Да укрепится ваше Родовое дерево, да восстановятся ваши силы, пусть Возрождающая Сила Огня пройдёт по вашим каналам, наполнит каждую вашу клеточку, каждую частичку вашего существа исцеляющей силой весеннего возрождения! Как весной оживает природа, так и мы оживаем i Как весной просыпается мать-Земля, так и мы просыпаемся, как по деревьям движутся соки, так и по венам движется кровь i Восстанавливаемся, Просыпаемся, Возрождаемся i

Однажды увидела с открытыми глазами лесную деревню. Дело было во времена насаждения христианства на Руси. Народ сильно сопротивлялся. Покинули жители и эту деревню, только одна девушка замешкалась. Вышел к ней из леса волхв, старый уже. Подошёл он к девушке и сказал, что сегодня его убьют, а он несёт знания древние, очень важные для Руси. Хочет он передать эти знания девушке, чтобы она сохранила их до нужного времени. Девушка удивилась, когда это он успеет её чему-то научить? Но волхв ей ответил, что всё успеет, а как враги придут, их птицы предупредят, девушка убежать успеет, а старик останется.

Собрали девушка со стариком камни у реки, понесли на полянку, место надо было открытое, солнцем освещённое. Выложили круг из камней, в центре круга шест поставили. Встала девушка в круг, рядом с шестом. Солнце уже высоко поднялось, встало прямо над кругом. Тогда старец решил, что пора. Открыл мысленно энергетический центр в голове девушки, полился туда свет, соединил свет от солнца с землёй, льётся свет по девушке в землю. Освещает весь контур её. Засветился старец, собрал все знания свои в свете и направил луч на девушку, вложил знания свои в её поле тонкое.

Тут птицы всполохнулись, стайками взлетать начали. Враги идут. Беги! Побежала девушка в лес. С гиканьем ворвалась в деревню конница с мечами оголёнными, но нашли в деревне лишь одного волхва, он уже в круге своём стоял, еле дышал. Привязали его к шесту и сожгли.
С тех пор женщины рода знания древние несут. Пробуждались они только краешком, лечили женщины, да и то малость.

Как-то спросила я у ясновидящей:
«Почему тётя моя так тяжело живёт?»
Ответила она мне:
«Потому что бремя на себе несёт, где-то с XII века, а структура её не выдерживает этой ноши, пусть сбросит ношу, легче жить будет».

Тут я вспомнила о знании волховском.
Время пришло отдавать, выписывать знания надо, а попробуй, выпиши.
Начала с родом работать. Долго работала, род исцеляла, за это время лишь крохи узнала.

В начале рода стоит РОД, потом три старца охраняют живую воду — родник рода человеческого. А дальше родовые деревья состоят из предков ваших, вас и потомков. Образуют предки наши канал света от РОДа единого, льётся благословение на потомков наших, если предки не пропускают свет, то и благословения нам не дождаться.

Поэтому работаем с родом, исцеляем и все семь колен осветляем, стоят все семь колен предков наших над нами и свет живой несут нам, и открываются нам дороги, здоровье вливается в нас, удача сопровождает нас.

Попробуйте свой род наполнить любовью. Представьте ваше родовое дерево и излучайте на него любовь. Род получит силу и станет крепче. Излучайте любовь на всех любимых, на своих детей, дети оперяются лучами любви!

При отсутствии живой энергии в роду, род умирает, семьи рода разрозненные, родниться не хотят, у них на это нет сил. Потомки деградируют, рождаются бесталанными, взрослые живут на нижних чакрах, что выражается погруженностью в низменные удовольствия, стремления к высшему не наблюдается.

Мы в первую очередь стараемся одеть и накормить своих детей, потом дать образование и постепенно приобщаем их к обществу потребления, даже не замечая этого, жертвуем постоянно своими интересами, и это считается нормой. Очнёмся, когда начинаем видеть жестокость, эгоизм и потребительство у детей, тогда возвращаемся к себе и к роду.

Очищаем род от туманно образной грязи, и там столько остаётся дыр, которые можно заполнить только любовью. Столько предков стоит и плачет, вся эта толпа нуждается в любви, у них нет даже сил для нового рождения, они не могут родиться снова, род не обеспечен энергией любви.

Когда род прослаивается любовью, то всё дерево покрывается свежей зеленью. Все предки становятся зелёными, уже не дерево, а целый лес деревьев. Огромная река, из неё люди достают детей и показывают мне, что у них получилось.

Изнутри начинают литься слова:
«Да укрепится ваше родовое дерево, да восстановятся ваши силы, пусть возрождающая сила огня пройдёт по вашим каналам, наполнит каждую вашу клеточку, каждую частичку вашего существа исцеляющей силой весеннего возрождения! Как весной оживает природа, так и мы оживаем! Как весной просыпается мать-Земля, так и мы просыпаемся, как по деревьям движутся соки, так и по венам движется кровь!

Восстанавливаемся, просыпаемся, возрождаемся!»
Услышав эти слова, приходят предки ваши, в белых одеждах предки стоят, радуются за потомков, ждут от потомков весенней радости, ибо энергия эта приятна для них. Не радуются предки потомкам унылым и неприятно сверху их созерцать. Видят предки богатства души вашей в сиянье оболока-ауры проявленной. Не молитесь уныло, а радуйтесь, радуйте предков своих и будет ваш род тогда богатым и многочисленным.

Не упражняйтесь день и ночь в злословии, а учитесь хорошим словам, радость и покой, в души людям, приносящими.

Любят предки ваши поющих людей, пойте чаще, укрепляйте гармонией род свой!

Особое почтение хранителю рода даётся, открывается дорога сквозь леса дремучие, тучи расходятся, посох священный в руки даётся, хранитель рода идёт, расступись народ. Ибо слава ваша, богатство и сила рода вашего в хранителя вложена. По чистоте и силе хранителя род определяется. Когда новый человек в роду рождается, хранителем благословляется. Мало силы у хранителя, не сможет защитить род свой, направить по пути потомков своих, проводить предков своих. Священная обязанность хранителя рода чтить обычаи предков, хранить и передавать знания родовые, оберёги на род ставить.

Путь священный превыше всего, кто по нему в роду пойдёт, тот и хранителя рода честь возьмёт.

Каждое седьмое колено хранитель родится, он с рождения знанием отличится.

Стоят три родовых старца, ждут проснувшихся, караулят собравшихся, помогает идти по родовому пути. Источник жизни в виде ключа сияющего охраняют старцы. Дают испить эту воду идущему, силу собрать для пути дальнего.

Прошу благословения, открывается родовая книга, свет тёплый течёт в меня, медовый, приятный, согревающий, Род встал сверху и много в этом роду чёрных людей, высохших, светлые люди пытаются их просветить, оживить, светом пронизывают. Распадаются тёмные души, а внутри семя показалось чистое, семя чистое открывается, Богородица сверху спускается, семя чистое в рученьки свои берёт, поклоны Богу бьёт, просит прощения за эти души, просит семена возродить, больше их не губить, простить, избавить род от погибели. Вдруг ожили семена, зелёными листьями покрылись, цветы на них распустились, цветы яркие, цветы красные, огромные. Стал каждый цветок расширяться, начал каждый цветок открываться, в нём ещё цветы разные, все прекрасные, каждый лепесток светится, переливается, аромат чудесный источается. Весь небесный род освещается сияньем волшебным, радужным, уходит вся темнота. Выливается пьянство и беднота, к красоте будет род стремиться, водички родниковой надо роду напиться, родниковой да ключевой, божественной да святой, из родника родового взятой. Родник родовой открылся, старцы снова пришли, кувшин живой воды принесли, вылили её в источник родовой, запенилась вся вода, вышла из неё вся беднота рода чёрного, влилась красота да богатство рода белого. Древний Бог пришёл, колодец обошёл, выпил весь яд и пошёл назад, стала водица в колодце чистая да живая. В роду её все пьют и оживают, крылья свои расправляют, поднимаются, к Богу направляются. Леда пришла, лебедей привела, лебёдушки ввысь поднимаются, в солнышко направляются, путь роду показывают. Летят души рода, поднимаются, к Роду небесному воспаряются. Прими, Род небесный, благослови, род мой до конца исцели!

Просите исцелить свой род, восстановить связь с родом небесным. Сверху идут души светлые, потом встречаются тёмные души, они не пропускают поток, искажают, в результате деформаций становится всё больше родовой энергии, и уже рождаются дети с деформированными телами. Чтобы этого не было в роду, просим почистить тёмные души, с них снимается шелуха, вплоть до семени. Как только показалось семя, просим Богородицу, чтобы она оживила семя. Концентрируемся на Богородице до тех пор, пока наше семя не превратится в зелёный куст, цветы расцветут красные, т.е. откроется первая чакра, ждём остальных цветов, пока чакральная система полностью не восстановится. Как только появится прозрачное, аурическое яйцо, окружающее все чакры, через него начнёт проходить поток, увидите радугу даже в мыслях, значит, всё получилось. Дальше просматриваете род до следующей тёмной души. Пока полностью не увидите, что поток проходит к вам. ВЫ почувствуете усиление родового потока. Изменятся отношения в семье. Может с кем-то удастся поговорить, кто вас раньше не слышал или разрешить какую-нибудь проблему.

Когда увидите восстановленную душу в виде прозрачной лампочки, концентрируйтесь на неё до тех пор, пока она полностью не наполнится светом, лампочка начинается светиться всё ярче, пока не растворит сияньем оболочку. Происходит такое не за один день, не торопитесь.
Как только восстановленная душа засветится, автоматически пойдёт восстановление всех других погасших душ в роду. Но обязательно выплывут кармические ситуации, которые создали эти деформации и вовлекут в процесс проработки всех родственников, так или иначе имеющих отношение к этим деформациям.

Деформации родовые могут вызывать родовые проклятия.
Открываю книгу памяти своей и пишу.

Давно это было. Когда бились ангелы с демонами, пошло тогда разделение на тёмных и светлых, разделились тогда и люди, проклинающие становились тёмными, прощающие — светлыми. Разливалось тёмное пятно проклятие на каждом потомке в роду, кто прощал, у того пятно уменьшалось, кто проклинал — увеличивалось. Так шло до сегодняшнего времени, времени преображения, когда ангелы на землю спустились до прямого с нами общения, научили людей отмаливать, отмаливать да медитировать, ошибки свои понимать, прощать, осознавать. Тогда начали люди понимать, что проклинать другой род — себе вредить! Себе врагом быть, плодить в роду своём потомков порченных.

Осознающих появляется всё больше, что только не делают люди, стирают пятна, вычищают, а другие в роду по-прежнему проклинают. Но есть сила великая — любовью называется, от неё все проклятья стираются. Только сила эта из самого сердца должна прорасти, вы должны полностью раствориться в любви, чтобы состояние любви сохранить и по выходу из мира внутреннего, излучаться любовь из нас должна всегда, какая бы не была у нас беда. Свои привычки убить да поддать, всех проклинать, надо у себя с корнем вырывать и оставит вас тогда тёмный мир, ибо тёмная суть в любви отмоется, мир расколотый снова восстановится и не будет в мире вашего тёмного и светлого, будет мир золотой, любящий, любящий и целостный!!!

Поговорим о людях, которые берут и чашу свою расширяют исправно. Но с чаши поток должен вниз изливаться, чтобы потомки могли наслаждаться Рода дарами. Многие держат дары, не пускают, чашу свою расширяют, карму отягощают, падают вниз тяжёлые, род бесталанным становится. Что не храним в себе, что отдавать умеем, то нам сверху дают в изобилии. Что отдавать боимся, то с трудом получаем огромным. Мы не владеем ничем, через нас лишь проходит поток, не должен он в нас застревать, должен стремиться вдаль. Образ стоит предо мной: энергетический вихрь в человеке вращается, потом излучать свет начинает, всех вокруг светом питает. Если вам дали больше, чем другим, это значит, вы должны всех вокруг напитать, обогреть, осветить, другим свет передать.

У человека жадного дети ворами часто становятся, у человека, любящего поесть да попить, дети пьяницами становятся. У человека, к добру стремящегося, дети ангелами становятся. Так стремитесь все к лучшему, стремитесь к красивому, миру чистому и духовному. Отрывайтесь от быта, входите в красоту мира тонкого и возвышенного. Будьте лучезарными. Пусть ваши души наполнятся светом до предела, а потом разверните этот свет к людям и излучайте, пробуждайте души мёртвые, освещайте души тёмные, наполняйте радостью печальных, добром — злых! Льётся сверху прана небесная, прана медовая, всех наполняет, Род каждого дитя питает, ни одного не оставляет. Пройдитесь по роду своему, отыщите жадного, который прану не пропускает, отыщите тёмного, который не излучает, исправьте эти души новыми образами, свет излучающими. Пусть сияет ваш Род во веки веков, потомками лучистыми укрепляется!

Вы творили молитвы свои усердные, поработайте теперь с образами осознанными. Род подчиняется слову Божественному, образу сильному. А что есть человек, как не образ Рода Всесильного? Голограмма Рода небесного на множество миров тонких ложится, в человеке продолжается. Человек так Богом рождается. Образы в человека изначально вложены чистые, поступками плохими, мыслями нечистыми, человек образы свои искажает, род свой искажёнными образами наполняет. Наша задача сделать снова род чистым, изначальным. Представьте образ Рода чистейшего, он в каждого человека вложен, потом образ Рода такого, каким ваши предки и вы его создали, наложите эти образы друг на друга и пойдёт чистка рода вашего, вашим сознанием подкреплённая! Род после этого станет освобождённым!

Души смотрятся сначала застрявшими в грязи, в железной решётке материального мира, затем души отмываются, становятся белыми, яйцеобразными. В результате помощи других, открытия каналов и других способов квантовых скачков, души переходят на другой квантовый уровень, где уже регулярно питаются высокими вибрациями и находятся в стадии трансформации, на следующем этапе развития души становятся прозрачными, подобно алмазам, являются проводниками, затем алмазы шлифуются, превращаются в бриллианты, которые способны полностью отражать истину, находятся в эволюционном движении в Божественный мир. В результате многочисленных усилий душа достигнет Божественного мира, в котором сама становится источником истины и света. Сначала светится как тусклая лампа, затем яркая, пламя без оболочки.

Токая же градация и у рода. Излучая любовь роду, наблюдайте за развитием душ своего рода.

Кто занимается исцелением рода, пожалуйста, посмотрите свой род на уровне душ. Представьте души предков за своей спиной. Обычно их видят в виде серых ядер, хаотически плавающих в сером тумане. Надо транслировать любовь из анахаты на души рода, пока не появятся соты, затем соты наполнятся медовой плазмой, ядра станут золотыми, солнечными, в серединках ядер появятся вертикальные сердцевинки разных цветов. Это не достигается за один день.

Важность работы с родом, родовым полем вы поймёте, если проанализируйте жизнь своих родственников. Не обращали ли вы внимание на то, что стоило кому-нибудь из родни женить или выйти замуж, как кто-то тут же разводился или овдовел. Не успеет кто-то родиться, как тут же другой родственник умирает.
Так слабое дерево сбрасывает свои листья и плоды, которые не может удержать.

Также, чтобы кому-то разбогатеть, надо кому-то потерять богатство, здоровье… В общем, освободить ячейку.

Чтобы не было ограничения в роду, надо укреплять свой род, намаливать, наполнять светом, любовью, добрыми делами улучшать карму рода.

Снова показывают знания родовые в виде валуна серого, который путь реке перекрывает.

Лежат руки на валуне. Хранитель встаёт. Лес появляется, река шумная да просторная. Идут люди в белых одеждах по берегу реки, говорят, что наконец-то пора пришла, отдать свои долги. Вглядываюсь в их глаза, они зелены, с миром пришли. Вытаскивают меч из моей спины. Вижу свой позвоночник кривой. Когда же род от правды отошёл, что по кривой дорожке пошёл? Ты не только себя выпрямляешь, ты путь роду человеческому выправляешь. Оглянись вокруг себя, много ли вокруг добра или всё больше зла?

Сделай добро для себя. Выпиши все вирши, что мы дадим тебе. Слово одно в веках проходит через род людской, слово чистое, слово громкое и это слово — слава. Слава Богам нашим, пришедшим со звёзд, слава Роду нашему! Славьте Богов, они вам не дадут забыть свой Род и народ, выведут из рабства, сделают вас сильными, помогут память восстановить, жизнь полюбить, новыми быть.

Снова руки мои на валуне. Отходят тонкие пласты от валуна, как лепестки. Прикладываю лепесток к третьему глазу. Вижу дружину сильную, витязи стоят. Собираются делать обряд, Разложили костёр, рассвета ждут, меч приготовили. Должен витязь новый меч в руках удержать, когда солнца поток по мечу пойдёт. Солнце уже поднимается. Юнец в окружении витязей к нему лицом обращается. Целая лента из центра солнца к мечу тянется, засиял меч! Вдруг потемнело небо, туча огромная солнце застлала, Перун молнией ударил, прямо в меч попал. Меч юнец удержал, сразу витязем стал. Достаточно знать у него чистоты, раз молнией не убит, раз смог выстоять в этот миг. Одна неожиданность может свалить. А тут молния сразу в меч вошла. Посвятила в витязи юнца. Мощная волна по витязю прошла, сила в него вошла. Стал вещим витязем паренёк. Удивил всех, кого мог. Начал книги мудрые читать. Другим становиться. У многих меняются даже лица после таких перемен.

Старый витязь подошёл, свой камень передал. Сказал, что уж очень устал и может теперь уйти на покой. Сделал свой выбор Перун, можно теперь отдохнуть. Склонился воин седой к быстрой реке, унесла вода его горести, очистилась душа, начал песню воин петь, как воевали они, землю защищали, не ели, не спали, только о свободе мечтали. Всё получилось, пора на покой. Людям мудрость свою передать и можно тогда полностью отдыхать.

Распахни, древний лес, мне мудрости своей врата! Встану я у дуба великого, мощного, священного. Попрошу я у дуба тайны мне открыть, захочу волхвом быть. Наполни меня тайной, священный дуб, наполни мудростью, огромный дуб. Всё, что вкладывали в тебя предки мои, всё, что вкладывали в тебя мудрые волхвы, мне сегодня отдай, мудрость свою мне передай. Встану я в широкий дуб, с ним сольюсь, вокруг него обовьюсь, дуб священный со мной заговорит, новую меня сегодня родит. Поднимается над дубом полная Луна, простою я так до заката дня, чтобы Солнце Красное и полная Луна вошли в меня. Тогда священная сурица в меня потечёт, испрошу я покровительства Богов. Род меня своей силою наделит, Солнце яростью, Луна мягкостью! Боги встанут вокруг, меня в круг приведут, Перун молнию направит, меня от старой жизни избавит. Загорюсь я Божьим огнём, возрождаюсь я сильным волхвом!

Держу руки на книге старца. Встречает старец с улыбкой и надеждой. Становится книга каменной, на ней буквы выпуклые. Рукой по буквам провожу, голову пустой оставляю. Много веков с тех пор прошло, как семь книг было передано людям. Писались они Богами, пришедшими с далёких звёзд, что были намного ближе к первоисточнику, чем люди Земли.

Осквернились люди Земли, измельчали со временем, всё плачут, да жалуются и не понимают того, что сами сходят с пути чистого, да прямого, им предназначенного с рождения. Пора уже подниматься с колен, свет излучать и сердце свое расширять, про манипуру не забывать, ведь что можно сделать без жара внутреннего? Вращается коловрат — жив человек, способен к творчеству. Издалека начинали старцы песнь свою, украшали её дубами крепкими, да ключами чистыми, песнь свою плели славно, передавали только чистым воспринимающим, чтобы передали её другим без искажений. Дуб стоит крепкий, да развесистый, рядом вода ключевая журчит, дуб питает, да чистой речью обладает. Испей, говорит, водицы моей, войдёт в тебя сила древних царей, знания немалые, хранили мы долго их, да время пришло наверх поднимать, вам отдавать, коль сможете взять.

По истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

Задачи :

    Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Оборудование:

    Компьютер Мультимедийный проектор Экран Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» Дидактический раздаточный материал для работы групп (в конспекте урока в таблице) Таблички на столах с названиями «родовых общин» Листы самоконтроля (приложение 2) Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир» Годер тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008

· Вигасина древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / , . – М., Просвещение, 2007

Основные даты : около 10 т. л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения

Ход урока:

Эпиграф: Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

Нет стране благополучья, царь не ведает победы

Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

Унсури

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель :

    Что вы ели вчера и сегодня? Из каких продуктов приготовлены эти блюда? Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему? Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока)

Мотивация (слайд 3).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т. л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

Работа в группах (слайд 5):

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

1. Земледелие возникло из:

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли :

А) мотыгу

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло:

А) более 2 млн. л.н. в Восточной Африке

Б) около 40 тыс. л.н. в Северной Африке

В) около 10 т. л.н. в Западной Азии

Г) около 7 т. л.н. в Двуречье


Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

4. Скотоводство возникло из:

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

Б) лошадь

В) корова

Г) собака

6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

Ремесло (слайд 11):

7.Что такое ремесло?

А) обработка земли

Б) разведение скота

В) изготовление изделий

Г) продажа товаров

8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

9.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

10. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (устно – слайд 12)

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

Г) земледелие

Д) ремесла


Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля.

(слайд 13) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода. путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

Учитель : Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т. л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени , они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот

Практическая направленность (слайд 15):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.) Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье (обращение к эпиграфу – слайд 16) Как вы поняли смысл высказывания? От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

Рефлексия:

    Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового я узнал на уроке? Чему научился?

Домашнее задание:

п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

Список использованной литературы:

Брандт древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты) Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. . – М.: Мысль, 1990 (эпиграф) Старобинская и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Приложение 1. Таблички на доске

1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

2. 10 тысяч лет назад

Западная Азия

3.Земледелие

Каменный топор

Зернотерка

4.Скотоводство

Ремесла

Гончарство

Прядение

Ткачество

Приложение 2. Лист самоконтроля

учащегося 5 ___ класса ________________________________

№ вопроса

В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

Всего баллов: ________ Оценка: ____________

См. приложение 1

Тема урока: « Возникновение земледелия и скотоводства».

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учеб­ника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

3. Формировать умение работать с тестами, с учебником.

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства;

метапредметные: самостоятельная работа в группах, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, решать тестовые задания;

личностные : осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; воспитание сознательного отношения к труду.

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.

Оборудование:

Карта мира

Компьютер

проектор

Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

Дидактический раздаточный материал для работы групп

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая История Древнего мира, 5кл., М. Просвещение, 2014

Тип урока : урок изучения нового материала

Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»

1. Как была открыта пещерная живопись?

2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей?

3. Какую роль играли эти звери в жизни людей?

4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?

Примерные ответы уч-ся: В пещере Альтамира в Испании археологи вели раскопки. Маленькая дочь одного их археологов заметила в пещере на потолке изображения быков. Оказалось, что эти рисунки делали древние люди. Так появилось живопись и искусство. Почему эти рисунки помещены в пещерах? Ученые не знают пока. Чтобы охота была удачной, человек наносил удары на изображения животных, веря, что тем самым его охота на них будет удачной.

Человек не мог объяснить сложные явления природы. Поэтому появилась религия, т. е. вера в сверхъестественные силы.

Учитель : Ребята, попробуем угадать тему нашего урока. Я думаю, вы справитесь, если ответите на следующие вопросы:

    Какими продуктами питания мы пользуемся каждый день?

    Что у вас вчера было к ужину?

    Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

    Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

    Откуда брали пищу самые первые люди?

    Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?

Мотивация

Учитель: Давайте п редставим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху.Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 тысяч лет назад в Западную Азию .

Закройте глаза. Мы перенеслись! Откройте. Что же мы видим? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания.

Мы должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения их от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины Что такое родовая община?

Давайте разделимся на три группы. Каждая группа будет помогать родовой общине.

(учащиеся делятся на 3 группы).

Учитель: Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. В одиночку человек не мог прожить. Человек от природы существо коллективное, он нуждается в общении с себе подобными. Но не только поэтому? Примитивными орудиями труда было трудно и охотиться, и обрабатывать землю. Поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин.

Рисуем схему на доске, а учащиеся работают с тетрадями.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.

Работа в группах:(10 мин).

Проблемное задание

Род Мамонта

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

Род Лошади

Приручение животных

Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..

22 п.2

Род Медведя

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину, мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__.

2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.

Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

О работе групп отчитываются старейшины.

Учитель: Старейшины! Перечислите, пожалуйста, новые виды занятий, которые вы открыли (земледелие. скотоводство, ремесло).

Учитель: Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.

После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.

1. Земледелие возникло из:

б) собирательства

в) рыболовства

г) ремесла

2. Скотоводство возникло из:

б) собирательства

в) рыболовства

г) ремесла

3. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

б) лошадь

в) корова

г) собака

4. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли :

а) мотыгу

в) каменный топор

г) гончарный круг

5. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

а) составляли племя

б) состояли из больших семей

в) управлялись советом старейшин

Проверяется правильность ответов, подсчитываются баллы. За каждый правильный ответ - 1 балл. Подсчет общего балла рода, у какого «рода» больше – больше способность к выживанию.

Обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Рефлексия:

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что нового я узнал на уроке?

Домашнее задание:

Приложение

Род Мамонта

Мотыжное земледелие.

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю… ., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1

Род Лошади

Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..

Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр. 22 п.2

Род Медведя

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова:

Мы научились изготавливать посуду и одежду.

    Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3

Дом на дереве, гроб на дереве, еда из дерева, одежда от дерева… Равновесие маленького мира папуасского племени полностью зависит от деревьев. Короваи как ветви большого растения, корни которого - вера и предки, а ствол - традиции.

Г ЕРОЙ
Силан Синдек

Старейшина клана Синдек, состоящего из нескольких семей. Возраст - около 45 лет, точно не знает. Родился и живет на родовой территории клана, в одноименной деревне в районе Янирума округа Бовен-Дигул. Вместе с женой и двумя дочерьми делит дом на дереве с семьей лидера клана.

К ОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Короваи, или колуфо

Этническая группа папуасов, расселенная в болотистых джунглях в верхнем течении реки Сирет на юго-востоке индонезийской провинции Папуа. Общая численность - около 3000 человек. Говорят на языке короваи, одном из тысячи языков острова Новая Гвинея. Письменность отсутствует. Самоназвание народа - колуфо. Ведут кочевой образ жизни. Строят дома на деревьях на высоте до 50 метров. До 1970-х годов короваи не имели контактов с иными народами, помимо соседних папуасских племен. Исповедуют анимизм. Не используют металлических орудий, практикуют охоту и собирательство. Основу рациона составляет саго.

Мой клан жил в этом лесу еще во времена моего деда. Это место, Синдек, носит имя клана. Мы, люди колуфо, - хозяева леса, а он - наш дом и кормилец. Мы всегда берем только то, что нам нужно для выживания. Нельзя рубить лишнюю пальму или ротанговый куст, если в этом нет необходимости. Нельзя убить еще одно животное, если охота уже состоялась. Лес поделен между кланами, а отдельные территории отданы духам.

Злых духов, как и чужаков, мы называем кваи. Если кваи заходит на нашу территорию, ему несдобровать. Мой лук всегда со мной, он часть меня. Я никогда не выхожу из дома без лука и стрел.


Короваи делают себе пирсинг, прокалывая нос шипом саговой пальмы. Женщины часто вставляют в прокол элементы костей летучей мыши

Мой дед говорил, что грозные люди асматы приходили сюда от большой реки. Они убивали мужчин и уводили женщин. Колуфо стали строить дома высоко на железных деревьях, чтобы кваи не смогли достать. Незаметно забраться к нам в дом невозможно: лестница крепится к самой крыше, и если враг начнет подниматься, то раскачиваться будет вся конструкция. Кроме того, вокруг дерева мы делаем засеку. Сухие ветки и стволы будут хрустеть под ногами приближающихся кваи. Мы их сразу услышим.

Люди, называющие нас короваями, пришли из-за Большого леса и Большой воды, чтобы уничтожить нашу веру, а вместе с ней и народ колуфо. Предки говорили, что однажды призраки с белой кожей вторгнутся в наши владения. Тогда земля расколется, все вокруг охватит огонь и горы будут падать с небес. Могущественный дух Гинол, создавший наш мир, разрушит его до основания и создаст новый…


Срубить пальму, содрать с нее кору и измельчить древесину - тяжелая мужская работа

Белые люди строят поселения вдоль большой реки. Они рассказывают нам про своих богов и возводят храмы на нашей земле. Они - кваи, им сюда путь заказан. Но многие наши соплеменники, особенно молодые женщины, уходят в их мир в поисках другой жизни.

У меня есть жена и две дочери на выданье. Иметь дочерей - большое счастье. Наши люди нередко враждуют между собой из-за женщин, которых всегда не хватало. Был случай, когда мужчина из одного клана выкрал в соседней деревне 13-летнюю девочку. Ее родители потребовали вернуть дочь. В назначенный срок девочку не вернули, и тогда ее родственники убили похитителя, а его тело принесли в свою деревню и съели.

Предки верили, что отмщение может быть полным только в том случае, если враг не просто убит, но и съеден. Душа заключается в мозге и желудке, а значит, нужно съесть именно их .

В моей деревне о каннибализме давно забыли. Однако у отдельных кланов он еще практикуется. Злой дух, будь то враг или колдун, должен быть уничтожен и съеден. Колуфо верят, что колдуны - кхакхуа - являются причиной смерти здорового человека, если он не старик и не младенец. Кхакхуа поедают человека изнутри и наполняют тело золой, чтобы никто не заметил произошедшего. Иногда умирающий успевает назвать имя приходившего к нему кхакхуа. Колдуном может быть мужчина из того же клана, друг или родственник. Если кхакхуа съел человека, колуфо должны съесть кхакхуа и таким образом уничтожить злого духа.

Есть духи, которых мы почитаем. Это духи наших предков, наши корни. Те, кто умер, обязательно возвращаются. Лидер клана на земле мертвых может отправить умершего обратно на родную землю в теле новорожденного.


Большинство домов строится на высоте 5–10 метров от земли

Чтобы задобрить духов в трудные времена, колуфо приносят в жертву свинью. Это самое дорогое, что у нас есть. Мы не разводим свиней. В лесу мы охотимся на диких кабанов, а их детенышей подбираем. Молочных поросят женщины выкармливают грудью, как своих детей. Потом свиньи фактически становятся членами семьи. Их-то мы и приносим в жертву духам.

Кровь и сало жертвенной свиньи предназначаются духу-создателю Гинолу, а мясо достается колуфо. Ритуал проходит у реки. Женщинам нельзя его видеть. В противном случае жертва не будет принята и беды племени не закончатся. Охотник должен пустить стрелу точно в сердце животного. И два дня после обряда, пока Гинол будет пить стекшую в воду кровь свиньи, никто не смеет входить в реку.

В нашей жизни много запретов. Мужчина и женщина не должны быть вместе слишком часто. Любой дом на дереве обязательно разделен на две половины: мужскую и женскую. Муж и жена не могут вести личные беседы на людях, только в уединении. Интимные места должны быть скрыты. Женщина носит юбку из волокон саговой пальмы, а мужчина надевает на кончик пениса дутамон - маленький чехол из листа дерева. Так делали мой дед и прадед, так делаю я и так будут делать мои дети.

Когда мальчик готовится стать мужчиной, мы ведем его в лес для сакрального надевания дутамона вдали от женских глаз. Дутамон, как и ротанговый пояс в несколько оборотов, - это одежда мужчины колуфо, которую дает лес. Иногда, если дутамон по каким-то причинам неудобен, мужчина колуфо надевает скорлупу ореха. Такой футляр мы называем баяк.


Короваи устраивают очаг прямо в доме. Для этого они выстилают место под костром слоем глины

Женщина, собираясь рожать, должна уйти из дома в лес. Рожать на дереве нельзя. Муж строит ей маленькую хижину в лесу. Спустя месяц после родов женщина с младенцем может вернуться в общий дом. Не каждая возвращается, многие умирают при родах. Еще чаще умирают новорожденные. Если первый ребенок не выжил, то родившемуся после него нужно отрубить фалангу пальца. Это жертва во имя жизни.

Когда колуфо умирает, родственники оплакивают покойника один день, и на следующее утро вся семья покидает дом, оставляя его вместе с запасами еды - духу умершего. Колуфо строят новое жилище в другом месте в пределах родовой территории.


Мы переходим на другую территорию, только когда истощается лес, дающий нам пропитание. Самое важное для колуфо - заросли саговой пальмы на болотах. Она наша кормилица. В добыче саго участвует весь клан. Мужчины каменными топорами долго рубят волокнистый ствол дерева, пока оно не рухнет на землю. Потом ствол, очистив его от коры, измельчают в крошку. После этого за дело берутся женщины. Они промывают древесную массу в воде - в корыте из пальмовых листьев, в результате чего на дне оседает крахмал. Из высушенного саго женщины делают хлеб.

Иногда срубленные пальмы мы целиком оставляем гнить в болоте, чтобы духи послали нам саговых личинок. Если вернуться через три полных луны, в стволе уже будет много больших и мясистых личинок жука-дровосека. Это наше главное лакомство, которое мы в первую очередь предложим гостю.


Личинка жука-дровосека - лучшее угощение

Один раз в году, когда идут большие дожди и пищи достаточно, несколько соседних деревень встречаются на празднике саговых личинок. Для этого строится большой дом на земле. Каждый клан приходит с родовым деревянным щитом, у каждого свой рисунок. Раньше на празднестве собиралось очень много колуфо. Еды хватало на всех. Мы всегда верили: чем пышнее торжество, тем большего благосостояния достигнет наш род и тем больше детей будут рожать наши женщины.

Сейчас семьи колуфо становятся все меньше, все чаще молодежь покидает наш лес, а традиции уходят в прошлое. Если так пойдет и дальше, только старшее поколение колуфо останется на родовой территории и род наш угаснет. И тогда темное пророчество предков сбудется: грянет гром, и Гинол уничтожит наш мир навсегда.

О РИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Папуа, Индонезия

Столица Джаяпура
Площадь провинции Папуа 309 934 км² (1-е место в Индонезии)
Население 3 672 000 чел.
Плотность населения 12 чел/км²
Площадь Индонезии 1 904 569 км² (14-е место в мире)
Население 255 млн чел. (4-е место)
Плотность населения 125 чел/км²

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ дома на деревьях на высоте до 50 метров в деревнях Абоу и Уалуп в районе Янирума; миссионерское поселение Байгон с протестантской церковью и домами на сваях.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА саговая лепешка с личинками жука-дровосека, свинина в саговом листе, запеченная под раскаленными камнями.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ сок «красного фрукта» пандана.
СУВЕНИРЫ нож из кости казуара, каменный топор с ручкой из железного дерева и ротанговой обвязкой, ожерелье из зубов собаки.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Джаяпуры ~11 050 км (от 18 часов полета без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 6 часов
ВИЗА россиянам не нужна
ВАЛЮТА индонезийская рупия (100 000 IDR ~ 7,5 USD )

Возникновение земледелия и скотоводства.

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

Задачи :

    Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей

    Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

    Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Оборудование:

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    Экран

    Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

    Дидактический раздаточный материал для работы групп

    Таблички на столах с названиями «родовых общин»

    Листы самоконтроля

    Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске

    Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир»

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008

    Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2007

Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас немного необычный урок на нашем уроке присутствуют гости давайте их по приветствуем (похлопали) Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята прежде чем познакомится с нашей сегодняшней темой давайте с вами немного поговорим!!! Сейчас мы с вами прочитаем эпиграф к уроку.

Актуализация знаний (слайд 1).

Учитель : Чтобы уже точно понять с нашей темой давайте с вами поговорим.

    Что вы ели вчера и сегодня?

    Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

    Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

    Откуда брали пищу самые первые люди?

    Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

    Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока) Эпиграф:

Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

Нет стране благополучья, царь не ведает победы

Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

Унсури

Мотивация (слайд 3).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху.Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

Работа в группах (слайд 5):

Группы

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Род Орла

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

1. Земледелие возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли :

А) мотыгу

Б) серп

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло:

А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке

Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке

В) около 10 т.л.н. в Западной Азии

Г) около 7 т.л.н. в Двуречье

(р-т з.13)

Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

4. Скотоводство возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

А) тигр

Б) лошадь

В) корова

Г) собака

6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

Ремесло (слайд 11):

7.Что такое ремесло?

А) обработка земли

Б) разведение скота

В) изготовление изделий

Г) продажа товаров

8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

9.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

В) строительство жилищ

10. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (устно – слайд 12)

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

В) охота

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля .

(слайд 13) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

Учитель : Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот

Практическая направленность (слайд 15):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)

    Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье

    (обращение к эпиграфу – слайд 16) Как вы поняли смысл высказывания?

    От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)

Рефлексия:

    Что на уроке было главным?

    Что было интересным?

    Что нового я узнал на уроке?

    Чему научился?

Домашнее задание:

п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

Список использованной литературы:

    Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)

    Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)

    Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Приложение 1. Таблички на доске

1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

2. 10 тысяч лет назад

Западная Азия

3.Земледелие

Каменный топор

Мотыга

Серп

Зернотерка

4.Скотоводство

Ремесла

Гончарство

Прядение

Ткачество

Приложение 2. Лист самоконтроля

учащегося 5 ___ класса ________________________________

№ вопроса

Ответ

Баллы

В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

Всего баллов: ________ Оценка: ____________

Лист Самоконтроля

Учащегося 5 А Класса __________________________________________

вопроса

9 10

ответ

баллы

В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

Всего баллов____________ Оценка ___________________

Род Бобра

Мотыжное земледелие. Составьте рассказ по картинкам о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

Род Орла

Приручение животных Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2

Род Ящерицы

Возникновение ремесел Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова:

Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3