Конспект

организованной образовательнойдеятельности с детьми подготовительной группы детского сада.

Раздел образовательной программы : «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Тема . КВН «Мы здоровью скажем «Да»!»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация».

Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.

Цели : развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу;

воспитывать чувства коллективизма и здорового соперничества; повышать взаимопонимание детей и родителей.

Материалы и оборудование : ракетки для бадминтона, воздушные шарики, мячи, кегли, плакаты: «Так держать!», «Ура!», «Смешарики, вперёд!», подносы, овощи и фрукты.

I .Вводная часть.

1.Вводное слово воспитателя.

Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети. Сегодня у нас К В Н.

Есть весёлая игра, называется она КВН.

Шутки, смех, вопрос, ответ, знает ту игру весь свет.

Что ж пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать в КВН, чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили, чтобы не было печали,

Чтоб на все вопросы отвечали.

II.Основная часть.

1. Начало КВН .

Наш КВН собрал друзей, и взрослых, и детей.

Доброжелательных гостей со всех краёв и областей.

Улыбки вам дарить не лень?

Так улыбайтесь каждый день!

Здоровый смех полезен, спасает от болезни.

А сейчас прошу жюри и участников КВН занять свои места.

Ой, ребята, а кто это к нам стучится? Ну-ка посмотрим. Да это же доктор Пилюлькин.

(заходит доктор Пилюлькин )

Доктор Пилюлькин . Здравствуйте! Врача вызывали? У кого тут болит голова и в горле першит?

Воспитатель . Здравствуйте, доктор! У нас все здоровы. К тому же наши дети и взрослые знают, что больным в детский сад приходить нельзя, можно заразить других.

Доктор Пилюлькин .А я принёс всё необходимое для лечения.

Воспитатель. Доктор Пилюлькин, это хорошо, что у вас есть лекарства на все случаи жизни. Но наши дети стараются обходиться без них.

Доктор Пилюлькин . Как без лекарств? Медицина – это серьёзная наука. Для лечения болезней рекомендуется принимать различные аппараты.

Воспитатель . А можно и не болеть. Послушайте, что расскажут участники нашего КВН.

2.Поэтическая минутка .

Утром рано умываюсь, – Зарядка всем полезна,

Полотенцем растираюсь.Зарядка всем нужна.

И от вас, друзья, не скрою.От лени и болезней

Зубы чищу, уши мою.Спасает нас она.

Чтоб здоровым быть и ловким,- Надо вам всем постараться

Я на завтрак ем морковку.И привычку завести.

Суп и мясо на обед,Физкультурой заниматься,

А на ужин – винегрет.Чтоб здоровыми расти.

- Воспитатель. Сегодня мы проводим КВН и предлагаем вам доктор Пилюлькин принять в нём участие.

Командам приготовиться к приветствию!

3.Приветствие команд.

Команда «Смешарики».

Игру мы начинаем и верим в наш успех.

Соперников приветствуем, девиз наш: «Спорт и смех!»

Команда «Крепыши»

Пусть победит сильнейший, девиз наш: «Спорту – да!»

Играть в весёлый КВН всегда.

Воспитатель. Желаем командам успеха!

4.Музыкальная пауза .

1,2, мы считаем, и шагаем, и шагаем.

3,4, 3,4, руки в стороны, пошире.

А теперь все потянулись, оглянулись, улыбнулись,

Покачали головой, ай – ай – ай, ой – ой – ой.

Вместе дружно все присели, потом встали, полетели.

И попрыгали прыг – скок, как кузнечик на листок.

И похлопали в ладоши, ты хороший, я – хороший.

5.Конкурс «Эрудит» .

а) Какую помощь надо оказать человеку, если у него болят зубы?

(перевязать щёку платком, пропо ло скать рот кипячёной водой, а если не помогает, то пойти к врачу )

б) Какие органы помогают нам узнать, трава зелёная, а помидор – красный?

(органы зрения – глаза)

в) По каким признакам можно узнать, что человек ушиб колено?

(течёт кровь, колено опухло, повреждена кожа)

г) По каким признакам можно определить, что человек простудился?

(повышена температура, боль в горле, кашель, насморк)

д) Как человек выражает радость?

(смеётся, улыбается , хлопает в ладоши, танцует)

е) С помощью, каких органов мы узнаем, что нас зовут обедать?

(с помощью органов слуха – ушей)

6.Конкурс «Пословицы и поговорки».

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о здоровье и спорте.

-В здоровом теле – здоровый дух.

-Чистота – залог здоровья.

-Спорт – лучшее лекарство от хвори .

-Спорт мы любим, с ним мы дружим, доктор нам в семье не нужен.

7.Конкурс «Пронеси, не урони».

Здоровье – это движение. Следующий конкурс изящен и грациозен. Спина прямая, подбородок приподнят, походка от бедра. Задача участников – ходьба с ракеткой, на которой лежит воздушный шарик.

8.Конкурс «Болото».

ервый у частник бежит и встречает на пути три обруча. Он должен одной ногой наступить в каждый обруч . Добегает до кегли, обегает её, затем возвращается назад).

9.Конкурс капитанов.

Ты присмотрись внимательнее, друг!

Мы конкурс капитанов начинаем.

Ты смелым будь! И ловким будь!

Уверены мы все – не проиграешь!

Капитаны! Капитаны! Улыбнитесь!

Ум и ловкость вам понадобятся здесь.

Капитаны, вперёд стремитесь, ведь команды ждут ваших побед.

(«Презентация витаминного блюда». Из набора продуктов выбрать наиболее полезные для здоровья)

10.Конкурс болельщиков .

В нашем зале собрались друзья,

Болеют за спортсменов все, и я.

Кричат им громко «Так держать!

К победе путь тернистый отстоять

Эй, болельщик, не грусти, ты команду поддержи!

Подними плакат!»

а) «Танцевальный марафон».

б) «Надуй шарик».

11.Конкурс «Пингвины с мячом».

Жарко у нас как – то. А не махнуть ли нам в Арктику к пингвинам? Заводные животные. Видели хоть раз живьём? Нет? Сейчас увидите! Да ещё не одного, а целую стаю.

Доктор Пилюлькин . Я тоже хочу провести конкурс. Пусть каждый участник ответит на вопрос: «Что значит быть здоровым?»

(ответы детей)

Доктор Пилюлькин . Мне всё ясно, теперь я знаю, чем можно заменить лекарства.

III.Заключительная часть.

Ну, а теперь слово жури.

Пусть КВН наш надолго запомнится.

Пусть все желания ваши исполнятся.

Пусть все болезни пройдут стороной.

А физкультура вам станет родной.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей г.Зернограда

«Мы здоровью скажем – Да!»

Внеклассное мероприятие по физической культуре

Урок по физической культуре для учащихся начальных классов.

Тема: «Мы здоровью скажем - Да!»

Цель урока:

Закрепить у учащихся представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;

Научить правилам точечного массажа.

Задачи:

Сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни;

Формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности;

Способствовать сплочению коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение дружить, общаться; развивать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, задания для групп на отдельных листах, цветик-семицветик.

Ход урока:

Здравствуйте! Какое важное слово я вам сказала? А что оно означает?

Здравствуй – это, значит, желать здоровья.

Вы хотите узнать, как быть сильным, красивым, здоровым? Тема нашего занятия «Мы здоровью скажем - Да!»

Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

А что значит быть здоровым по - вашему? Как вы понимаете это выражение?

Ответы детей: - Делать утреннюю зарядку

– Соблюдать режим дня

– Заниматься спортом

– Закаляться

– Соблюдать чистоту

– Правильно питаться и т.д.

Учитель: Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает.

– Ребята, а вы знаете, что есть такая страна Здоровья, и кто в ней живет? (Ответы учащихся).

Правильно, там живут счастливые люди, они никогда не болеют и не знают что такое боль или болезнь. Сегодня, я предлагаю вам отправится в страну Здоровья.

Для путешествия образуем 4 станции: «Спортивная», «Гигиена», «Здоровое питание», «Вредные привычки».

На доске цветик-семицветик.

Вы знаете сказку Валентина Катаева «Цветик –семицветик»? (краткий пересказ). Вот и у нас на доске появился цветик… Он поможет попасть в страну здоровья.

Дети открывают по очереди лепестки и читают на них:

    Здоровье – это красота.

    Здоровье – это сила и ум.

    Здоровье – это богатство.

    Здоровье нужно беречь.

    Здоровье нужно всем.

    Здоровье – это жизнь.

    Здоровье – это счастье и успех.

Отправимся в страну здоровья…

Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку -
Утром сделаем зарядку!
И без всякого сомненья.
Есть хорошее решенье -
Бег полезен и игра,
Занимайся детвора!

Проводится разминка под музыку в движении:

Приставными шагами правым и левым боком;

Прыжки с подскоком;

ОРУ в движении.

Учитель: Это бодрость и здоровье
Это радость и веселье
Плюс хорошая фигура
Вот что значит... (Физкультура .)

Молодцы ребята, мы с вами прибыли на станцию «Спортивная».

Перед нами « Корзина здоровья»

Учитель: Испытание – эстафета. Перед вами на лицевой линии лежат кубики. Каждый кубик- элемент здорового образа жизни. На лицевой линии за командами стоят «корзины здоровья». Ваша задача как можно быстрее их заполнить.

Команды строятся перед трехметровой линией в колонну по одному. На лицевой линии перед командами лежат кубики. На лицевой линии за командами стоят корзины. По сигналу первые номера бегут к лицевой линии, берут один кубик, бегут с правой стороны вдоль команды, опускают кубик в корзину, передают эстафету с левой стороны касанием руки следующему номеру, не заступая за линию старта.

Ведущий: Корзины здоровья заполнены. Давайте посмотрим, что же мы туда положили. Я буду доставать из корзин кубики, а вы по очереди называть элементы здорового образа жизни, которыми наделены все жители страны Здоровье.

Ведущий достает кубики, и участники эстафеты по очереди называют элементы здорового образа жизни.

Учитель: Молодцы, ребята! С заданием вы справились. Я приглашаю вас дальше совершить веселый поход в страну здоровья, в ходе которого будем учиться беречь и укреплять свое здоровье, правильно закаляться, питаться.

Следующая станция «Гигиена»,

1 этап – закончи фразу…

С головы до самых пяток,
В теле должен быть …порядок .

Каждый с детских лет одет
В прочный мышечный …скелет.

Чтобы тело было крепким
Поднимайся, не ленись
На… зарядку становись!

Когда идёшь по улице,
Не надо, друг, …сутулиться !

Не гнись, пожалуйста, дугой,
Сиди… прямее , дорогой.

Чистить зубы надо часто,
Друг зубов – ….зубная паста.

Чтоб дёсны были крепкими,
Грызи ….морковку с репкою.

Сластёна, зубы пожалей,
Работы много у ….врачей !

Загадки:

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое?... (Полотенце)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне! (Мыло)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовёшь меня – бегу,

От болезней берегу! (Вода)

А для чего нужны полотенце, мыло, вода?

Ученик : Интересный эксперимент провели американские учёные-медики: одному из подразделений морских пехотинцев было приказано мыть руки не менее 5 раз в день с мылом. Результат был впечатляющий: количество простудных заболеваний в этом подразделении сократилось на целых 45%. Врачи объясняют этот факт тем, что вирусы, вызывающие простудные заболевания, в основном передаются воздушно-капельным путём. Не менее значим и контактный путь. Например, человек кашляет в ладонь, а потом берётся за ручку двери; следующий, кто коснулся этой ручки, почешет себе нос –вот и может произойти заражение.

Хором: Мойте чаще руки и не будете болеть!

Учитель . Существуют продукты, которые полезны людям. Это кефир, рыба, овощи, фрукты, ягоды и т.д.

Но есть продукты, которые вредны для здоровья. Это сахар, чипсы, конфеты, газировка, шоколад в больших количествах.

А так же есть продукты, которые не приносят вреда, но и не являются полезными для здоровья. Это различные булочки, пирожки, пампушки и т.д.

Все полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами. Особенно много витаминов содержится в овощах и фруктах.

Ребята, часто ли покупают вам витамины родители? А где они их покупают? (Ответы детей)

Не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины «живут» рядом с нами. В овощах и фруктах. Ребята, какие фрукты вы любите? А есть фрукты, какие вы не любите? (Ответы детей).

Надо есть как можно больше овощей и фруктов, они помогают человеку быть всегда бодрым и здоровым, т.к. в них много витаминов. Если вы кушаете фрукты и овощи, то вы должны быть сильными, здоровыми, красивыми и внимательными.

Пейте больше соков, ешьте больше фруктов,

Вам они подарят радость без труда.

Мы же понимаем, что здоровье наше

Нам дано поверьте, раз и навсегда.

Задание: Составить пирамиду питания из предложенных пазлов и сделать анализ.

Учитель: Но, к сожаленью, несмотря на правильное питание, часто многие заболевают, подхватывая разные вирусы. Сейчас осень и скоро наступит зима.

Чем чаще всего люди болеют в это время года? (Грипп, простуда)

Поднимите руки, кто болеет 1 раз в году? А кто болеет 2 и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка. Давайте изменим установку и запомним, что человеку естественно быть здоровым! Существует много способов защитить себя от болезней. Один - из них точечный массаж.

Посмотрите сколько много точек для массажа, вы наверное слышали, что существуют активные точки на лице и теле человека , о точечных, аккупунктурных массажных воздействиях, которые снимают боль, облегчают недуги, и это ещё не все. Мы с вами потренируемся на одной. Повторяйте за мной.

1.Ищем пальчиком кружочек,

Нажимаем на звоночек.

Девять раз вращаем влево,

Выгоняем вирус смело

2.Девять раз вращаем вправо,

Удирает вирус! Браво!

Раз, два, три, да раз, два, три

Прочь бегут от нас враги!

Только обязательно делать всё старательно!

Есть аксиома здорового образа жизни: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Закаливание организма – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма, вырабатывают иммунитет. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма.

Можно закаляться принимаявоздушные и солнечные ванны, выполняя обливание, обтирание и купание.

Знаете ли вы правила закаливания? (Нельзя сразу купаться в холодной воде, постепенно увеличивать время процедур, снижая температуру).

Всё правильно, но помните, что закаливание организма необходимо проводить изо дня в день, без длительных перерывов, и не зависимо от погодных условий. Положительный результат будет лишь в том случае, если закаливание будет постоянным.

ВИКТОРИНА.

Вы отвечаете на вопросы ДА- хлопок руками над головой, НЕТ – топотом ногами.

    Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (ДА)

    Верни ли, что жвачка сохраняет зубы? (НЕТ)

    Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (НЕТ)

    Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10.000 человек? (ДА)

    Правда ли, что бананы поднимают настроение? (ДА)

    Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (ДА)

    Отказаться от курения легко? (НЕТ)

    Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (НЕТ)

    Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (ДА)

    Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (ДА)

    Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (НЕТ)

    Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (ДА)

    Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (ДА)

    Правда ли, что детям достаточно спать ночью 8 часов? (НЕТ)

Приоткрыли тайну мы,

Как здоровым в жизни быть:

Кушать что и чем лечиться

И по жизни не грустить.

Конкурс «Вереница»:

Команда стоит в колонну по одному, у первого мяч. По команде 1 участник передаёт второму мяч над головой, 2 передаёт 3 и т.д. Последний получает мяч бежит вперёд, обегает кубик, возвращается назад, встаёт в начало команды и передаёт мяч над головой следующему участнику. Все участники по очереди выполняют игру. Когда 1 участник получит мяч в конце колонны, он бежит вперёд и становится в начале колонны и поднимает его вверх.

Учитель : И последняя станция у нас в пути «Вредные привычки».

Здоровый образ жизни это не только занятия физкультурой и спортом, здоровое питание, гигиена тела, закаливание, но и борьба с вредными привычками. А помните ли вы их? Определите, что вредно , а что полезно .

Расположите на доске по столбикам. Задание выполнить по командам отдельно девочки и мальчики.

  • употреблять спиртные напитки,

    смотреть близко телевизор

    употреблять в пищу морковку

    заниматься физкультурой

    тереть глаза грязными руками

    гулять на свежем воздухе

    кушать много конфет

    пить парное молоко

Молодцы, вы всё выполнили правильно.

Этап рефлексии:

– Сегодня вы услышали много советов по укреплению здоровья, как вести здоровый образ жизни. Представьте, что вы встретили знакомого. Какие дадите ему советы, по укреплению здоровья. Напишите свой совет на молодильных яблочках. Теперь своими пожеланиями украсим дерево здоровья.

Завешаем свой рассказ,

Расставаться пробил час.

Говорим мы: до свидания,

До весёлых новых встреч!

Хором: Будьте здоровы!

Вы сегодня приняли участие в новом для вас празднике. У вас в руках шарики. Если вам не понравился сегодняшний праздник и у вас грустное настроение, то опустите шарик вниз, а если вам всё понравилось, у вас прекрасное настроение, то поднимите ваш шарик вверх.

Всем спасибо и крепкого вам здоровья.

Список литературы:

Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. – М., 2008.

Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. – М., 2001.

Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. – М., 2001.

Кузнецов. В. С., Колодницкий Г. А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М., 2003.

Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. – М., 2004.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №56 («Смородинка»)

Департамента социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений

Администрация МОГО «Воркута»


Г. Воркута 2012г.

Паспорт педагогического проекта



Структура

Содержание

Тема

«Мы здоровью скажем: да!»

Адресация проекта

Рекомендуется воспитателям для работы с детьми, всех возрастных групп.

Руководители проекта

Пономарева Лариса Васильевна-воспитатель,

Перловская Лариса Геннадьевна-воспитатель.


Участники проекта

Воспитанники всех возрастных групп, воспитатели, старшая медицинская сестра, руководитель физического воспитания.

Возраст воспитанников

От 1,5 до 7 лет.

Особенности проекта

По продолжительности: среднесрочный (4 месяца)

Цель проекта

Снизить процент заболеваемости детей простудными заболеваниями, при помощи закаливающих процедур.

Задачи


  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Отобрать надежные авторские методики.

  3. Создать условия для укрепления физического здоровья детей.

  4. Провести оценку результатов.

Пояснительная записка.

Систематическое закаливание - испытанное и надежное оздоровительное средство!

Особенно если за основу взяты разработка известных и проверенных авторов. Однако большого прока не будет, если при проведении закаливающих процедур пренебрегать теми принципами, которые выработаны практическим опытом и подкреплены медико-биологическими исследованиями.

Наиболее важные из них - систематичность, постепенность и последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм.

Принцип систематичности требует ежедневного выполнения закаливающих процедур. Для достижения высокой степени закаленности необходимо постоянно повторять воздействия того или иного метеорологического фактора. Итак, первое условие: процедуры проводятся не от случая к случаю, а систематически, каждый день! Повторность воздействия того или иного метеорологического фактора совершенно обязательна. Иначе добиться желаемого закаливающего эффекта невозможно. Систематические закаливающие процедуры повышают способность нервной системы приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Стало быть, закаливание следует проводить ежедневно!

Свою закалку можно сохранить лишь путем непрерывного выполнения необходимых закаливающих процедур - невзирая ни на возраст, ни на время года. Если перерыв будет вынужденным, то закаливание возобновляется как бы от исходной точки: начинают с мягких процедур, затем постепенно переходят к более сильным. Словом, придерживаться общепринятого правила:

от простого - к сложному!

В ходе подготовительного этапа, во всех группах была проведена консультативная работа с родителями, с целью вызвать позитивное отношение к закаливанию и обосновать его значимость. Все желающие родители смогли пронаблюдать ход закаливающих мероприятий в режимных моментах.

ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

В работе нашего учреждения мы используем следующие виды закаливания:

Традиционные виды закаливания детей:


  • утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

  • оздоровительная прогулка

  • воздушные ванны

  • воздушные ванны с упражнениями

  • сон с доступом свежего воздуха

  • умывание в течение дня прохладной водой

  • полоскание рта прохладной водой

  • хождение босиком до и после дневного сна

  • хождение босиком по «дорожке здоровья»

  • (массажные коврики) после дневного сна

  • солнечные ванны

  • топтание в тазах
Нетрадиционные виды закаливания детей:

      • «Льдинка» (М. Кузнецова)

      • хождение по мокрым солевым дорожкам (Ю.Ф. Змановский)

      • контрастные водные ванночки для рук (В. Алямовская)

      • полоскание носоглотки прохладной водой с элементами психогимнастики

      • (Ю.Ф, Змановский, В.Т. Кудрявцев)

      • игровой массаж (Интерпретация и адаптивный вариант методик

      • специального закаливания детей А.Уманской и К.Динейки).
На них мы остановимся подробнее.


МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
КОНТРАСТНЫЕ ВОДНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ РУК

Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут.

ХОЖДЕНИЕ ПО МОКРЫМ СОЛЕВЫМ ДОРОЖКАМ (приложение 1.3)

Ю.Ф. Змановский

После дневного сна дети выполняют гимнастические упражнения, проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами.

Вода для замачивания одеяла от 38 до 40 град каждые два дня снижается на 1 град до 20град. Состав раствора: вода 10 л, поваренная соль 400г.

По мокрому одеялу с 30 секунд до 2 минут топчутся дети

Ведро для замачивания одеяла, одеяло, ребристая доска, резиновый коврик с шипами.

Воспитатель, медсестра, обязательный контроль.

«ЛЬДИНКА» (приложение 1.2)

«Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий

кровеносные сосуды и тренирующий иммунную систему ребенка.

Дети лежат в кроватках. Воспитатель берет кусочек льда (в пакете) и по часовой стрелке круговыми движениями делает три поворота по ступне ребенка, тут же закрывает ножки ребенка одеялом и переходит к следующему. Так она выполняет три раза. Через неделю воспитатель каждому ребенку делает уже четыре круговых движения, так доводится до десяти раз. После того, как воспитатель закончит растирание, медсестра начинает проводить массаж стоп детей махровой рукавичкой.

Далее включается спокойная музыка, на фоне которой воспитатель ходит от ребенка к ребенку и поглаживает их, кого по ручке, кого по головке, кого по тельцу, приговаривая слова:

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном спокойным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают. Засыпают (2 раза),

Дышится легко… ровно… глубоко…


Если ребенок заболел в период проведения закаливания, то после его возвращения начинать закаливание нужно с массажа сухой рукавичкой и только после двух недель сухого массажа –

закаливание льдинкой, но опять с трех раз.

Часто болеющим детям проводится только сухой массаж.


ЗАКАЛИВАНИЕ НОСОГЛОТКИ. ПОЛОСКАНИЕ РТА И ГОРЛА

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ НАПИТОК» (приложение 1.4)

Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах температурой 36-38 °С.

Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника,

которому всё подвластно.

Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:

Я хороший, добрый ребенок,

Всем детям в группе я желаю здоровья,

Пусть все будут добрыми и красивыми,

Милыми и счастливыми, а...у...м...»

Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные - такие, какие подсказывает

собственное воображение.

Водичка вкусная и приятная.

Я никогда не буду болеть.

Я - здоров.

Дети полощут рот, промывая водой всю его полость.

После этого со звуком «а...а...а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду.

Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем

его можно сравнить?

Постепенно температура воды снижается до 8-10 °С с целью достижения закаливающегося

эффекта.



ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей

А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.


«Поиграем с носиком » (Приложение 1.1)
1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем, вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

покажи.


Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик- баловник!

Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается дом.

Массаж волшебных точек ушек.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных

за ушной раковиной и связанных рефлекторно, почти со всеми органами тела. Массаж этих точек

полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от

простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3

раза в день.

«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони, и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину. Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.

Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди.

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Хлопаем ушами.

А сейчас всё тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.


«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем - растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

В детском саду детей знакомят с ценностями здорового образа жизни, воспитывают

потребность в двигательной активности.


Чтобы мы никогда и ничем не болели,

Чтобы щёки здоровым румянцем горели,

Чтобы было здоровье в отличном порядке,

Всем нужно с утра заниматься зарядкой.


Босохождение (приложение 1.5)
В своей работе, наше учреждение использует босохождение на утренней зарядке и на занятиях

физической культурой.


Заключение
В результате проведения проектной деятельности можно сделать следующие выводы:

У детей повысился интерес к закаливающим процедурам. Они с интересом выполняют предложенные им задания и процедуры.


В целом, в учреждении снизился уровень заболеваемости простудными заболеваниями на 20 %.
Методики представленные в проекте будут в дальнейшем использоваться в работе групп.

Приложение 1.1

Приложение 1.2

Приложение 1.3

Приложение 1.4

Приложение 1.5


Приложение 2.1

От теории к практике.

Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является.

Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма.

Закаливание для ослабленного ребенка имеет еще большее значение, чем для здорового. Необходимо ослабить его чувствительность, усилить сопротивляемость. Эта цель достигается системой закаливания. Осуществлять закаливание следует только при полном физическом здоровье детей;

Интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;

Требуется систематичность и последовательность при проведении закаливания.

Стабильность условий внешней среды - постоянная температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) - приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является главным проявлением родительской любви. Это приводит к тому, что физические факторы - движущийся воздух – «сквозняк», или температура в комнате +17°С становятся источником повышенной опасности. Несомненно, что тренировать способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды стоит и дальше. Необходимо организовать уход, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур, как воздуха, так и воды, использовать все возможности для контакта с естественными факторами природы. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и повышают эффективность закаливающих процедур. Контрастные процедуры не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению. При их проведении существенно улучшается кровоток в носоглоточной области.

Деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения базируется на понимании здоровья как целостной категории, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную и духовную стороны его проявления.

Таким образом, коллектив нашего детского сада поставил цель – совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях ДОУ.

Ю.Ф. Змановский делит методы закаливания на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные). К нетрадиционным – методы, основанные на контрасте температур.

Основная задача – введение нетрадиционных методов закаливания ребенка. Как показывают многочисленные исследования, наиболее эффективными влияниями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, создаются условия для повышения сопротивляемости организма.

Конечно же, ещё один не маловажный фактор, который мы учитывали в первую очередь, это проверенные и надёжные методики известных авторов.

Хотим сообщить вам, что в процедурах закаливания принимает участие воспитатели группы, младшие воспитатели, старшая медицинская сестра и руководитель физического воспитания.

Уважаемые родители!

А сейчас мы предлагаем вам вместе со своими детьми пройти в группу и проделать вместе с детьми все то, чем мы планируем заняться с ними в последующее время. Итак. Идем закаливаться! Эти знания помогут вам самостоятельно закаливать детей. Когда вы остаётесь на домашнем режиме и в выходные дни, чтобы систематичность закаливания не прерывалась!

Список использованной литературы.

Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст]. –

Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). –

Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма [Текст]. –

Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях [Текст]. /Медицинская сестра. – 1987. – №1. – С.20-24.

Закаливание. [Текст]. –

Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.

Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ [Текст]. /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61.

Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». [Текст]. –

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». [Текст]. – М.: ИДОСВ РАО, 2003–

Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.107-111.

Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью [Текст]. / Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С.84-95.

Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.

Николаева Л.Остеопатическая гимнастика. [Текст]. /Обруч. – 2007. – №1. – С. 40-43

Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

Погодаева Т.Н. Комплексное воспитание здорового образа жизни у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст]. –

Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.-Л.: Медицина, 1991г. –

Растить детей здоровыми [Текст].: практическое пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 – 76с.

Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности [Текст]. / Педагогический вестник. – 2000. – №12. – С. 23

Холод для здоровья. Иммунитет и стресс. [Текст]. – .

Чупаха И.В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (текст): научно-практический сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.

Яковлева Л.Ю., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Программа «Старт». Методические рекомендации [Текст]. – М.:Владос, 2004. – С.4-13

Спортивные эстафеты в средней группе детского сада.

«Мы здоровью скажем: - ДА!»

Воспитатель: Мельникова И.В.

Цель: Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

    содействовать повышению интереса к активному и здоровому образу жизни;

    развивать интерес к физической культуре;

    воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Ход мероприятия.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня на нашем празднике спорта. Мы начинаем спортивные соревнования «Мы здоровью скажем – ДА!». Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте.

На спортивную площадку

Приглашаем мы всех вас!

Праздник спорта и здоровья

Начинаем мы сейчас

В соревнованиях примут участие команды: «Весельчаки» и «Счастливчики».

Повторяем с детьми правила игр-эстафет:

Играем честно и сообща.
- Играем не ради корысти, а ради удовольствия.
- Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.

Ведущий:

Для занятий, как известно,

Обруч нам необходим.

И красиво, и полезно

Упражненье делать с ним.

1. эстафета. «Прыжки на двух ногах из обруча в обруч».
У каждой команды по 5 обручей. Необходимо как можно быстрее прыгать из обруча в обруч, при этом их не задеть. Оценивается скорость и аккуратность ребенка.

2 .эстафета . « Пролезь в обруч».

4 обруча разложены один за другим. Бегут к обручам, берут его двумя руками, поднимают над головой и пролезают через него. Обруч кладут на место и бегут к следующему обручу. Обратно возвращаются бегом по прямой.

Ведущий:

Если хочешь стать умелым,

Сильным, ловким, смелым,

Научись любить скакалки,

Обручи и палки.

Никогда не унывай,

В цель мячами попадай.

3.эстафета “Самый меткий”

Воспитатели стоят на расстоянии от своих команд, лицом к ним, в руках у каждого обруч. Игроки по очереди пытаются попасть в обруч мячом.

4 эстафета «Прокати мяч».

Мяч катить двумя руками до стойки, затем взять его в руки и бегом назад к своей команде. У линии старта передают эстафету следующему.

5 эстафета «Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым ногами».

Каждый ребенок в команде зажимает мяч между колен и прыгает до - финишной прямой, стараясь не уронить мяч. Обратно возвращается бегом.
У линии старта передает эстафету следующему касанием руки.

Воспитатель: Вы, наверное, устали

Отдохнуть вам всем пора,

Ну а чтобы не скучали,

Вам загадки знать пора.

Ведущий загадывает загадки на любую тематику:

Он лежать совсем не хочет.

Если бросишь – он подскочит.

Бросишь, снова мчится вскачь

Отгадай, что это?...(Мяч)

Обгонять друг друга рады

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши они, легки, быстроходные… (Коньки)

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной,

Чудо мостик подвесной. (Радуга)

6. эстафета «Передай мяч»
Дети выстраиваются цепочкой в каждой команде и по сигналу начинают передавать друг другу мяч вперед. Капитан, которому первому передадут мяч, поднимает его вверх.

7 эстафета «Сбей кеглю»
Нужно, прокатывая мяч двумя руками сбить кегли, стоящие впереди на расстоянии 3м. За каждую сбитую кеглю-1 очко.

Воспитатель: Чтоб проворным стать атлетом

Вам, напоследок – эстафета.

Будем бегать быстро, дружно

Победить Вам очень нужно.

8. эстафета «Эстафетная палочка»

Каждый участник бежит до ориентира и обратно, передавая эстафетную палочку.

Воспитатель: Ребята, наши игры – эстафеты подошли к концу. Вы все молодцы. Очень старались. Но главное не победа, а участие. И победила дружба. Сейчас вы все получите маленький приз за участие в эстафетах (раздаю детям медальки).

Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь-

Говорим мы до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Давайте растить детей здоровыми!!!