В древнем Египте люди поклонялись богу мудрости и знаний по имени Тот. Считалось, что именно этот бог подарил людям письменность и науку. Его считали сыном верховного бога Ра. Прежде Тот был богом Луны и поэтому был связан с действиями небесных тел. В его функции входило наблюдение и контроль за внеземными светилами. Позже он стал богом мудрости, магии и знания.

Со временем богу Тоту приписывали покровительство над образованием и изобретение религиозных обрядов. В божественном пантеоне Тот был приближенным к верховному богу Ра. Египтяне веровали, что именно этот бог добился календарного исчисления в 365 дней, вместо 360.

Существует легенда о том, что бог мудрости в древнем Египте выиграл эти дни при игре в кости и добавил их в конец года, посвятив богам Осирису - богу возрождения и загробного мира, Сету, Хоруру, Исиде - богине женственности и материнства, и Нефтиде. Египтяне считали, что именно Тот разделил жизнь на годы, месяцы, недели и дни и вел соответствующий счет. Так же он вел записи дней рождения и дней смерти жителей Египта.

Чаще всего можно встретить изображения Тота в виде человека, у которого голова птицы ибис, а в руке трость для письма. Реже его изображения встречаются в виде обезьяны павиана. Египтяне считали павианов весьма умными животными. Тоту приписывали родство с богиней письменности Сешат. Иногда она выступала в роли его дочери, иногда в роли жены. Другие источники называют женой Тота богиню порядка и истины Маат.

Во время наибольшей популярности культа бога Тота появился миф о сотворении мира. Там говорилось, что Тот будучи ибисом сотворил из своего тела яйцо, из которого появился бог солнца Ра, а позже был создан мир.

Некоторые сказания говорят о том, что Тот был пришельцем. В подтверждение используются легенды космического происхождения Египта, его появления на земле из не откуда и то, что Египет был самым развитым государством того времени в долине Нила. Камень с выбитыми иероглифами, найденный современными учеными, рассказывает об огненном шаре, на котором прибыли боги. Во главе всех богов на этом шаре был Тот. Именно эти боги научили египтян медицине, математике и земледелию.

Сам бог Тот построил египетские города, изобрел приспособление для измерения воды в Ниле и нарисовал новый календарь. Тоту приписывается авторство книги “Изумрудная скрижаль”, а временем ее написания считается пребывание его жрецом в Атлантиде. Когда цивилизация атлантов погибла, Тот основал колонию ей подобную.

Храмы, построенные в честь Тота, не дожили до наших времен. Сохранились остатки двух из них. Это Ашмунейн (Гермополис Великий) и на расстоянии десяти километров от него Туна-Эль-Гебель.

бог мудрости Древнего Египта

Альтернативные описания

Бог, который «вытеснил» Заячий культ в Древнем Египте

В древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства

В древнеегипетской мифологии - бог Луны, мудрости, покровитель наук, синоним Гермеса

Бог с головой ибиса

Бог Луны у египтян

Египетский бог мудрости

Бог мудрости в египетской мифологии

Египетский бог с головой ибиса

Постоянный спутник и советник верховного бога Ра

Египетский бог, создатель письменности и календаря

Священные животные этого бога - ибис и павиан

Бог-писец в египетской мифологии, изобретатель чисел

Январь в древнеегипетском календаре

В египетской мифологии - бог Луны, мудрости, покровитель наук, синоним Гермеса

Древнеегипетский бог мудрости, с которым в эллинистическую эпоху отождествляли Гермеса, как покровителя магии

Египетский бог Луны

Другое имя Гермеса

Египетский бог

Гермес по-египетски

Бог мудрости у египтян

Федот, да не...

Бог-писец у египтян

Гермес у египтян

Богписец у египтян

. «... самый Мюнхгаузен»

Бог в образе ибиса

Бог луны и мудрости Древнего Египта

Мудрый бог египтян

Спутник и советник бога Ра

Отец богини Сешат

. «не этот» египетский бог (имя)

. «кто посеет ветер, ... пожнет бурю»

. «... самый Мюнхгаузен» (фильм)

Египетское божество Луны

Древнеегипетский бог мудрости, с которым в эллинистическую эпоху отождествляли Гермеса, как покровителя магии

Древнеегипетское божество

В египетский мифологии бог мудрости и луны, создатель письменности и календаря

) возникло в городе Гермополе (по-древнеегипетски – Хмун). Древние египтяне произносили имя этого божества, скорее всего, как «Джехути» или «Техути». «Тот» – грецизированная его форма. Упоминания о Тоте есть уже в весьма древних «Текстах пирамид », так что не исключено, что его культ был старше почитания других восьми главных богов Гермополя – Огдоады . Из-за скудости источников невозможно понять, почему и как Тот стал верховным богом в Гермополе и какова была его связь с Огдоадой.

Религиозные функции Тота довольно разнообразны. На первое место выступает почитание его как бога мудрости и знаний. Однако благодаря своей популярности позже он нередко выступал как демиург (творец мироздания) и победитель сил мрака. Уже в «Текстах пирамид» Тот упоминается и как бог луны. В древнеегипетской «Книге Коровы» рассказывается, как бог Ра приказал Тоту быть его заместителем, везиром на небе, ибо луна – помощник солнца в освещении земли. Не исключено, что Тот первоначально считался именно лунным богом, а уже потом с ним стало связываться представление о времени (фазы луны), счете, «ночной» магии, тайных учениях, знании письма и всех наук. Тот считался покровителем профессиональных писцов. Сохранился ряд молитв, адресованных писцами этому богу.

Тот – бог с головой ибиса

На виньетках 125-й главы «Книги мертвых » мудрый Тот фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, он участвует в вынесении окончательного приговора душе умершего, сердце которого взвешивается на точных весах. Отсюда Тот – «владыка Истины», судья в мире богов и покровитель судей. В мифологической сказке о «Злоключениях Хора и Сета » Тот является писцом божественной Девятерицы – эннеады . Во времена Нового царства он считался творцом разных языков, «отличающим язык [одной] страны от [языка] другой».

Священным животным Тота был ибис, а в более поздние времена и павиан. Он и изображался с головой ибиса.

В мифологической истории Египта, легендах о времени фараонов-богов, иногда рассказывается, что Тот правил нильской страной после бога Хора и до богини Маат , в течение 7726 лет. Однако в большинстве известных мифов и легенд Тот не выступает в качестве фараона. Гораздо охотнее в этом боге-мудреце видели не царя, а его советника и визиря.

Бог Тот был весьма почитаемой фигурой египетского пантеона. По характеристике Б. Тураева, он являлся у египтян «идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения» и ума. Культ Тота был широко распространен в стране. Помимо Великого Гермополя (Hermopolis magna) и Малого Гермополя (Hermopolis parva) культ Тота существовал в Фивах, Абидосе, Гераклеополе, Фаюме, Танисе, Бубасте, Эдфу, Дендере, Мемфисе, на Синае, в Нубии и т.д.

Изображение бога Тота в виде павиана. Ок. 1400 до Р. Х. Британский музей

В качестве супруги Тота чаще всего фигурирует богиня письма Сешат, затем богиня истины Маат и, наконец, Нехемауит. В рамессидовские времена в Саисе матерью Тота считалась богиня Нейт . В птолемеевские времена его матерью в Гермонте названа богиня Раит-Тауи.

Луна ассоциировалась у древних египтян не только с Тотом, но и с другими богами – прежде всего с членом фиванской триады богом Хонсу . В поздних текстах нередко говорится о божестве Хонсу-Тоте. Были еще лунные боги Дуау и Ях. Имя последнего и означает «луна».

Среди фараонов прославленной XVIII династии было четыре Тутмоса (в том числе и знаменитый ). Это «теофорное» имя в переводе означает: «Тот родил его». Родоначальник же этой династии именовался Яхмосом («Ях родил его»).

Древним грекам Тот сильнее всего напоминал их бога Гермеса . Именно поэтому египетский центр почитания Тота – город Хмун – назывался у эллинов Гермополем.

Тот — наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, Тот остается неизменным от первой до последней Династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу эзотерических Липиков. Его имя одним из первых появляется на древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель Киноцефала — обезьяны с головой собаки, который в Египте служил живым символом и воспоминанием о Третьей Коренной Расе («Тайная Доктрина», II, с. 230, 231). Он «Владыка Гермополя» — сочетание Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и лунным диском, и в руке держит «Око Гора», третий глаз. Он греческий Гермес, бог учености, и Гермес Трисмегист, «Трижды великий Гермес», покровитель физических наук и покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж.Бонвик, F.R.G.S.: «Тот… обладает мощным воздействием на воображение… в этой запутанной, и все же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства этого туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира человечества, при той грубости еще только — как предполагают — нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля.» Воистину, была некоторая доля правды в этом старом выражении, «Мудрость египтян». … «Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй Пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи, заключенные в нем, утвердились 6000 лет тому назад.» Согласно Платону, «Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел, астрономии, геометрии и букв». Прокл, ученик Плотина, говоря об этом таинственном божестве, заявляет: «Он властвует над каждым видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ». Другими словами, Тот, как Регистратор и Летописец Озириса в Аменти, Зале Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямблих указывает, что «крест с рукояткой (тау), который Тот держит в руке, был ничем иным как монограммой его имени». Кроме Тау, как прототип Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который стал Кадуцеем. М-р Бонвик говорит: «Гермес был самим змием в мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без видимого напряжения, по течению столетий. Он… представитель звездного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей в Египте.»

«Теософский словарь» Блаватская Е.П.

В египетской мифологии бог мудрости, счета и письма. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Происхождение Тота относится к древнейшему периоду. Отсюда эпитеты Тот - «владыка бедуинов», «владыка чужеземных стран». Центром культа был город Шмун (Хемену, буквально «восемь»; греческий Гермополь) 15-го Заячьего нома. Культ зайца был вытеснен культом Тота из почитавшихся животных (восьми богов-лягушек, змеи и павиана) только павиан сохранился как священное животное Тот и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на Тота. Тоту посвящались пять добавочных дней вне 12-ти месяцев года. Жрецами Тота были гермопольскне номархи. В конце 2-го тысячелетия до н.э. они носили титул сыновей Тота и ставили после имени царскую царскую формулу: «анх, уджа, сенеб» («да будет он жив, здоров и благополучен»). Священным животным Тота был ибис (Тот обычно изображался в виде человека с головой ибиса, палетка писца была его атрибутом). Как божество астральное Тот отождествлялся с луной, он считался сердцем бога Ра и изображался позади Ра-солнца. В позднем Египте Тота называли «серебряный Атон» («серебряный диск»). Тоту приписывали создание всей интеллектуальной жизни Египта. Как бог луны он вел счет дням. месяцам, году. Он разделил время на месяцы и годы. его называли «владыка времени». Он записывал дни рождения и смерти людей и вел летописи.

Тот создал письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали его своим покровителем и перед началом работы совершали ему возлияния. Под покровительством Тота находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя. Тот «управлял всеми языками» и сам считался языком бога Птаха. В эллинистический период Тоту приписывали создание священных книг, а также «Книги дыхания» (она создана в позднем Египте, вместе с «Книгой мертвых» ее клали в гробницу как имеющую магическую силу). В культе мертвых и в погребальном ритуале Тоту принадлежала ведущая роль. Как визиру богов и писец эннеады богов Тот присутствовал на суде Осириса. В «Книге мертвых» Тот изображался около весов, записывающий результат взвешивания сердца. Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании он принимает участие в погребальном ритуале всякого египтянина. Тот выступает защитником Осириса, прекращает борьбу Сета с Гором. Тот охраняет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. На этом основании Тот отождествлялся с богом Гермесом, который считался Психопомпом («ведущим души»). В религиозно-мистической литературе древних греков Тот выступал под именем Трисмегиста («трижды очень великого»). Отождествлялся с римским богом Меркурием.