Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь в конкурсе


Авторизация

Регистрация

Войти через loginza
Ваше имя
Ваш email
Пароль
Повторите пароль
Защитный код

Vivir en contra de la naturaleza - Жить наперекор природе

10.12.2012
Обсудите эту работу с друзьями!
Оригинал: Vivir en contra de la naturaleza, Revista de psicología y humanidades
Перевод с испанского: Лиза
Человек не может жить ни наперекор природе, ни даже просто отвернувшись от неё. Но в настоящий момент эгоцентризм вида homo sapiens настолько патологичен, что многие позволяют себе считать природу всего лишь неидеальным местом, в котором им по какой-то случайности пришлось жить и которое именно из-за своей неидеальности и неминуемости заслуживает такого безразличного, небрежного и часто даже презрительного отношения.

Экс-президент одного влиятельного государства однажды сказал, что если люди хотят избежать лесных пожаров, то лучшее решение – это уничтожить леса. Вот так просто: изменить – или даже уничтожить – всё то, что делает нашу среду обитания «неидеальной».

Бесспорно, многие вещи в различных сферах жизнь могут быть изменены или уничтожены, и нередко это даже предпочтительно — примеры оставляю на фантазию читателя. Однако, когда речь идёт о природе, нам следовало бы иметь в виду, что с доисторических времён до наших дней, каждый раз, когда мужчина и женщина (называю обоих, чтобы не повторять слово «человек») вмешивались в естественный порядок вещей, любые последствия, как ближайшие, так и дальнейшие, были пагубными. История демонстрирует это ясными примерами, которые становится всё более многочисленными и очевидными, возможно, начиная со времени индустриальной революции, то есть с того момента, когда возникла современная идея «прогресса».

Эта идея с самого начала была «однорукой», потому что она согласилась с экспоненциальным ростом и неограниченным накоплением знаний, благ и инструментов развития — экономического, технологического, научного и т. д. Речь идёт о прогрессе «против природы», избирательном, разрушительном, бессодержательном... бесчеловечном, диаметрально противоположном по отношению к идее постепенного, равномерного, устойчивого развития, примерами которого являются естественные природные процессы. В том прогрессе, который знаком нам, процветают лишь алчность, конкуренция, индивидуализм, отсутствие солидарности... обесчеловечивание. Это прогресс деформированный и деформирующий, который исчерпывает ресурсы, разрушает окружающую среду, обогащает лишь единицы и обедняет миллионы, развращает сознание и душу человека.

Так и есть, в рамках этого прогресса, понимаемого как цивилизаторский — или, точнее, как синоним цивилизованного общества — началась постепенная психологическая патологизация личности, особенно по отношению к болезненному росту его эго-антропоцентризма. Это приводит к различным последствиям не только в человеческих отношениях, построенных на эгоизме, на удовлетворении собственных желаний; также в результате этого по всему миру разлетелась ложная идея о том, что человеческое существо способно — или будет способно — контролировать и «подчинять» себе всё, включая, безусловно, в первую очередь природу, которая вызывает столько недовольства у человека, будучи сделана не так, как ему бы хотелось.

Сплошное высокомерие, нездоровые амбиции... и нехватка ума, чувствительности и чувства реальности. Наш вид, который, как предполагается, преодолел магическое сознание первых стадий эволюции и социальной организации, пришёл к другому типу сознания, который, хотя и более рационален на вид, является не менее магическим: это сознание прагматическое, утилитаристское... научное. Примитивное магическое сознание, однако, отличается от современного в очень важном аспекте; то сознание было связано с естественным порядком вещей, с чем-то человеческим, эмоциональным; современное магическое сознание, наоборот, не содержит ни малейшего следа гуманизма, оно оторвано от природы, которой принадлежит всё то, что делает нас людьми.

Часть этого составляют чувства, среди которых сегодня превалирует только лишь чувство всевластия, которое пронизывает все идеи, захватывает умы, побеждает покорность и здравый смысл. Так, многие думают, — потому как это и в самом деле лишь вопрос веры — что человек способен одним прикосновением волшебной палочки науки и технологии наладить то, что было разрушено во имя прогресса и развития, калечащих окружающий мир. Мы кичимся тем, что приобрели столько знаний и инструментов, что мы такие мудрые и у нас так много всевозможных ресурсов, — что мы чувствуем себя способными менять мир, когда это покажется нам необходимым или когда нам вдруг захочется: так мы постоянно меняем экономические модели, типы общества и т. д.

Очевидно, что до сегодняшнего дня мы не могли этого сделать, и я очень боюсь, что те, кто отвечают за принятие соответствующих мер, тоже не смогут этого добиться в ближайшем будущем. Необходимы широта сознания, чувствительность, способность, убеждённость и смелость, чтобы принимать решения против тех, в чьих руках находится власть. Тем временем, мы всё ещё огорчаемся, когда события выходят из-под нашего контроля, словно у них своя собственная жизнь (например, экономический кризис или климатические изменения), и, вопреки здравому смыслу, всё ещё считаем природу лишь дополнением к нашему существованию, упуская то, что именно природа делает возможным наше существование. Мы — неотъемлемая часть природы, в действительности мы и «есть» природа, и до тех пор, пока мы не примем эту истину и не начнём жить «с» природой, а не «против» неё или «отвернувшись» от неё, мы будем лишь одним видом, — очередным — находящимся под угрозой вымирания, и будут обречены на провал все встречи и саммиты (даже на самом высоком уровне), организованные государствами, чтобы обеспечить наше выживание.

Правда заключается в том, что невозможно так обращаться с природой и разрушать планету во имя деформирующего прогресса. Единственный истинный прогресс — это тот, что связан с достижением психологического равновесия и происходящей из него рассудительности — нечто, что становится всё более и более далёким от мира политики, особенно с того момента, когда политика стала исключительно инструментом реальных центров власти, особенно тех, которые управляют капиталистической экономикой, этой прагматической, утилитаристской и псевдонаучной экономикой, которая разрушает планету и обедняет миллионы людей.

Психологическое равновесие и рассудительность — это качества, которых мы можем достичь только живя в гармонии с самими собой, с миром, которому мы принадлежим, и со «всеми» существами, что его населяют. Только так мы сможем спасти планету и разделить с ними прекрасный опыт короткого путешествия под названием «жизнь».

Возможно, это сознание тоже является магическим, как и все те благородные чувства, что позволили нам пережить величайшие трагедии истории. Как бы то ни было, мне кажется, что такая здоровая утопия — это нечто гораздо более творческое и конструктивное, чем уничтожение лесов во избежание пожаров.


Лиза
Vivir en contra de la naturaleza
El ser humano no puede vivir en contra de la naturaleza, ni siquiera de espaldas a ella. Pero hoy día es tan patológico el egocentrismo de los individuos de nuestra especie, que muchos se permiten considerar la naturaleza como un simple escenario imperfecto en el que casualmente les ha tocado vivir, y que precisamente por su inevitabilidad e imperfección merece ser tratado con indiferencia, desidia y en muchas ocasiones incluso con desprecio.

El ex presidente de un poderoso país dijo en una ocasión que si se querían evitar los incendios forestales, la mejor solución consistía en eliminar los bosques. Así de simple: modificar —o eliminar— todo aquello que hace "imperfecto" el medio que habitamos.

Ciertamente muchas cosas, en los diversos y diferentes ámbitos de la vida, son modificables y eliminables, y en no pocas ocasiones es preceptivo hacerlo —dejo los ejemplos en manos de la inteligencia e imaginación del lector—. Sin embargo, cuando se trata de la naturaleza deberíamos tener presente que desde la prehistoria hasta nuestros días, siempre que el hombre y la mujer —cito a ambos por no repetir ser humano— han metido mano en el orden natural, las consecuencias a corto, mediano o largo plazo han sido nefastas. La historia nos lo demuestra con claros ejemplos que se han ido haciendo más abundantes y evidentes quizás a partir de la revolución industrial, es decir, desde que fue concebida la actual idea de "progreso".

Esta es una idea que nació tarada, porque adoptó las premisas del crecimiento exponencial y de la acumulación ilimitada de conocimientos, bienes e instrumentos de desarrollo —económico, tecnológico, científico, etc.—. Se trata de un progreso "contra natura", selectivo, destructor, vacío de contenido..., vacío de humanidad, en las antípodas de la idea de desarrollo paulatino, equilibrado y sostenible, del cual los procesos naturales son ejemplo. En un progreso del tipo que conocemos sólo prospera la avaricia, la competitividad, el individualismo, la insolidaridad..., la deshumanización. Es un progreso deforme y deformador que agota los recursos, destruye el medio ambiente, enriquece a unos pocos y empobrece a millones, y pervierte la mente y la psique del individuo.

Así es, dentro de este progreso entendido como civilizador —o mejor dicho como sinónimo de sociedad civilizada— se inició la paulatina patologización psicológica del individuo, sobre todo en lo que se refiere a la potenciación enfermiza de su ego-antropocentrismo. Esto no sólo tiene consecuencias en las relaciones humanas, centradas en el egoísmo, en la priorización de la satisfacción de los propios deseos; también permitió que empezara a rodar por el mundo la falsa idea de que el ser humano está —o estará— en condiciones de controlarlo y "dominarlo" todo, incluida, por supuesto y sobre todo, la naturaleza que tantos disgustos proporciona al individuo por no estar hecha a imagen y semejanza de sus deseos.

Pura arrogancia, insana ambición... y carencia de inteligencia, sensibilidad y realismo. Nuestra especie, que se supone ha ido superando el pensamiento mágico de los primeros estadios de nuestra evolución y organización social, ha caído en otro tipo de pensamiento, que no por aparentemente racional es menos mágico: el pensamiento pragmático, utilitarista..., científico. El pensamiento mágico primitivo, sin embargo, se diferencia del contemporáneo en un aspecto esencial; aquél estaba conectado al orden natural, a lo humano, a lo emotivo; el pensamiento mágico actual, en cambio, no contiene el más mínimo vestigio de humanismo y está escindido de la naturaleza, a cuyo ámbito pertenece todo aquello que nos hace humanos.

Forman parte de ello los sentimientos, de los cuales hoy, prácticamente sólo el de omnipotencia prevalece, invade las ideas, coloniza las mentes y triunfa sobre la humildad y la sensatez. Así, la mayoría de las personas cree —porque efectivamente es una cuestión de fe— que el ser humano es capaz de solucionar con el simple toque de la vara mágica de la ciencia y la tecnología, lo que ha estropeado en nombre de un progreso y desarrollo mutiladores. Presumimos de haber adquirido tantos conocimientos e instrumentos, de ser tan sabios y contar con tantos recursos de toda índole, que nos sentimos capaces de cambiar el mundo cuando lo consideremos oportuno o se nos antoje: el modelo económico, el tipo sociedad, etc., etc.

Es evidente que hasta el día de hoy no hemos podido hacerlo, y mucho me temo que los responsables de adoptar las medidas pertinentes tampoco puedan lograrlo en el futuro inmediato. Se necesita amplitud de pensamiento, sensibilidad, capacidad, convicción y valor para tomar decisiones en contra de quienes realmente ejercen el poder. Mientras tanto, seguimos quedándonos anonadados cuando los acontecimientos escapan a nuestro control como si tuvieran vida propia —crisis económicas o cambio climático, por poner algunos ejemplos—, y, contra toda evidencia, seguimos considerando a la naturaleza como un escenario complementario de nuestra existencia, omitiendo que la naturaleza es el ámbito que hace posible esa existencia. Somos parte inseparable de la naturaleza, de hecho "somos" naturaleza, y mientras no aceptemos esta verdad y vivamos "con" la naturaleza y no "contra" ni "de espaldas" a ella, seremos otra especie —una más— en peligro de extinción, y estarán condenadas al fracaso todas las reuniones y cumbres que los Estados organicen al más alto nivel para garantizar nuestra supervivencia.

Lo cierto es que no es posible maltratar a la naturaleza y destruir el planeta en nombre de un desarrollo deformador. El único progreso verdadero es el que se relaciona con la conquista del equilibrio psicológico y la sensatez que de él proviene, algo que parece cada vez más alejado del mundo de la política, especialmente desde que ésta se ha convertido en mero instrumento de los verdaderos centros de poder, sobre todo aquellos que manejan la economía capitalista, esa economía pragmática, utilitarista y pseudocientífica que arrasa el planeta y pauperiza a millones de seres.

Equilibrio psicológico, y sensatez, son cualidades que sólo se pueden alcanzar viviendo en armonía con nosotros mismos y con el mundo al cual pertenecemos y con "todos" los seres que lo habitan. Sólo así podremos salvar el planeta y compartir con ellos la bella experiencia del breve viaje de la vida.

Quizás sea este también un pensamiento mágico, como son mágicos todos aquellos sentimientos nobles que nos han permitido sobrevivir a las grandes tragedias de la historia. Sea como fuere, me parece que esta sana utopía es más creativa y constructiva que eliminar los bosques para evitar incendios.
Вернуться к началу перевода
Обсудите эту работу с друзьями!
 
  При использовании авторских материалов указание автора
и ссылка на страницу конкурсной работы обязательны
Ваши голоса
Блестяще! 2 голоса
 
30 баллов за голос
Что-то в этом есть 1 голос
 
20 баллов за голос
Не впечатлило 0 голосов
 
10 баллов за голос
Разочаровало 1 голос
 
5 баллов за голос
Статистика     *данные на 18:00 (Москва, GMT+3)
Место в рейтинге Публицистика: 79
Средняя оценка: 21.25
Итоговая оценка: 10.63
Общее число оценок: 4
Число комментариев: 7
Число посещений страницы:
< Предыдущий перевод Следующий перевод >
Обсуждаем эту и другие работы на Форуме Конкурса >>>
Комментарии:    7
Сульма Меса
Сульма Меса говорит:
0
16.12.2012 15:31   #
Интересный текст вы решили переводить и отлично у вас получилось, он хорошо читается на русском и по моему мнению вы передали смысл текста. Поздравляю!
rolex replica
rolex replica говорит:
0
13.03.2017 10:11   #
Swiss Mido "inspiration comes from the 12 city building" world tour on the inspiration of the most ancient city of Beijing Railway Station perfect ending. Through this global tour, inviting the majority of users in the taste of this world famous architectural style at the same time, the selection of the Swiss Mido inspiration construction a watch. In the "inspired by the building" activities of the Beijing Railway Station site, an unprecedented atmosphere warm, the media guests from all walks of life together, Gongxiangshengju, and Switzerland Mido feel the full flavor of the legendary inspirational journey.
xukaimin
xukaimin говорит:
0
20.09.2017 12:29   #






























2017.9.20xukaimin
liuchunkai
liuchunkai говорит:
0
26.10.2017 12:51   #
20171026lck
20171026lck
Sewu Telu
Sewu Telu говорит:
0
26.02.2018 13:10   #
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-



perkasa
perkasa говорит:
0
01.07.2018 22:24   #
thank you for sharing
cinta
cinta говорит:
0
03.07.2018 21:17   #
Подписаться на новые комментарии к этой работе
Добавить комментарий
Ваше имя Обязательное поле
Ваш email Обязательное поле    Ваш email не будет опубликован
Комментарий:
Защитный код
Обсуждаем эту и другие работы на Форуме Конкурса >>>

 

 

Статистика конкурса

всего (сегодня)
Пользователи: 202 (0)
Переводы: 0 (0)
Комментарии: 75258 (0)
Иллюстрации: 0 (0)

Последние события

nsbivintobia: e results just fine for any average rider.As long since
nsbivintobia: <strong><a href="/">timberland outlet</a></strong> <strong><a href="/">timberland shoes</a></strong> <strong><a href="/">timberland boots</a></strong> <br><br><br><br><br><br><br>ÎïÒµ6Ôª£¬300ƽ·½£¬2Ôª.µç»°18616850982
nsbivintobia: <strong><a href="/">cartier roadster</a></strong> <br> <strong><a href="/">cartier tank</a></strong> <br> <a href="/">cartier</a>
nsbivintobia: <strong><a href="/">moncler jackets for men</a></strong> <br> <strong><a href="/">moncler jacket coats</a></strong>
nsbivintobia: <br><strong><a href="/">timberland outlet</a></strong> <strong><a href="/">timberland shoes</a></strong> <br><strong><a href="/">timberland boots</a></strong> <br><br><br><br><br><br><br>
nsbivintobia: <strong><a href="/">Women's Camrose Parka online store</a></strong> <br> <strong><a href="/">Women's Chilliwack
nsbivintobia: <strong><a href="/">canada goose kensington parka</a></strong> <br> <strong><a href="/">canada goose jackets</a></strong>
nsbivintobia: ÎïÒµ6Ôª£¬300ƽ·½£¬2Ôª.µç»°18616850982<strong><a href="/">moncler</a></strong> <strong><a href="/">moncler outlet</a></strong> <strong><a href="/">moncler jacket</a></strong> <br>ÎïÒµ6Ôª£¬300ƽ·½£¬2Ôª.µç»°18616850982<br><br><a href="/">
nsbivintobia: <strong><a href="/">Christian Louboutin for men</a></strong> <br> <strong><a href="/">men's Christian Louboutin</a></strong>
nsbivintobia: <strong><a href="/">black timberland boots</a></strong> <br> <strong><a href="/">white timberland boots</a></strong> <br>
Все события

Партнеры конкурса