Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»
Конспект занятия по художественной литературе
в старшей группе.
Тема: Разучивание стихотворения
А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Воспитатель:
Рямова Надежда Николаевна
2016г.
Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
2. Учить детей называть приметы осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.
3.Разучить отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.
2. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Материалы и оборудование: «Сундучок с осенними листочками», кукла-осень, мнемотаблицы, иллюстрации осенних месяцев.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете,отгадав загадку:
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы?
Дети: (осень)
Воспитатель:
-Правильно, сегодня к нам пришла сама осень. (кукла - осень)
Воспитатель: - Какая бывает осень? (золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная)
Осень предлагает сыграть в игру «Доскажи словечко».
1. На смену лету пришла (осень).
2. Люди осенью одеты (тепло).
3. Моросит мелкий… (дождь).
4. По небу гуляют серые (тучи).
5. Часто дует холодный… (ветер).
6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).
7. С деревьев падают… (листья).
8. Птицы улетают… (в теплые края).
9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую).
10. Солнце греет слишком… (мало).
11. Школьники идут с портфелями…(в школу)
Воспитатель:
Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру.
Игра «Да и нет», если ваш ответ означает «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то топаете ножками.
Осенью цветут цветы? -нет
Осенью растут грибы?- да
Туманы осенью плывут? - да
Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет
А букашки прилетают?- нет
Урожай все собирают?- да
Птичьи стаи улетают?- да
Солнце светит очень жарко? -нет
Можно детям загорать?- нет
Куртки, шапки надевать? - да
Часто, часто льют дожди?- да
С деревьев листья опадают? - да
Молодцы! Отвечали от души!
Осень умеет творить чудеса Раз, два, три… как листочки лети.
Физминутка. «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- А какие вы знаете осенние месяца?
Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель:
- А знаете, как осенние месяца назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте.
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила» – читает ребёнок.
Воспитатель:
- Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как Пушкин описывает осень в своём произведении:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
- Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение Пушкина.
Помогут нам запомнить стихотворение рисунки.
«Уж небо осенью дышало…» показ рисунка
-Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)
«Уж реже солнышко блистало…» показ рисунка
-Почему? - Потому что его часто закрывают тучи.
«Короче становился день…» показ рисунка
Ночь становится длиннее, а день короче.
«Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась…» показ рисунка
Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т.е. в лесу листопад.
«Ложился на поля туман…»
Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.
«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ рисунка
Мы знаем, что осенью птицы… (что?) улетают… (куда?) на юг.
«Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора…»
Какой сейчас месяц? (ноябрь – последний месяц осени.)
Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем)
Дети читают стихотворение по цепочке.
Заключительная часть.
Осень благодарит детей. Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как много вы знаете об осени. Дарит листочки.

Ребята, сегодня у нас много гостей, улыбнитесь нашим гостям, поздоровайтесь.

(Сели на свои места).

Я вам прочитаю стихотворение послушайте внимательно.(тихая музыка, картинка осени слайд).

«Уж небо осенью дышало» А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалось,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ребята, о каком времени года говориться в стихотворении?

Дети: Об осени. Правильно молодцы.

Сегодня мы свами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени. Ребята посмотрите какие красивые листочки вокруг, какие они по цвету: красные, жёлтые, оранжевые. Листочки не простые, на них загадки.

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывёт

И поверх садов и рощ

Моросит холодный (Дождь). (Слайд)

Дождь какой?

Дети: сильный, холодный, моросящий. (Молодцы)

В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь мы возьмём зонт

Зонт какой?

Дети: красивый, разноцветный, жёлтый, красный, большой.

Падают, кружатся

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся

Что за жёлтый снегопад?

Это просто (Листопад). (Слайд)

Посмотрите какие листочки опали?

Дети: красные, жёлтые, оранжевые, коричневые, разноцветные.

Молодцы все загадки отгадали.

Устали? Давайте отдохнём!

Физминутки (музыка)

Ветер северный подул: «С-с-с»,(Руки вверх, покачивание влево-вправо)

Все листочки с липы сдул (Пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились (Закружились)

И на землю приземлились (На пол опустились)

Отдохнули сели все на свои места. Стук в дверь, появляется корзина.

Ребята, посмотрите - это волшебница осень нам принесла корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки. А картинки подсказки они будут нам помогать составлять рассказ.

Какое время года изображено на картинке?

Дети: Осень.

Да наступила осень.

Что мы видим на этой картине?

Дети: Солнце.

Как солнце светит и греет осенью?

Дети: Осенью солнце не греет, светит не ярко.

Что можно сказать про осеннее небо?

Дети: Небо закрыто тучами.

А что можно сказать о деревьях?

Дети: листья опали, деревья стоят голые.

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Дети: Улетают на юг.

Что делают люди в огородах?

Дети: Собирают урожай.

Устали? Давайте отдохнём.

Физминутки (музыка)

Возьмите осенние листочки в руки и выполним гимнастику.

Мы листочки увидали

И с листочками играли,

Листья вправо полетели,

Глаза вправо посмотрели,

Листья влево полетели,

Глазки влево посмотрели,

Ветер листья поднимал

И на землю опускал,

Все на землю улеглись,

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Отдохнули, сели все на свои места. А сейчас мы будем учитья составлять рассказ, а вот эти картинки нам помогут. Послушайте, какой получился рассказ у меня. Потом вы составите свои рассказы по этим картинкам.

Наступила осень.

Солнце светит, но не греет.

Небо закрыто тучами.

Деревья стоят голые.

Перелётные птицы улетают на юг.

В саду и огородах созрел урожай.

Вот такой рассказ составила я. Кто хочет составить свой рассказ по картинкам? (2-3детей)

Молодцы ребята, какие интересные рассказы у нас получились.

Посмотрите, в тарелочках лежат листочки красные и желтые. Если вам понравилось составлять рассказ, играть, отвечать на вопросы, то возьмите красный листочек, а если было трудно, то возьмите желтый листочек.

Тема: «Путешествие в лесное царство. Знакомство со стихотворением
А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало …»

Цель:
развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
прививать учащимся художественный вкус и образное мышление;
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения.

Задачи:
Предметные:
1) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
2)познакомить с историей возникновения аппликации, видами аппликации. Познакомить учащихся с новым приёмом работы в технике объемной аппликации, формировать умение исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять виды бумаги по цвету и толщине, осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея.

Метапредметные:
1) регулятивные: содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, умение планировать свою работу
2) коммуникативные: принимать участие в работе группами, используя речевые средства, строить монологические высказывания, развивать диалогическую речь
3) познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать свои действия, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Личностные:
1) формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Формировать интерес к содержанию занятия, к различным видам конструкторско-технологической деятельности

Коррекционно-развивающие задачи:
1) формирование и закрепление умений и навыков планировании деятельности, самоконтроля, развитие умения воспринимать и использовать информацию из различных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно-позновательной деятельности.
2) индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии.

Оборудование : осенние листья, рисунки, иллюстрации художников.

Ход урока.

І.Организационный момент. Девиз урока.
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Федор Тютчев.

Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся.(Дети поворачиваются). Молодцы
Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делают упражнения, дети повторяют за ним.
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой),
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день она начнет (руки вниз широко).
Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
Учитель Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
На сегодняшнем уроке
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать

ІІ. Сообщение темы урока, формы его проведения.
1. Вступительное слово учителя
У нас сегодня урок литературного чтения с технологией. На этом уроке мы будем говорить о замечательном времени года. А о каком?
Карточки со словами: тихая, золотая, дождливая, застенчивая хмурая, славная

Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)
- Как вы думаете, как это слово связано с темой нашего урока?
- -Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени известнейший поэт Александр Сергеевич Пушкин. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.
2) Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему лесу. Осенний лес не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту удивительную картину «пышного увядания» природы.
Подготовка к восприятию
Звучит пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин.
Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.
Ребята, какое впечатление произвела на вас экскурсия в осенний лес? Выразите свои чувства, эмоции:
- я любовался… - меня удивило…
- меня восхитила…. – я не могу наглядеться…

Ребята! Давайте и мы с вами создадим музыкальную композицию.

3) Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже?
Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:

Желтый (золотой, лимонный, янтарный)
красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)
зеленый (изумрудный, малахитовый)
голубой (лазурный, бирюзовый)
Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый)

4. Проверка домашнего задания.
Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокорой березке. Могучие дубы выбрали солидный наряд- коричневые и пурпурные листья. А вот веселые клены получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени.
2. Мальчики должны были найти пословицы и загадки об осени; девочки стихотворения.
1 уч.
Кричит ворона в небе:Карр!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась ….

2 уч.
Весна красна, да голодна,
Осень дождлива, да сыта.
3 уч .
Осень говорит: «Я поля уряжу»,
Весна говорит: «Я ещё погляжу».
4 уч.
В сентябре огонь и в поле,и в избе.
Листопад И.А.Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют,
То здесь, то там в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…

4 уч.
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам
Добрая волшебница
Все переиначила,

Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.
Сентябринки, Октябринки,
Ноябринки принесла
Ребятишкам очень милым
Подарила, раздала.

А.С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

3. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало,»
Прослушивание и просмотр видиоролика
- Ваши впечатления?(Мне стало грустно, потому что наступила осень.)
- О каком периоде говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени. Так как день становится короче, опадает листва, на полях туман, гуси улетают.
- Как понимаете слово караван? (Караван – движущаяся вереница, друг за другом.
НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО – поэт небо одухотворяет, это божественная связь неба и земли. Небо вбирает в себя всё земное.
- СОЛНЫШКО БЛИСТАЛО – уменьшительно-ласкательный суффикс -ЫШК-.
- БЛИСТАЛО – торжественное слово высокого стиля.
- СЕНЬ – покров, который образуется кронами деревьев, их ветками и листьями.
- НИВА – поле
- ПОЧУЯ – чувствовать
КОНЬ ДРОЖНЫЙ – специальная почтовая служба.

Физкультминутка

ІУ. Работа по картине
- Мы прослушали очень красивые стихотворения известных поэтов, но о природе пишут стихотворения не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, а красоту природы ещё изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства- свой язык. Неповторимые пейзажи, богатство красок передаёт художник-пейзажист И.Левитан.
Пояснительное слово учителя о выдающихся художниках. Рассматривание иллюстраций.
-Что мы видим на картине?
-Какое настроение передаёт эта картина?
Осенние дни рождают у нас разные настроения.Эта картина вызывает светлую радость(мы видим пышную,нарядную, в осеннем убранстве природу.
А в каких cлучаях мы бы увидели,что художник хочет передать печаль или грусть?(холодные цвета, пасмурный день-отзываются в душе тоской и печалью).

УІ. Закрепление материала.
Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём -
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Сегодня я предлагаю вам создать свою осеннюю картину. Мы будем создавать аппликацию «Осенний день». Давайте создадим с вами картину?
-Вы готовы?
- Тогда вперёд!
3. Правила безопасности при работе с ножницами, клеем.
Про ножницы.
У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела - что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, - они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, - руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны, платья, доставляя кучу неприятностей.
А вообще, они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по- настоящему помогут в любых делах.
-А как надо пользоваться клеем? (Ответы детей)
Про клей.
Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, клей ему помогает. Когда он высыхает, все неаккуратности, если они есть, исчезают. Вот он какой - клей ПВА.
- Как надо обращаться с бумагой? (Ответы детей)
Про бумагу.
Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще - её всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.

7.- Ребята, наша картина – это аппликация.
- Давайте вспомним, что же такое аппликация?
- Аппликация – это рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивание их на бумагу или другой материал. Аппликация бывает плоская и объёмная. Мы будем выполнять объёмную сюжетную аппликацию. Она будет состоять из нескольких предметов.
8. Планирование трудовой деятельности.
-Дети, работать будем группами и в парах.
Повторим правила работы в группах:
1-ая группа: облака.
-На бархатную бумагу обводим облако по шаблону, затем аккуратно вырезает Гладких Вика.

Гасамбекова Ирина обводит по своей руке стебель и вырезает.
Работа в парах: трава.
-Надрезаем полоску зелёной бумаги с одной стороны.
2-ая группа: мальчики изготовляют из креповой бумаги листья.
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение. наблюдательность.
-Самостоятельная работа детей.
(Учитель помогает детям в выполнении работы. Звучит музыка).
10. Сборка аппликации на полотне.
- Всё готово! Можно приступать к сборке нашей картины.
(Учитель собирает детали картины).
11. – Вот это да! Посмотрите, какая красота получилась!
Молодцы ребята, вы на славу постарались. И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили усилия, чтобы получились такая удивительная работа
12 Рефлексия.
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Удалось ли вам сохранить хорошее настроение
В ходе нашей работы я вам давала листочки.Как называется явление,когда листья опадают осенью с деревьев? Давайте и мы устроим в классе листопад.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

13. Уборка рабочих мест.
Подведение итогов урока. Оценки.

Если вы хотите с детских лет привить вашему ребенку любовь к поэзии, мелодичности и ритму родного языка, расширить его кругозор и развить память и умение чувствовать тонко форму художественного произведения, то без такой полезной хитрости как мнемотаблица к стихотворению осень вам не обойтись.

Напомним, что мнемотехника — это особая техника которая поможет вам самостоятельно занимаясь с ребенком, помочь ему развить речь и память, научить эффективно использовать зрительную информацию и преобразовывать ее в образы и слова.

Мнемотаблица к стихотворению осень — представляет собой схему, состоящую из картинок, в которых заложена информация. Опираясь на зрительные образы, подобранные под строчки стихотворения, ваш ребенок быстрее и эффективнее запоминает строчки стихотворения и может в любой момент вспомнить их, опираясь на картинки схемы.

Создать собственную мнемотаблицу к стихотворению осень можно и самим, следуя нескольким простым правилам:

  • Для этого нужно выбрать стихотворение, которое вы хотите разучить с вашим ребенком.
  • Стихотворение нужно разбить на блоки (обычно это две или четыре строки) и на каждый из блоков подбираем или рисуем картинку, имеющую прямые ассоциации со смыслом строк.
  • Активно привлекайте ребенка к созданию ассоциаций к блокам — так ему будет проще и легче запоминать сюжет и слова к нему.
  • После того, как таблица изображений -символов нарисована, попросите ребенка воспроизвести по памяти строчки стихотворения, опираясь на картинки.
  • В конце концов, ваш ребенок должен быть способен рассказать заученное стихотворения без помощи картинок, опираясь только на запомненные им зрительные образы.

1108710-720090
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: « ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
А.С.ПУШКИНА «УЖ НЕБО
ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ».
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 87
СОСТАВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
КОКАЕВА
ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
.
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: « ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ».
ЗАДАЧИ:
Образовательная: учить детей разучивать и запоминать стихотворение при помощи мнемотехники (показ иллюстраций).
Развивающая: развивать воображение, зрительную память, внимание, выразительность речи, используя иллюстрации, слушая музыку.
Воспитательная: воспитывать умение видеть прекрасное в природе в осеннее время года, ассоциировать осеннюю природу с музыкой Ф. Шопена «Осенний вальс».
Предварительная работа.
Беседы об осени и изменениях происходящих в природе. Праздник Осени. Показ иллюстраций, разучивание стихотворений, беседы о красоте и волшебстве осенней природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВОСП. Ребята, сегодня к нам в окошко залетел осенний листок! Это не простой листочек – он волшебный! Его прислала нам Королева Осень!
ВОСП. Ребята вы её помните?
Как же вы с ней познакомились?
Напомните мне, а как мы с вами готовились к празднику?
ДЕТИ: Учили стихи, пели песни, играли в игры.
ВОСП. Ребята, весёлый получился праздник? Праздник понравился вам?
Ребята, Королева Осень просит нас выучить ещё одно стихотворение об осени. Это стихотворение написал великий русский поэт А.С. Пушкин. Называется оно « Уж небо осенью дышало…».
Помогать нам, разучивать стихотворение будут картинки об осени. Давайте его послушаем.
Читая стихотворение, воспитатель по очереди открывает иллюстрации об осени подходящие по смыслу к строчке стихотворения.
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора».
Вопросы к детям:
-Ребята, как вы думаете это стихотворение грустное или весёлое?
-О чём говорится в стихотворении?
-Как вы думаете, что обозначает слово сень?
ВОСП. – Это тень ребята, тень от листьев и поэт подобрал такое интересное слово – СЕНЬ – ТЕНЬ.
Ребята, а сейчас мы с вами послушаем музыку и превратимся при помощи нашего волшебного листочка в осенние деревья в лесу (дети берут листочки, лежащие на полу, и под музыку выполняют движения по их желанию). Показывают, как качаются деревья, как падают листья, как летят и кружатся на ветру.
ВОСП. Молодцы ребята, как красиво вы танцевали.
Ребята, давайте ещё раз послушаем стихотворение.
Ребята, кто из вас может рассказать стихотворение по картинкам?
Самира, Лиза, Софа.
-4229101022350Ребята, мы с вами каждый день приходим в нашу группу, и на нас смотрит великий русский поэт, его стихи живут века. Давайте расскажем это стихотворение А.С. Пушкин для Осени и для наших гостей, а наш волшебный листочек расскажет всё Королеве Осени и она снова придёт к нам с подарками.