Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Цели урока: образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта; проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой. развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы. воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности. Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков. Оборудование: интерактивная доска, проектор, документ-камера

Ход урока

1.Эмоциональный настрой на урок. Дети, вам тепло? (Да) В классе светло? (Да) Прозвенел звонок? (Да) Уже закончился урок? (Нет) Только начался урок? (Да) Хотите учиться? (Да) Значит можно всем садиться.

2. Мотивация урока. Поэт Р. Сеф написал «Кто ничего не изучает, тот ничего не замечает. Кто ничего не замечает, тот вечно хнычет и скучает.» А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие в работе 3. Устная работа. 1. Индивидуальная работа на местах (работают трое учащихся). (Дети самостоятельно решают карточки. Проверка осуществляется с помощью документ-камеры)

Задание 1. Вычисли значение выражений удобным способом. 3,875 – (1,3 + 1,875) = (0,75) 8,12 + 1,93 + 1,88 = (11,93) Задание 2. Реши уравнение 2х – 3,48 = 4,52 (х=4) Задание 3. Сравни числа 4,375 и 4,38; 2,4 и 2,397; 0,67 и 0,599. 2. Фронтальная работа (вместе с учителем) Ссылка на презентацию Сегодня на уроке мы продолжим работать с десятичными дробями.

    Что мы знаем о них?

    Для чего нужны десятичные дроби?
    Как сравниваются десятичные дроби?


4. Графический диктант (ребята проверяют правильность вычислений, выражения спрятаны за шторкой, ключ к графическому диктанту спрятан за границей страницы)

Ответ «да» соответствует -, ответ «нет» ^ 5,48 – 3 = 2,48 0,9 – 0,5 = 0,4 0,28 – 0,04 = 0,24 0,94 – 0,5 = 0,44 0,86 – 0,08 = 0,06 3 – 0,6 = 2,4 5 – 0,3 = 4,7 6,58 – 4,24 = 2,34 7,32 – 2,23 = 5,09 9,38 – 4,3 = 5,8 Ключ: -- ^ ------ ^ 5. Работа по теме урока. (дети решают самостоятельно задачу, решение и ответ записывается маркером на доске, затем проверяют, опустив шторку)

Работа с учебником Стр.193,№ 1216

    Прочитайте задачу. Какую площадь вспахал первый тракторист? Известно ли, какую площадь вспахал второй тракторист? Прочитайте, что об этом сказано в задаче.
    Какой же тракторист вспахал больше? На сколько больше? Что узнаем первым действием? Составьте план решения задачи. Решите задачу.
13,8 + 4,7 = 18,5 (га) –вспахал второй тракторист. 13,8 + 18,5 =32,3 (га) – вспахали оба тракториста вместе. Ответ: 32,3 га

Стр.193, № 1224

    Прочитайте задачу. На сколько кусков разрезана веревка? Что сказано про первый кусок? Что сказано про четвертый кусок? Запиши краткое условие задачи.
    Можем ли узнать длину пятого куска? Как? Длину какого куска еще можем узнать? Что теперь сможем найти? Длина какого куска нам еще неизвестна? Как ее найти? Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? Решите задачу.
7,8 – 3,7 = 4,1 (м) –длина пятого куска 7,8 + 1,3 = 9,1 (м) –длина третьего куска 9,1 – 2,3 = 6,8 (м) – длина первого куска 6,8 – 4,2 = 2,6 (м) – длина второго куска 4,1 + 9,1 + 6,8 + 2,6 + 7,8 =30,4 (м) –длина всей веревки. Ответ: 30,4 м 6. Реши задачку (Дети отвечают на вопросы учителя) Этот квадрат необычный. В нем спрятана задача:
    Сколько различных треугольников вы видите? (12) Сколько четырехугольников вы видите? (8) Сколько пятиугольников вы видите? (1) Покажите пятиугольник.

Физминутка

7. Самостоятельная работа. (Ученики самостоятельно решают уравнения. Для проверки «перетягивают» ответы и знаки действий)

Решите уравнение ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 У + 0,83 = 1,1 у – 2,7 = 3,4 У = - у = 3,4 2,7 У = у = Ответ: Ответ:

(7,1 – х) + 3,9 = 4,5 3,84 – (х + 0,89) = 2,3 7,1 – х = 4,5 3,9 х + 0,89 = 3,84 2,3 7,1 – х = х + 0,89 = Х = - х = - Х = х = Ответ: Ответ:

8. Домашнее задание. (учащиеся записывают домашнее задание)

П. 32; стр. 197 № 1262; стр.198 № 1268 (в,г)

9. Подведение итогов урока. Оцени себя и сделай для себя вывод. Принцип «Микрофон» (ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов)

    На уроке я работал активно/пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Моё настроение стало лучше / стало хуже Материал на уроке мне был полезен / бесполезен
интересен /скучен
    Домашнее задание мне кажется легким / трудн ым

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 5 классе по теме « Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок № 108(5/5).

Учитель математики I категории: Никулина Ирина Евгеньевна.

Цель урока: повторить, систематизировать, закрепить и применить знания и умения обучающихся по данной теме.

Задачи урока:

Обучающие (формирование познавательных УУД) -

● повторить и закрепить изученный материал по теме «Сложение и

вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий;

    формировать у обучающихся мотивацию к изучению темы;

    проверить знания обучающихся и корректировать их;

развивающие (формирование регулятивных УУД)-

формировать коммуникативные навыки;

развивать готовность к самообразованию;

развивать внимание, логическое мышление, интуицию, математическую речь, смекалку, умения самопроверять и анализировать свои ошибки;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) -

воспитывать дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность;

воспитывать чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.

Тип урока : урок коррекции и обобщения знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, монитор, экран, учебник, тетрадь, ручка, дневник, распечатанные листы с заданиями к уроку на 15 парт, 15 жёлтых блинов из цветной бумаги для номера победителя задания: «Кто больше блинов съест?» и оценок за самостоятельную работу, 30 анкет для проведения рефлексии.

Форма урока: компьютерная презентация.

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.

Приёмы: - создание на уроке занимательности, удивления;

Создание ситуации успеха;

Оперативный контроль над выполнением требований.

План урока:

Организационный момент (1 мин).

Актуализация знаний. Устная работа (5 мин)

Повторение опорных знаний (6 мин).

Закрепление материала. Работа в парах (6 мин).

Физкультминутка (1 мин).

Самостоятельная работа (6 мин).

Решение задач и примеров (10 мин).

Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин).

Постановка домашнего задания (2 мин).

Ход урока.

1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока. Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях. (Слайд 1)

Сегодня у нас урок необычный - урок праздник. А что за праздник мы сегодня справляем, вы узнаете, когда расставите числа в порядке убывания. (Слайд 2)

По словарю Ожегова: « Масленица - старинный славянский праздник проводов Зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения». Древние верили, что вместе с круглым, румяным, горячим блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. (Слайд 3)

2. Актуализация знаний. Устная работа.

Понедельник — встреча.

Понедельник - В этот день

Масляну встретить нам не лень.

День так и зовётся «встреча»

Целый день с утра по вечер.

В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело в старую женскую одежду, насаживают это чучело на шест и с пением возят на санях по деревне. Ставят Масленицу на снежную гору и катаются с неё на санях. Начинают печь блины. (Слайд 4)

1) Чтобы было весело встречать Масленицу, в гости к нам заглянуло солнышко. (Слайд 5)

Записаны дроби: 0,24, 0,2400; 0,240; 2,4 и дробь 24/100. Какая дробь лишняя? (24/100)

2) Найдите равные дроби среди дробей: (Слайд 6)

03 2,300 2,003 2,0300

2,30 2,3 2,030 2,0030

3) Сравните числа: (Слайд 7)

20,821 … 20,83;

0,27 … 0,278 .

4) Воспользовавшись одним математическим знаком, получите число больше 3, но меньше 4, из цифр 3;5;6;7: 3 ˂ х ˂ 4. (Слайд 8)

Ответ: х=3,567.

3. Повторение опорных знаний.

Вторник — заигрыши.

Заиграем мы во вторник.

Заиграем пред постом.

Покажись ты нам, Маслёна,

Щаньгой, блинцем, пирогом.

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». (Слайд 9)

1) - Ребята, давайте повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей необычным способом! Нам сейчас расскажет правило в стихотворной форме ваша одноклассница.

Чтоб сложить дробь с дробью десятичной,
Помни правило нетрудное отлично:
Запиши одну дробь под другой,
Запятая чтоб пришлась под запятой.
Для удобства действия с дробями
Знаки десятичные уравняй нулями.
Теперь складывай те числа фигурально,
Как ты делал это в числах натуральных.
А советы по ответу будут уж простыми:
Запятую подпиши под запятыми.

Аналогично поступай при вычитании десятичных дробей.

2) - Ребята, выполните сложение и вычитание десятичных дробей в тетрадях. Комментирует решение примеров один ученик. (Слайды 10,11)


3) - Вот и к нам пожаловал Петрушка, чтобы поиграть с нами. Выполним задание устно. (Слайд 12)

Поставьте в нужном месте запятую:

4. Закрепление материала. Работа в парах.

Среда - «лакомка».

Среда лакомкой слывёт:

Наготовит, напечёт!

Масленицу ублажает,

Всех гостей за стол сажает. (Слайд 13)

С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали: «Блин не клин, брюха не расколет». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. (Слайд 14)

1) - Давайте узнаем, кто из 8 участников конкурса «Кто больше блинов съест?» одержит победу. Для этого надо найти значения выражений и выбрать среди ответов наибольший результат. Вы работаете парой. Посовещавшись, показываете мне блин с номером победителя. (Слайд 15)

Ответ: №6.

5. Физкультминутка «Стали мы учениками».

- А теперь пора немного отдохнуть. (Слайды 16-18)

Стали мы учениками.

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись;

То присели, то нагнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали и, не торопясь,

В школу шли,

К знаниям стремясь.

6. Самостоятельная работа.

Четверг — «Широкая масленица». (Слайд 19)

Разгуляй - четверг пришёл,
С утречка на стол.
Масленица накрыл - блиноеда
Всех накормит до обеда .

Четверг - самый весёлый день. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, лазание по столбу. Одним словом — разгар гуляний. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. К этому дню люди долго готовятся, чтобы праздник был весёлым и памятным.

Мы с вами тоже несколько уроков занимались по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей». Давайте проверим, чему же мы научились за эти дни, проведём самостоятельную работу.

Давайте проверим выполнение самостоятельной работы. Взяли в руки карандашики или зелёную ручку. Если ответы верные, ставите « + », если неверные, то « - ». (Слайд 22)

Выставим оценки. (Слайд 23) Напишите на блине ваши фамилии и оценки. Передайте с задних парт блины.

7. Решение задач и примеров.

Пятница — тёщины вечерки.

Хотя тёщины блинки вкусны да сладки,

Но тёщ угощают на Маслену зятьки.

Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

(Слайды 24, 25)

1) Решение задачи практической направленности (слайд 26)

Для того чтобы испечь блины для тёщи, зять купил в магазине:
* бутылку молока массой 0,7 кг,
* 1,5 кг муки,
* 0,75 кг сахара.
Все покупки он сложил в пакет, рассчитанный на 3 кг. Выдержит ли пакет?

1) 0,7+1,5+0,75=2,95(кг) - вес всех продуктов,

2) 2,95кг ˂ 3кг, т.е. выдержит пакет.

Ответ: да.

Суббота — золовкины посиделки.

Широкая масленица

Невестам помогает,

Золовок собирает,

Блиночками угощает,

Подарками одаривает.

Золовка - это сестра мужа.
В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных . (Слайд 28)

Масленица нас тоже одарила необычным заданием. Нужно отгадать зашифрованное слово. (Слайд 29)

Ответ: пеликан. (Слайд 30)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем" или проводами . (Слайд 31)

Воскресенье - проводины,

А ещё прощенье всех!

Мы прощения попросим,

Поцелуем напослед.
В этот день сжигают соломенное чучело — символ зимы. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомые слова: «Бог простит». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. (Слайд 32)

Итак, наше знакомство с русским народным праздником «Масленицей» подошло к концу. Давайте подведём итоги.

Понравился ли вам русский народный праздник «Масленица» в математической обработке?

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

Повторить, систематизировать, закрепить и применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Как вы считаете, справились мы с этой целью?

Справились.

Давайте посмотрим, как каждый поработал на уроке?

Выставление оценок.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (Слайд 33)

Анкета для проведения рефлексии:

Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив «галочкой» выбранный ответ

1. На уроке я работал

пассивно

2. Своей работой на уроке

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

4. За урок я

5. Моё настроение

стало лучше

стало хуже

6. Материал урока мне был

не понятен

бесполезен

интересен

9. Постановка домашнего задания.

Тот, кто любит учиться и заниматься творчеством, никогда не останавливается на достигнутом результате! Они двигаются всегда вперёд! И ставят новые цели. Для вас новая задача: придумайте задание с зашифрованными словами на сложение и вычитание десятичных дробей, но чтобы оно было интересным и познавательным. Оформите на альбомном листе задание. Это будет ваш очередной проект по математике. Если возникнут затруднения, обсудите их вместе. (Слайд 34)

Прощай, Масленица! (Слайд 35)

В Астраханской картинной галерее имени Кустодиева вы можете полюбоваться дивными картинами мастера из Астрахани, посвящёнными именно Масленице. Перед вами некоторые из них. (Слайды 36-39)

Всем спасибо за урок! (Слайд 40)

Список используемой литературы

Chastushki_Babok-Ezhek.www.leopold-baby.com

Технологическая карта урока

Задачи урока

ние использу-емых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Организацион-

ный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; подготовка учащихся к деятельности на уроке; выделение целей и задач урока.

Учащиеся слушают учителя и смотрят по мере необходимости на экран, отвечают на поставленные вопросы учителя,

в тетрадях делают записи.

Общеучебные:

1.смысловое чтение,

1.подведение под понятие.

1.целеполагание,

2.составление плана и после-довательности деятельности.

1.планирование сотрудничества учителя и учеников,

2.умение слушать

1.самоопределение,

2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом,

3.готовность к жизненному и личностному самоопределению

Актуализация знаний. Устная работа. Повторение опорных знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий, развитие логического мышления; обеспечение восприятия, осмысления, обобщение изученного материала, применяя новые информационные технологии

Учитель с помощью устных заданий со слайдов организует фронтальную работу с классом.

Учитель читает задания со слайдов и объясняет, как их выполнять.

Учащиеся слушают учителя. Продумывают ответ, поднимают руки. Озвучивает ответ с полным объяснением один из учеников, другие слушают ответ этого ученика. По мере необходимости корректируют ответ выступающего.

Общеучебные:

2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме,

3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач.

Универсальные логические действия:

3.построение логической цепи рассуждений

2.целеполагание,

3.контроль,

4.коррекция,

5.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий

1.постановка вопросов в коллективе,

2.умение слушать и вступать в диалог,

2. знания моральных норм умения выделить нравственный аспект поведения

Закрепление материала. Работа в парах по карточке

Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии и организуя работу в парах учащихся.

Учитель нацеливает учащихся на групповую форму работы. Объясняет выполнение заданий с карточки на слайде 15.

Учащиеся организуют работу в паре. Выполняют задания в тетрадях. Отгадав номер, дети поднимают руку, называют его. Видят на экране последовательно появляющиеся ответы.

Общеучебные:

1.поиск и выде-ление необходи-мой информации,

2.умение струк-турировать зна-ния, строить вы-сказывания в устной и пись-менной форме,

4.смысловое чтение,

Универсальные логические действия:

1.составление плана и последовательности деятельности,

2.целеполагание,

1.умение слушать и вступать в диалог,

2.планирование сотрудничества,

3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

4.умение участвовать в коллективном обсуждении

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению

Физзарядка

Здоровьесбережение

Учитель в стихотвор-ной форме сообщает ученикам команды действий физзарядки.

Учащиеся выполняют движения, слушая команды учителя.

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению

Самостоятельная работа

Проверить навык сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей при нахождении значений выражений.

Учитель организует проведение самостоятельной работы.

Учащиеся слушают о

бъяснения учителя по выполнению заданий самостоятельной работы. Выполняют задания в тетради самостоятельно в течение отведённого времени.

Общеучебные:

1.поиск и выделение необходимой информации,

2.умение структурировать знания, строить высказывания в письменной форме,

3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач,

4.смысловое чтение,

Универсальные логические действия:

3.установление причинно-следственных связей

1.составление плана и последовательности деятельности,

2.целеполагание,

3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий

1.умение слушать

1.самоопределение,

2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом

Учитель сообщает учащимся, что они будут решать задачу практической направленности и находить значения выражений со слайдов, отгадывая зашифрованное слово.

Для тех, кто видит плохо, тексты задач напечатаны на отдельном листочке. Учитель читает текст задачи со слайда, вызывает одного ученика к доске для её решения,

а остальных просит решать в тетради самостоятельно. Тех учащихся, кто затрудняется в решении, учитель просит решать вместе с отвечающим учеником у доски.

Оценивает учащихся, которые решали задачи у доски и самостоятельно.

Учащиеся решают задачи в тетрадях. Поочерёдно 4 учащихся работают у доски с

полным объяснением решения.

Общеучебные:

1.поиск и выделение необходимой информации,

2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной и письменной форме,

3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач,

Универсальные логические действия:

3.установление причинно-следственных связей

1.составление плана и последовательности деятельности,

2.целеполагание,

3.коррекция,

4.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий,

1.умение слушать,

2.умение с достаточной полнотой выражать свои

4.владение монологической формой речи

2.установление

связи между целью учебной деятельности и мотивом

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценить результат своей деятельности и всего класса.

Учитель задаёт учащимся вопросы; оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся; организует рефлексию.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обдумывают своё отношение к уроку, выбирают соответствующий ответ в анкете.

Общеучебные:

1.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме,

3.рефлексия,

4.умение адекватно сжато передавать формулировать мысли,

Универсальные логические действия:

1.целеполагание,

1.умение слушать,

2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

4.владение монологической формой речи,

5.умение участвовать в коллективном обсуждении

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению

2.нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных и нравственно-этических ценностей

Постановка домашнего задания.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з.

Учитель просит учащихся открыть дневники и записать д/з; даёт рекомендации по его выполнению.

Учащиеся записы-вают домашнее задание в дневники; слушают комментарии учителя.

Учащиеся сдают анкеты и тетради на стол учителя для проверки самостоятельной работы при выходе из кабинета.

1.целеполагание

1.умение слушать

1.готовность к жизненному и личностному самоопределению

    закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;

    отработка навыков устного счёта;

    выработка умений по применению полученных знаний;

    проверить степень усвоения материала путем проведения теста с проверкой на уроке.

    развивающая:

    развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.

    воспитательная:

    повышать заинтересованность в изучении предмета математики;

    воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока, раздаточные материалы: тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, набор сигнальных карточек для каждого ученика (красный, зеленый, синий).

Структура урока:

    Организационный момент. Постановка цели – 1 мин.

    Актуализация опорных знаний. Устный счет. - 7 мин.

    Закрепление полученных знаний. Работа в тетради.– 5 мин.

    Тест с взаимопроверкой - 12 мин.

    Физкультминутка – 1 мин.

    Закрепление полученных знаний. Работа с учебником – 15 мин.

    Домашнее задание – 1 мин.

    Итог урока – 2 мин.

    Рефлексия – 1 мин.

Ход урока:

    Организационный момент. Постановка цели – 1 мин.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 1)

Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

    Актуализация опорных знаний. Устный счет. - 7 мин.

Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала.

Расположите десятичные дроби в порядке возрастания и прочитайте их. (0,15; 3,75; 4,75; 16,008; 19,07; 53,09; 77,2)

Вопросы для повторения:

Как сравнить десятичные дроби?

(Если целые части десятичных дробей различны, то больше та дробь, у которой больше целая часть.

Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше цифра в первом из несовпавших разрядов после запятой (в направлении слева направо).

Выполните сравнение дробей: (слайд 2)

7,040 = 7,04

Как складывают и вычитают десятичные дроби?

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

    уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

    записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

    выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

    поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Восстановите запятые: (слайд 3)

7,39 + 4,48 = 11_87

4,2 + 2_06 = 6,26

18_01 + 2,9 = 15,11

Вычислите: (слайд 4)

6 ,2 –42,8 = 1,4; 1,4 + 5,6 = 7; 7 – 2,4 = 4,6; 4,6 + 0,16 = 4,76;

4,76 + 4,94 = 9,7; 9,7 – 3,49 = 6,21; 6,21 + 0,07 = 6,28; 6,28 – 1,28 = 5.

Сегодня на уроке мы закрепляем навыки сложения и вычитания дес. дробей.

    Закрепление полученных знаний. Работа в тетради – 10 мин.

Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

Решим задачу. Сегодня к нам в школу пришло письмо. (слайд 5)

“Дорогие ученики. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е – Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. С большим уважением Винни Пух”.

Давайте попробуем схематично изобразить задачу из данных.(слайд 6)

Решение:

1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) – весит Ослик

2) 26,7-23,5= 3,2 (кг) – весит Пятачок

3) 22,4-3,2 = 19,2 (кг) – весит Винни Пух

Ответ: Винни Пух – 19,2 кг, Пятачок – 3,2 кг, Ослик Иа – 4,3 кг.

    Тест по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» - 12 мин. (слайд 7)

Теперь проверим наши знания с помощью теста. На тест вам 10 мин.

Тест будет с взаимопроверкой, поэтому не забудьте записывать в тетради ответы к заданиям. Если при решении у вас появятся вопросы - поднимите руку, и я к вам подойду.

Вариант 1.

А 1. Сравните дроби 4,599 и 4,8

1. 4,599 <4,8 2. 4,599 = 4,8 3. 4,599 > 4,8.

А 2. Сравните дроби 3,500 и 3,50.

1. 3,500 < 3,50 2. 3,500 = 3,50 3. 3,500 > 3,50.

А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 1ч 12 мин.

1. 1,12ч 2. 0,112ч 3. 1,2ч 4. 1,25ч

А 4. Вычислите значение суммы чисел 13,27 и 6,3.

1. 19,3 2. 76,27 3. 13,9 4. 19,57

А 5. Вычислите значение разности чисел 18,5 и 4,26.

1. 14,24 2. 13,24 3. 13,59 4. 22,76

В 1. Найдите корень уравнения: у – 5,36 = 6,8 .

Ответ:___________

В 2. Скорость теплохода по течению реки 29,2 км/ч. Собственная скорость лодки 26,5 км/ч. Найдите скорость

течения реки.

Ответ:___________

С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 15,03 и 21,98?

Ответ:___________

Вариант 2.

А 1. Сравните дроби 4,5 и 4,500

1. 4,5 <4,500 2. 4,5 = 4,500 3. 4,5 > 4,500.

А 2. Сравните дроби 6,799 и 6,8.

1. 6,799 < 6,8 2. 6,799 = 6,8 3. 6,799 > 6,8.

А 3. Выразите время в часах и запишите ответ в виде десятичной дроби: 2ч 30 мин.

1. 2,30ч 2. 0,23ч 3. 2,5ч 4. 2,3ч

А 4. Вычислите значение суммы чисел 12,37 и 5,3.

1. 12,9 2. 17,4 3. 17,7 4. 17,67

А 5. Вычислите значение разности чисел 19,6 и 4,24.

1. 2,72 2. 15,36 3. 14,36 4. 22,84

В 1. Найдите корень уравнения: х – 7,54 = 4,6 .

Ответ:___________

В 2. Скорость теплохода против течения реки 12,7 км/ч. Собственная скорость лодки 15,3 км/ч. Найдите скорость

течения реки.

Ответ:___________

С. Сколько натуральных чисел заключено между данными десятичными дробями 17,43 и 23,01?

Ответ:___________

Ребята 10 минут прошли, поменялись тетрадями и проверяем работу. Рядом с каждым заданием ставим знак «+» или « - ». (слайд 8)

Оценим результат(слайд 9).

Критерии оценки:«5» - 8 заданий; «4» - 7 или 6 заданий; «3» - 5 или 4 задания.

Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили: «5» - красный, «4» - зеленый, «3» - синий.

Молодцы! Хорошо поработали.

    Физкультминутка – 1 мин. (слайд 10)

Буратино потянулся.

Раз - нагнулся, два - нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

    Закрепление полученных знаний. Работа с учебником – 15 мин.

№841 (2), 850 (1), 853(1).

9,3; 9,1; 8,8; 8,4; 7,9; 7,3; 6,6.

9,3 – 6,6 = 2,7.

7,4 +3,2 = 10,6 дм - вторая сторона

10,6 + 7,4 = 18 дм - сумма двух сторон

18:4*5 = 22,5 дм – третья сторона

18 +22,5 = 40,5 дм.

Ответ: периметр треугольника 40,5 дм.

    90,09 – (87,44 – (12,85 + 3,9) + 0,381) = 90,09 – (87,44 – 16,75)=90,09 – 70,69 = =19,4

Выполняем по мере успеваемости № 859 (а), 861 (1,2), 862 (а, б).

№861 (1,2)

1) 2,5 + 9,14 = 9,14 + 2,5;

2) 3,46 + 5,817 > 3,46 + 5,2.

А) 7, 5 6 4 Б) 3 4, 7 5 1

+ 5, 9 0 0 - 1 3, 2 8 0

1 3, 4 6 4 2 1, 4 7 1

IX . Домашнее задание – 1 мин. (слайд 11)

Откройте дневники и запишите задание на дом.

№897, 898, 900 .

X . Итог урока – 2 мин. (слайд 12)

Сегодня каждый из вас получил оценку за тест, плюс к этому … получают оценку за участие на уроке.

XI . Рефлексия – 1 мин.

Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке. А теперь ответьте на вопрос «Вы чему-нибудь научились», используя следующие фразы.(слайд 13)

Сегодня на уроке я …..

Самым интересным для меня...

Урок мне …

Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок! (слайд 14)


Тема урока «Сложение десятичных дробей»

Учитель 1 квалификационной категории МБОУСОШ с. Тербуны : Кирикова Марина Александровна

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи учебного занятия:

Образовательные :

    Повторить сложение обыкновенных дробей; чтение и запись десятичного числа; сравнение десятичных чисел

    Познакомить с алгоритмом сложения десятичных дробей

    Показать, как применяется этот алгоритм при сложении десятичных дробей

    Научить учащихся складывать десятичные дроби

Развивающие:

    Развивать словесно-логическое мышление, математическую речь

    Учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации

    Расширение знаний учащихся об окружающем мире

    Повышать ИКТ – компетенцию учащихся

    Развивать экологическую культуру

Воспитательная:

    Способствовать развитию интереса к предмету

    Воспитывать настойчивость для достижения конечного результата

    Умение работать в группах (парах), коллективе

    Содействовать воспитанию познавательной активности и трудолюбия

    Воспитывать бережное отношение к природе

    Прививать любовь к малой Родине

Оборудование:

    компьютер, экран, проектор

Ход учебного занятия:

1 этап. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Организация эмоционального настроения учащихся к общению и взаимодействию в процессе использования имеющихся знаний и умений.

2 этап. Мотивация.

Из глубины средневековья пришло такое предание. Немецкий купец спрашивал совета, где учить сына. Ему ответили. Если хотите, чтобы сын знал сложение, вычитание и умножение, этому могут научить и у нас в Германии. Но чтобы он знал также и деление, лучше послать его в Италию. Тамошние профессора хорошо изучили эту операцию.Как видим, даже простые действия арифметики были достаточно сложными. От тех времен у немцев осталась поговорка «in die Bruche kommen» (буквально: «попасть в дроби»). Это значило оказаться в затруднительном положении, в которое попадали, проводя деление. Ныне такие операции на основе иной, арабской системы обозначения чисел и иных алгоритмов стали значительно легче. Сегодня мы будем работать не только с десятичными дробями, изучим и научимся применять один из алгоритмов действия с десятичными дробями, но и поговорим об одной из глобальных проблем современности. Как вы думаете какой? Как вы считаете, актуальны ли проблемы экологии для нашей местности?

3 этап. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

1) Какие числа называются десятичными дробями? Ответ: Десятичная дробь – это число, знаменатель дробной части которого 10, 100, 1000 и т. д., которое записывается с помощью запятой (сначала записывается целая часть, а потом, через запятую, числитель дробной части).

2) Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой? Ответ: Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной.

3) Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби? Ответ: Да. Для этого необходимо после последней цифры в числе поставить запятую и приписать необходимое количество нулей

Устные упражнения.

1.Прочитайте дробь: 1925,2016.

2.а)Округлите до тысячных?(1925,202)

б)Округлите до десятых?(1925,2)

в)Округлите до единиц? (1925)

1925 .Что произошло в этот год?(Дата образования нашей школы).

3.Назовите число между 0.3и 0.4

4.Какое натуральное число содержится между 89.9 и 90.1?(90, столько лет нашей школе)

5. Расположите в порядке возрастания дроби:20,01; 20,001;20,1(20,001; 20,01;20,1). Запишите дату урока-20.01

6. Уравняйте количество цифр после запятой 0,2;0,02; 0,002. Что нужно для этого сделать?(0,200;0,020;0,002)

4. Постановка темы, цели и задач урока.

Проблема загрязнения окружающей среды в нашей области –одна из самых актуальных.

В атмосферу постоянно выбрасываются вредные вещества. В Липецкой области в атмосферу поступило в

2012г. 322,9 тыс.т.;

2013г.353,1 тыс.т.;

2014г. 330тыс.т;

2015г. 330тыс.т. вредных веществ. Увеличивается или уменьшается выброс вредных веществ? Какие меры принимаются для улучшения экологии?

Сколько тонн вредных веществ было выброшено за два последних года? (660.тыс. т) Что сделали с числами? Как сложили натуральные числа?

Можем ли мы узнать, сколько всего тыс. т. поступило в атмосферу за эти годы?

Что нужно знать? (Правило сложения десятичных дробей)

Как мы запишем ему урока? (Сложение десятичных дробей)

Цели урока? (Научиться складывать десятичные дроби, находить значения выражений, решаь задачи)

По какому плану мы будем работать? (Изучим правило. Рассмотрим примеры сложения десятичных дробей. Найдем значение выражения, содержащего сумму десятичных дробей)

5. Изучение нового материала.

Вычислите 24+32=…(56) Как выполняли сложение? (Поразрядно)

А теперь 2,4+3,2=…(2 +3=5=5,6) Удобно ли так складывать десятичные дроби?(Нет)

Как еще можно сложить десятичные дроби? (Поразрядно)

2,4

3,2

.....

5,6

Если же количество цифр после запятой в десятичной дроби различно, то как быть в этом случае? (Уравнять количество цифр после запятой и выполнить сложение поразрядно.

2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.

3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.

4.Поставить в ответе запятую под запятой.

Рассматриваем пример 5, 2 + 1,13

Десятичные дроби сложи,
Цифру под цифрой строго пиши,
И запятые все сохраняй,
В ряд их пиши, не забывай!

Как удобно записать действие?

Удобно сложение десятичных дробей выполнять столбиком. Самостоятельно прочитать правило стр.195.

6.Первичное закрепление.

705(а,в,д) у доски

705 (г,е) самостоятельно

706(в-1 вариант, г- второй) Кто быстрее? Проверка у доски.

717(Устно).

Физкультминутка

Вернемся к экологической задаче и выясним, сколько тонн вредных веществ поступило в атмосферу за последние 4 года в Липецкой области.

(322,9+353,1+330+330)тыс.т.=1336тыс.т.- вредных веществ

Ответ: 1336тыс.т.

7.Самостоятельная работа(обучающая) Сверка по эталону.

Вычислите и заполните таблицу. Выполнив правильно все задания, вы получите слово «экология» в переводе с греческого

    5,8+22,191

    3,99+0,06

    8,9021+0,68

    2,7+1,35

    0,769+42,389

    129+9,72

4,05-и;43,158-щ;27,991- ж;9,5821-л;138,72-е

Ответ: жилище (дом)

8.Повторение. Включение в систему знаний

Найди ошибку. Что нарушено, какие правила сложения десятичных дробей?

1)0,2+0,15=0,17;

2)1,9+2,7=4,8;

3)5,48+4,52=100

Информация о домашнем задании:П.42;№706(д,е);№717(в.г);№719

9.Рефлексия

1) Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли ее решить?

2)Что нужно сделать еще, чтобы научиться складывать десятичные дроби?

3) Закончите предложение: Мне было… Я на уроке узнал… Я научился…

4) Изображение земного шара вывешено на доске. Каждый должен прикрепить веселый или грустный смайлик, аргументируя, почему именно такой.

5) Мы должны беречь нашу планету? Что нужно для этого делать?