Например, английский язык мы изучаем в школе. При этом по остальным предметам в классном журнале пишется - «изучение по индивидуальному плану». Это даёт возможность вернуться к обычному посещению школы в любой день. Проверка знаний - один раз в четверть по каждому предмету, обычно письменный тест - приблизительно 10 вопросов, около 45 минут. Листки с тестами собираются завучем. Опасаться следует только предвзятого отношения учителей. Чтобы не начали «резать». У нас небольшой городок и нас просто записали в чудаки.

Официально, в школе мы изучаем английский язык и физкультуру. На практике, я не знаю, как выглядит учитель физкультуры (завуч сказала, что сама с ним договорится). Уроки английского языка - 2 раза в неделю плюс факультатив. Их мы посещаем в свободном режиме. Бывает месяц не приходим, бывает приходим три раза в неделю. В классном журнале напротив имени дочери написано - занимается по ИП. Поэтому текущих оценок у неё нет.»

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух - трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане - это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседнем районе.

А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так - статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.

Ну и в заключение, ещё одна история:

«Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.

Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать».

Данная статья подготовлена по материалам форумов: semeistvo.by и dzietki.org

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

На основании пункта 4 статьи 160 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации получения общего среднего образования на дому.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 116 "Об утверждении Инструкции о порядке обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на дому" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 67, 8/15871);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 октября 2008 г. N 95 "О внесении изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 116" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 250, 8/19628).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр С.А.Маскевич

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения Председатель

Республики Беларусь Брестского областного

В.И.Жарко исполнительного комитета

03.08.2011 К.А.Сумар

27.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя Председатель

Витебского областного Гомельского областного

В.Г.Новацкий В.А.Дворник

29.07.2011 26.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Председатель Председатель

Гродненского областного Минского областного

исполнительного комитета исполнительного комитета

С.Б.Шапиро Б.В.Батура

27.07.2011 29.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателя Председатель

Могилевского областного Минского городского

исполнительного комитета исполнительного комитета

А.М.Исаченко Н.А.Ладутько

29.07.2011 29.07.2011

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

31.08.2011 N 250

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации получения общего среднего образования на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования.

2. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

3. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.

4. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.

5. Для принятия решения о получении общего среднего образования на дому документы, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции, подаются учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) в государственное учреждение образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому, или государственное учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося.

6. Государственное учреждение образования направляет документы, поданные учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося), в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту расположения государственного учреждения образования.

7. Государственное учреждение образования информирует учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) о принятом отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа решении.

8. Получение общего среднего образования на дому осуществляется педагогическими работниками государственного учреждения образования, которые назначаются приказом руководителя.

9. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования.

10. Организация образовательного процесса для получения общего среднего образования на дому осуществляется по учебному плану, разрабатываемому государственным учреждением образования на основе типового учебного плана средней школы.

11. Расписание учебных занятий для учащихся, получающих общее среднее образование на дому, составляется на основании учебного плана с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, согласовывается с учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) и утверждается руководителем государственного учреждения образования.

12. Государственное учреждение образования, организующее образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому, обеспечивает учащихся учебниками, учебными пособиями в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

13. Формой организации образовательного процесса при получении общего среднего образования на дому является учебное занятие.

14. Сведения об учащихся, получающих общее среднее образование на дому, результаты их учебной деятельности вносятся педагогическим работником, осуществляющим обучение по учебному предмету на дому, в соответствующие документы, необходимые для организации образовательного процесса.

15. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся, получающих общее среднее образование на дому, перевод в следующий класс, организация выпускных экзаменов и завершение обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

О домашнем обучении и экзаменах экстерном корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала замначальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая.

- Общее среднее (базовое) образование можно получить несколькими способами. Традиционным, посещая дневную школу или гимназию. Также в Минске функционируют вечерние классы на базе учреждений общего среднего образования, но их осталось немного. Такая форма получения образования становится менее востребованной. Пожалуй, единственная вечерняя школа, которая полностью набирает классы и работает стабильно, № 127. Еще один способ получить документ об образовании - сдать выпускные экзамены за курс базовой или средней школы экстерном. Такой вариант подходит ребятам, которые не учатся ни в одном учреждении в силу определенных обстоятельств .

Есть ли возрастные ограничения для прохождения процедуры экстерната? Может ли, условно, семиклассник сдавать досрочно экзамены за курс базовой школы?

- Таких случаев пока не было, но возраст экзаменуемого не имеет значения, ведь главный критерий аттестации - освоение программы. А если речь идет об одаренных ребятах, то они, хоть и нечасто, перескакивали через один класс. Такие школьники, как правило, обучаются по индивидуальному плану .

Что может стать основанием для обучения ребенка по индивидуальному плану, или, проще говоря, в домашних условиях?

- Родители имеют право самостоятельно обучать детей по индивидуальному плану, но окончательное решение принимает педсовет школы, учитывая способности ребенка и основания для занятий дома. Чаще всего такую форму образования используют одаренные школьники, юные спортсмены и артисты, которые часто выезжают на соревнования, сборы, конференции или гастроли. Учитываются также семейные обстоятельства. Например, мамы и папы часто бывают в командировках либо временно покидают страну или город вместе с ребенком. В таком случае учреждение образования разрабатывает для школьника индивидуальный план на основе учебного, устанавливает формы и сроки проведения аттестации. Но если ребята плохо справляются с программой или их успеваемость заметно снижается, то школа вправе принять решение о прекращении такого обучения.

- Есть ли минусы у домашнего обучения и много ли в столице ребят, получающих его?

- Подавляющее большинство родителей предпочитают, чтобы дети ходили в школу. На так называемом домашнем обу­чении находятся порядка 300 ребят. Речь идет в основном об одаренных и талантливых школьниках, а также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать занятия. Если у родителей есть возможность находиться рядом с ребенком в течение дня, они могут перевести его на индивидуальное обучение. Но подобные случаи единичны. Ответственность за такие семьи, как правило, лежит на администрации школы, к ним нужно относиться очень внимательно. Например, родители могут состоять в нетрадиционных религиозных группах, и дети, не посещая школу, еще больше изолируются от общества. Или мамы и папы сами в определенной степени социально не адаптированы. Но если в семье все благополучно, то школа индивидуальному обучению ребят препятствовать не будет .

- Развита ли у нас система дистанционного обучения на уровне общего среднего образования?

- Законодательно такая форма образования у нас не закреплена в отличие от Российской Федерации, где возможность дистанционного обучения прописана. В проекте новой редакции Кодекса об образовании, который сейчас рассматривается, предусмотрено дистанционное обучение для детей с особенностями психофизического развития. Документы об образовании российского образца пригодны для поступления в белорусские вузы. Если ребенок дистанционно успешно завершил российский школьный курс и получил аттестат государственного образца РФ, то не должно возникнуть проблем с принятием документа в Беларуси .

Справочно

В минувшем учебном году за 9 классов экстерном были аттестованы 16 учащихся, за 11 - 274. Как правило, в каждом районе города определяется одна школа, на базе которой проходит аттестация. Экзамены принимает комиссия, состоящая из преподавателей данного учреждения.

Виктор ЛИСТОПАДОВ

Сознательные родители хотят сами решать, как и где учить своих детей. Обучение по индивидуальным планам на дому в Беларуси выбирают, исходя из религиозных убеждений, личностных особенностей детей, а также стремления дать им качественное образование на белорусском языке.

Пока для того, чтобы перевести ребенка на индивидуальный план обучения, достаточно письменного заявления родителей.

Неизвестно, рискнет ли Марина отдать ребенка в школу

Марина Войцехович живет с мужем и тремя детьми в Ракове. Ее дочь Адэля уже два из семи школьных лет учится дома. Семилетний Вацлав занимается по индивидуальной программе, трехлетний Ян дома. Марина ждет четвертого ребенка и радуется успехам своей троицы.

Мой сын свободно пользуется компьютером. Вацлав, благодаря компьютерным играм, легко складывает двузначные числа, этот метод можно использовать и с трехзначными. С удовольствием учит таблицу умножения, -- рассказывает Марина.

Неизвестно, рискнет ли Марина отдать ребенка в школу, тем более что он уже вырос из штанишек первоклассника, то есть знает больше. Не исключено, что она пойдет по пути, избранному со старшей дочерью. Из школы девочку забрали, потому что там она уставала неимоверно.

Семья Войцеховичей решилась на домашнее обучение не только по этой причине.

Мы хотели лучшей жизни для своего ребенка. У нас католическая семья, и нас не устроило бы, если бы наши дети подвергались влиянию улицы или, например, слушали в школе об абортах или предохранении от беременности, -- поясняет Марина.

Теперь ее старшая дочь вполне успешно занимается дома и раз в четверть сдает испытания. При этом в школу она все же ходит, когда в этом есть потребность - для того, чтобы понять ту или иную тему, что-то прояснить. В любой день дочь может прийти на уроки или факультатив. У нее есть индивидуальный план, составленный профессиональными педагогами, и нет перегрузок, считает мама.

Благодаря обучению дома мы заложили в дочери способность легко учиться, самостоятельно получать знания, что расширяет ее возможности, -- говорит она.

При этом Марина подчеркивает - чтобы учить ребенка дома, надо самому быть дома.

Я знаю, что учат дома детей и те, кто работает. Люди стараются как-то приспосабливаться, если решаются на такой шаг. Наша практика показывает, что у нас так не получилось бы. Максимум нагрузки - это половина рабочего дня.

Если домашнее обучение будет запрещено, можно говорить о нарушении права родителей на воспитание детей

Закон "Об образовании" допускает сочетание различных форм получения образования, а также обучение детей по индивидуальным учебным планам по желанию родителей. В то же время общественность обеспокоена, что в связи с планируемым принятием Кодекса об образовании возможности домашнего обучения будут значительно ограничены.

Проект Кодекса об образовании депутаты должны рассмотреть во втором чтении на текущей сессии Палаты представителей. Родители видят опасность в том, что этот документ не оговаривает возможности обучать детей вне школы без медицинских показаний или без особой одаренности ученика.

В проекте Кодекса записано: «Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь». Если обучение по индивидуальному плану будет в Беларуси запрещено, можно говорить о том, что нарушается право родителей на воспитание детей, считает юрист Дина Шевцова.

Понятно, что в таком случае перевод на индивидуальное обучение будет зависеть только от смелости чиновников. Мало кто отважиться брать на себя ответственность за подобные решения. Так что все пойдут в школу, - прогнозирует юрист.

Между тем Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированные Беларусью, прописывают, что государства обязуются уважать свободу родителей или других законных представителей детей в выборе не только школы, но и других видов обучения, отвечающих требованиям обучения в стране.

Исходя из международного законодательства, к которому присоединилась Беларусь, родители имеют право на воспитание детей в соответствии с религиозными и иными убеждениями, - говорит юрист Шевцова. -- Школа всегда воспитывает ребенка в соответствии с определенными канонами общества, а родители с мировоззрением, отличающимся от общепринятого, должны иметь право воспитывать детей в соответствии с ним. Безусловно, при этом имеется в виду, что родители будут давать необходимые знания в области различных наук, что предусмотрено образовательными стандартами.

Общественный активист Алексей Шеин убежден, что люди должны сами определяться, как учить детей. Мир образования шире, чем государственные школы.

На мой взгляд, у государства следует забрать монопольное право на воспитание детей, -- говорит Алексей. -- Есть частные школы, есть обучение по индивидуальным программам. Где будет обучаться ребенок, должна решать семья, частью которой он является.

В Канаде, например, 0,5% детей обучаются по индивидуальным программам, а в США -- от 2 до 3%. Между тем путь к этому был долгим. В США родители, решившиеся учить детей дома, выдержали серьезное давление. Многие оказывались перед угрозой лишения родительских прав и тюремного заключения. Но, в конце концов, было принято решение разрешить альтернативный способ получения образования.

Необходимо понимать, что и в США, и в Беларуси родители, которые решаются на такой шаг, берут повышенную ответственность, - отмечает старший пастор «Церкви Иисуса Христа», заместитель епископа Религиозного объединения общин христиан полного Евангелия в Беларуси Борис Черноглаз . -- В Беларуси есть люди, которые осуществляют методическую поддержку таких родителей, профессиональные педагоги. Я знаю, что результаты обучения детей достаточно высокие.

Пастор минской церкви христиан веры евангельской «Ян Предвестник» Антон Бокун считает, что позиция официального образования: вы отдайте нам своих детей, и мы их научим всему, чему надо -- ограничивает права родителей. Антон Бокун связывает такую тенденцию с советским прошлым нашего общества, когда идеалом коммунистов было то, что детей станет воспитывать общество, а не семья.

Представители общественного объединения "Белорусская лига родителей и педагогов "Крок за крокам", МОО "Добрая воля", а также родители детей, которые обучаются дома обратились в Администрацию президента, Министерство образования, Палату Представителей Национального собрания с требованием сохранить право школьников на обучение дома. Они призвали представителей белорусской власти, а также комиссию Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу внести правки в Кодекс об образовании и принять его в таком виде, в каком он не будет ограничивать право семей на домашнее образование.

В настоящее время домашнее образование как альтернатива школе становится все более популярным. Давайте разберемся, что же это такое, всегда ли можно перевести ребенка на индивидуальное обучение дома и как это сделать.

Что такое домашнее обучение

У школьников и их родителей есть выбор: учиться в учреждении образования (далее — школа) или учиться дома — индивидуально <1> .

Под так называемым домашним обучением в статье понимается получение школьником общего среднего образования дома – самостоятельно по индивидуальному учебному плану <2> . В этом случае за получение ребенком знаний ответственны сами родители: они могут заниматься с ним по индивидуальному учебному плану самостоятельно или (и) обратиться к репетиторам.

На заметку
Самостоятельно (не в школе) можно изучать как все школьные предметы, так и только один или несколько из них <3> . Например, дома по индивидуальному учебному плану школьник занимается только математикой, а в школе вместе с другими учениками — всеми остальными предметами.

При желании, полагаем, перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану можно на любой период, согласованный с руководством школы: четверть, полугодие, учебный год и т.д.

При этом, даже находясь на таком обучении, ребенок все равно будет числиться в списках учеников школы, будет закреплен за своим классом <4> .

Кто может перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану

Такая возможность есть <5> :

1) у учеников, которые на протяжении учебного года по уважительным причинам постоянно или временно не могут посещать занятия в школе и (или) проходить вовремя аттестацию . Конкретного перечня таких причин нет. Руководство школы по своему усмотрению решает, считать причину уважительной или нет <6> .

На заметку
Обычно уважительными причинами для перевода школьника на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану считаются:
— частое отсутствие ребенка в городе (стране), постоянные переезды и т.п. Например, если родители в разводе, а ребенок несколько месяцев живет с мамой в одном городе, несколько – с папой в другом;
— работа родителей, которая, к примеру, не позволяет им вовремя приводить ребенка в школу и забирать из нее из-за регулярных командировок;
— частые болезни ребенка;
— семейные обстоятельства. Например, в неполной семье с маленьким ребенком у родителя не получается вовремя забирать школьника после занятий;
— иные причины;

2) одаренных и талантливых учеников . Речь, например, идет о школьниках, которые профессионально занимаются спортом и часто пропускают занятия из-за тренировок, соревнований, сборов. Или, скажем, о юных артистах, которые много времени проводят на гастролях, репетициях, конкурсах и т.п. Другими словами, если ребенок чем-то серьезно занимается и поэтому посещает уроки нерегулярно, это уже может быть основанием для перевода его на домашнее обучение.

Обратите внимание!
Несмотря на желание ребенка и родителей учиться дома по индивидуальному учебному плану, окончательное решение по этому вопросу принимает руководство школы на свое усмотрение <7> .

Как перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану

Для этого прежде всего подайте заявление на имя директора школы <8> . Утвержденной формы такого заявления нет. Полагаем, в нем важно указать:

— Ф.И.О. (ваши и ребенка);

— причину, по которой хотите перевести ребенка на домашнее обучение;

— период, в течение которого хотите, чтобы ребенок находился на домашнем обучении.

Пример формулировки заявления
С 1 сентября 2017 г. прошу перевести мою дочь, Иванову Иванку Ивановну, ученицу 7 «А» класса, на обучение по индивидуальному учебному плану по всем школьным предметам.
Причина – частая смена места жительства в связи с характером работы родителей.

Решение по вашему заявлению должно быть принято в течение 10 календарных дней со дня его подачи и может быть <9> :

1) положительным , т.е. руководство школы даст согласие на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану. В этом случае вам в течение пяти календарных дней после получения такого согласия в письменной форме сообщат о периодичности и формах проведения аттестации <10> . Кроме того, школа должна будет разработать и утвердить индивидуальный учебный план для вашего ребенка <11> ;

2) отрицательным , т.е. руководство школы откажет в домашнем обучении по индивидуальному учебному плану. В такой ситуации вы можете обратиться за разъяснениями к руководству школы или в органы образования при исполкомах и (или) администрациях вашего города (района), облисполкомах (далее – органы образования) <12> .

Справочно
Общая информация об органах образования находится на сайте Министерства образования Республики Беларусь . Также у каждой школы, органа образования обычно есть свой сайт (или раздел на сайте). Там вы найдете адрес, телефон, часы приема и другие сведения.