11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, во французском регионе Бордо, родился один самых выдающихся Граждан Океана — Жак Ив Кусто

Этот незаурядный человек всегда хотел сохранить в тайне большую часть своей жизни вообще, и своей работы в частности. Фактически во всех его поступках, публичных или нет, были две стороны — видимая и скрытая. Было относительно легко восстановить ход его жизни, составить его жизнеописание и представить каталог его открытий и произведений, и, напротив, в большинстве случаев было достаточно сложно понять, почему он принимал решение участвовать в том или ином предприятии, двигаться именно в выбранном направлении. Задача осложнялась тем, что он практически ни с кем не обсуждал стратегию и тактику своих действий, даже с самыми близкими ему людьми. Он был «паша», «харизматический лидер», и он говорил: «Мы пойдем туда», — и все остальные подчинялись преданно и послушно.

Его отец Даниэль работал личным секретарем у двух американцев. Первый был страховым агентом, второй — предпринимателем. Его мать Элизабет Дюрантон была дочерью местного аптекаря. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах, где Жак Ив учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка.

Когда пришло время вернуться во Францию, Кусто исполнилось 13 лет. Его отец купил кинокамеру, чтобы снимать семейные развлечения, но как только она попала в руки Жака, он стал владеть ей единолично. Это было началом настоящей страсти: Жак создавал «настоящие фильмы», строил декорации, снимал и даже сам проявлял пленку. Вскоре он создал свое первое общество по производству кинофильмов «Фильм Зикс, Жак Кусто».

Учеба, которую он продолжил во Франции, не была отмечена особенными успехами. Отечественные методы обучения слишком отличались от американских, и только в стенах Иезуитского колледжа в Париже Кусто начал всерьез относиться к занятиям. Он получил степень бакалавра в 1930 году — в 20 лет, выдержал вступительные экзамены в Высшую национальную военно-морскую школу и был принят туда с хорошими результатами. В 1933 году он получил назначение на крейсер «Примоге», направлявшийся на Ближний Восток, и уже тогда товарищи отметили склонность Кусто к несколько странной манере говорить о себе, как и его стремление к замкнутости и одиночеству.

В 1936 году он попросил назначение в военно-морскую авиацию и добился перевода. В этом же году, увлеченный автомобилями и большими скоростями, он взял прокатиться спортивную машину своего отца и попал в аварию. Ее последствия были поистине ужасающи для Жака Ива Кусто. У него было поломано множество ребер, смещение позвонков, пробито легкое и парализованы руки. Карьера лейтенанта военно-морской авиации Кусто была закончена и лишь его исключительная сила воли, характер борца позволили ему менее чем через год выйти из больницы. Кусто был слаб, но стоял на своих ногах и с уверенно владел обеими руками. Еще он был влюблен. Его счастливой избранницей стала Симона Мелькиор. Ее мать была дочерью адмирала Жана Баэма, страстно увлеченного подводными исследованиями, организатора экспедиции в Тунис, в Махдию. Воля случая проявилась в том, что спустя 12 лет Жак Ив Кусто вернулся в эти же края на судне для проведения подводных работ.

Кусто получил назначение на Suffren, а затем на Codercel, приписанные к военно-морской базе в Тулоне. В июле 1937 года морской лейтенант Жак Ив Кусто женился в Париже на Симоне Мелькиор и молодая семья устроилась жить в Тулоне. Симона была очаровательной молодой женщиной, примерной офицерской женой и обращала на себя внимание всех, кто был знаком с ней, и особенно тех, кто позже попадал на борт «Калипсо».

В это же время в Тулоне находился незаурядный человек, морской офицер более высокого звания, чем Жак Ив Кусто, поэт, гуманист и большой любитель спорта, влюбленный в море. Все время вне службы он посвятил морю, а большую часть свободного времени он проводил на подводной охоте в водах департамента Вар, на юге Франции. Его звали Филипп Тайе. Его неразлучного друга по подводной охоте звали Фредерик Дюма, и это он стал впоследствии легендарным Диди. В своей книге «Свободные погружения» (Plongees sans cables) Филип Тайе позже довольно беспристрастно описал характер Жака Ива Кусто. Они встретились в один прекрасный день 1938 года, и Филипп Тайе стал для Кусто крестным отцом в свободном погружении. Снаряжение в то время было самое простое и ограничивалось парой очков (так называемых Fernez), кстати, очень неудобных.

Жак Ив Кусто был потрясен, вся его жизнь перевернулась в этот момент, и он решил всецело посвятить ее проникновению в подводный мир. Филипп Тайе, Жак Ив Кусто и Диди больше не расставались. Они вместе совершали погружения, пытались приспособить существующие в то время системы для дыхания под водой. Такие, например, как скафандр капитана Ле Приера. Тесть Жака Ива Кусто, Анри Мелькиор, работал в компании I Air Luquide в Париже, где изучались и разрабатывались материалы и оборудование, применяемые для различных видов газов. Его поддержка была неоценимой для троих друзей.

В сентябре 1939 года Жак Ив Кусто был назначен канониром на крейсер Duplelx, где он прослужил до июня 1940 года, даты перемирия между Францией и Германией. Что касается Филиппа Тайе, то он служил на эскадренном миноносце Valmy, в то время как Диди был погонщиком мулов в Северном Провансе.

В начале 1941 года Жак Ив Кусто по приказу правительства Виши участвовал в удавшемся налете на итальянское представительство в Сете в целях получения секретных военных шрифтов. За эту операцию он был награжден орденом Почетного легиона в 1946 году. Участие Кусто в этой операции состоялось во многом благодаря положению его старшего брата Пьера Антуана. При всем этом Жака Ива Кусто никогда не покидала страсть к кино. При помощи одного из друзей, Веша, он смастерил камеру форматом 35 миллиметров, поместил ее в водонепроницаемый бокс, и после нескольких неудачных попыток ему удалось сделать съемки морского дна на глубине около 20 метров.

После затопления французского флота в Тулоне в ноябре 1942 года Жак Ив Кусто и его друзья остались без своих кораблей и практически без работы. Они вернулись к своим подводным увлечениям и занялись монтажом эпизодов, отснятых ранее. Результатом этой работы стал 18-минутный фильм «18 метров под водой». Впервые этот фильм был представлен публике 10 апреля 1943 года в Париже в Национальном театре Шайо, в рамках показа, организованного тогдашними французскими властями под контролем пропагандистского ведомства оккупационных властей. Жак Ив Кусто был представлен как режиссер этого фильма и получил радушный прием, особенно на страницах коллаборационистского издания «Я повсюду», главным редактором которого является Пьер Антуан Кусто. В результате этого показа и вновь благодаря помощи старшего брата Жак Ив Кусто получил у оккупационных властей разрешение на льготные условия для съемок, включая разрешение снимать в милитаризованной зоне Средиземноморского побережья. Кроме того, у него появилась возможность получать кинопленку, строго лимитированную в то время. В 1942 году Жак Ив Кусто создал свою первую компанию по производству фильмов «Студия научных фильмов Кусто», перед тем как организовать «Объединенные акулы», которая позднее выпустила значительную часть снятых им кинолент. Можно с полной уверенностью сказать, что именно в это время началась «Одиссея» капитана Кусто.

Проект переживал необыкновенно стремительный взлет благодаря встрече, устроенной при посредничестве тестя Анри Мелькиора, между Жаком Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном, инженером из I Air liquide. Жак Ив Кусто изложил свои пожелания в том, что касалось снаряжения для обеспечения подачи воздуха при погружениях. Инженер Эмиль Ганьян работал в то время над прототипом редуктора для мотора, работающего на газовой смеси. Он собрал такой аппарат и провел ряд испытаний на Марне под Парижем в 1943 году. Не слишком удовлетворенный первыми результатами, Эмиль Ганьян модифицировал аппарат, и в июне 1943 года модель, испытанная в море, оказалась превосходной в эксплуатации.

Трое друзей объединились вновь, но в этот раз по настоянию Жака Ива Кусто. Они собирались вновь приступить к съемкам без особых ограничений благодаря достаточному количеству пленки и пропускам, предоставленным при участии Пьера Антуана Кусто. Отснятые ими кадры стали основой фильма «Останки затонувших кораблей». Среди прочих мест съемки проводились и среди затопленных судов, которые устилали дно тулонского рейда.

После освобождения Франции в 1945 году офицеры Филипп Тайе и Жак Ив Кусто вернулись на морскую службу. Они занялись поиском работы, которая бы соответствовала их профессионализму и технической подготовке в области подводных работ, и им было предложено разработать и осуществить программу по разминированию тулонского рейда. Друзья взялись за это опасное поручение. Они создали на базе военно-морского флота специализированную структуру G. E. R. S. (группа подводных исследований и поиска), которой руководил капитан Тайс. Позже они нашли повод для официального принятия в свои ряды «погонщика мулов» Дюма.

В 1947 году G. E. R. S. получила свое собственное судно — «Инженер Эли Монье». Военно-морское ведомство предоставило G. E.R.S. средства для проведения работ Жака Ива Кусто. Оно согласилось поддержать возобновление археологических раскопок в Махдии на глубине более 30 метров в сложных для погружения условиях. Министерство также предложило продолжить экспериментальные работы по созданию аппарата для глубоководных погружений швейцарского профессора Пикара вблизи Дакара. Этот последний опыт был неудачен, и сильно отразился на Кусто, но это позволило ему извлечь незабываемый урок на будущее.

Повышение в офицерском чине обязывало Кусто сменить занимаемую должность, и такая перспектива его совсем не радовала, так как вынуждала оставить подводную деятельность, начатую в рамках G.E.R.S. Тем не менее, он являлся кандидатом сразу на несколько должностей. Благодаря одной из них он мог стать руководителем новой программы освоения батискафа. Кусто принял решение просить для себя особый статус, и его просьба была удовлетворена, после чего Жак Ив Кусто стремился во что бы то ни стало добиться независимости, чтобы делать то, что ему самому хочется без опеки и принуждения. Именно поэтому он хотел иметь возможность распоряжаться огромным экономическим потенциалом, который имели в то время подводные разработки благодаря «его» редуктору «Кусто/Ганьян», поставленному на коммерческое производство фирмой «Спиротекник», филиалом «Эр Ликид».

Позднее контролирующая компания «Аква Ланг интернэшнл» объединила более 20 совершенных разных фирм,успешно производила и продавала по всему миру оборудование для погружений под различными марками. Эта компания обеспечивала торговый оборот порядка миллиарда французских франков, из которых Жак Ив Кусто получал 5 процентов как автор запатентованного изобретения.

Жак Ив Кусто добивался полной независимости, чтобы попытаться претворить в жизнь свои самые смелые замыслы — быть первым и самым масштабным исследователем подводного мира, создать и довести до совершенства техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в настоящем и будущем. Он не хотел какой-либо опеки, хотел лично определять цель, чтобы самостоятельно использовать результаты проведенной работы. Для этого ему необходим свой корабль. Кусто очень понравился старый минный тральщик, принадлежавший Королевским Британским ВМС, который он увидел на Мальте и который носил судьбоносное имя «Калипсо». Но у Кусто не было средств на покупку судна. Меценатом стал известный производитель пива Гинесс, именно он внес большую часть необходимой суммы, в то время как остальные потенциальные вкладчики участвовали в расходах: ассоциация «Французские океанографические общества», созданная Жаком Ивом Кусто специально по этому случаю, совершила историческую покупку, состоявшуюся в июле 1950 года. Жаку Иву Кусто в то время исполнилось 40 лет.

Переоборудование «Калипсо» длилось целый год. Самым важным из технических новшеств корабля было устройство под форштевнем, примерно на 2 метра ниже ватерлинии. Это была специальная кабина для подводного наблюдения. Она имела форму сферы, в которой были установлены специальные иллюминаторы. Жак Ив Кусто был готов заложить тело и душу, чтобы получить необходимые субсидии для своей первой экспедиции на Красное море. ВМС Франции откомандировало на борт «Калипсо» двух механиков и одного матроса. Все остальные участники экипажа были добровольцами, как и Симона Кусто, назначенная комиссаром судна. Фредерик Дюма был на борту в качестве помощника ответственного за погружения. Вулканолог А.Тазиефф участвовал в путешествии также на общественных началах и вместе с остальными выполнял необходимые работы на борту, ворча и ругаясь.

Через три месяца экспедиция вернулась, и на борт «Калипсо» поднялся человек, позже названный легендарным «Бебером» — Бернар Фалько. Он покинул корабль только в 1996 году, во время его крушения у берегов Гонконга. В этом же году Кусто всерьез заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах, которые часто находили рыбаки, закидывающие свои сети напротив Марселя, в местности Гран-Конглюэ, со стороны Фриульских островов. Получив необходимые сведения, он решил взять в свои руки то, что стало первой и величайшей подводной археологической стройкой. Кусто не закончил ее, оставив эту заботу страстному энтузиасту Иву Жиро, который с самого начала участвовал во всех работах. На поверхность были подняты более 2000 амфор и других предметов. Некоторые критики говорили, что раскопки проводились безо всякого метода и без специальной подготовки, но эти высказывания, сформулированные позднее титулованными археологами, не принимали во внимание бесчисленные трудности глубоководных погружений в условиях труднодоступной местности, в море, временами довольно суровом. С другой стороны, было необыкновенно трудно обеспечить успешное взаимодействие людей и особенно машин и оборудования, в том числе насосов, откачивающих песок и тину, неудобных и опасных в управлении, тем более что их зачастую использовали на глубине порядка 50 — 60 метров.

Жак Ив Кусто использовал свои, впоследствии отточенные до совершенства гениальные способности в работе со средствами массовой информации. Пресса и телевидение во всем мире сообщали о стройке в Гран-Конглюэ, «Nationl Geographic» посвятили ему большую статью, которая дала Кусто известность в англоговорящих странах.

И в это же время создавалось более совершенное оборудование для подводных съемок. Прежде всего — благодаря профессору Эджертону, изобретателю электронной вспышки, и гениальному инженеру Лабану, автору камер для съемок. Известнейшие индустриальные фирмы добивались участия в этом технологическом прорыве и охотно делали капиталовложения. Тем не менее, бурная деятельность была сопряжена с большим расходами, и Жак Ив Кусто вынужден был обратиться к решению задач менее зрелищных, но более прибыльных. Пришла мода на офшорную нефть, и ее разработчикам срочно требовались подготовленные команды для эффективной деятельности. Начав работы в этой области, Кусто создал французскую компанию подводных исследований 1OFRS (1 Office Francais de Recherches Sous marines), которая заключила контракты с нефтедобывающими компаниями и позволяла Кусто сделать небольшую передышку перед съемками полнометражного фильма. Замысел картины давно зрел в его голове, она должна носить то же название, что и книга, написанная им вместе с Ф.Дюма в 1953 году, — «Мир тишины», которая имела огромный успех во всем мире, окончательно утвердив известность Жака Ива Кусто.

В это же время Кусто принял участие в экспериментальных погружениях батискафа «Триест» профессора Пикара, забыв неудачи 1948 года. Аппарат с успехом погрузился на глубину 3200 метров с профессором и его сыном на борту. Во время этой операции командование ВМС Франции просило его обеспечить проведение подводных съемок. Кусто был убежден, что его будущее заключалось в исследовании техники проникновения человека в подводный мир. Опыты с «Преконтинентом» были проведены, чтобы доказать это.

В 1954 году Жак Ив Кусто отправился на Красное море и в Индийский океан. На борту «Калипсо» находился также молодой кинематографист Луи Маль. Кусто приобщал его к погружениям, и молодой человек снимал документальный сериал, который позже был с успехом показан миллионам телезрителей. Кусто уже понял, что средство массовой информации будущего — это телевидение, оно приносило изображение в дома скорее, чем потенциальные зрители добирались до кино. Этот сериал значительно увеличил его американскую аудиторию и был выпущен новым обществом, основанным Жаком Ивом Кусто, Les Requins Associes.

В начале 1955 года все собрались на борту «Калипсо» для великого отплытия, взяв курс на Красное море. Начались съемки «Мира тишины», который стал культовым фильмом для всех влюбленных в подводный мир. Были сняты Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова с отрывками из Jojo le Merou, затем были произведены многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах.

Фильм был смонтирован и представлен с необычайным размахом в Париже в феврале 1956 года в театре на Елисейских полях. Были приглашены всевозможные знаменитости, присутствовали президент республики, председатели обеих палат парламента, представители конституционных властей, а также послы более 30 стран. Национальные ВМС обеспечили почетный караул под аккомпанемент военно-морских маршей. Триумф фильма невообразимый, публика аплодировала стоя более получаса. Газеты, радио и телевидение называли фильм произведением века.

Фильм был отобран для показа на кинофестивале в Канне, где впервые в номинации «документальный фильм» картина получила Золотую пальмовую ветвь. В Нью-Йорке фильм ждал такой же феноменальный прием. В 1957 году ему был присужден «Оскар», а в следующем году другой фильм Жака Ива Кусто «История красной рыбы» получил еще один приз на Каннском фестивале и еще одного «Оскара» в Голливуде. Это подтверждало, что успех его работ был не случайным. Жак Ив Кусто сумел на протяжении всей своей жизни сохранить тот ореол славы, который ему принес «Мир тишины». И он сполна использовал все возможности, предоставляемые средствами массовой информации.

В 1957 году принц Монако Ренье предложил Кусто стать директором Океанографического музея княжества. Тот принял предложение, и это устраивало обе стороны: государство с выгодой использовало кинематографическую известность исследователя Кусто, а Жак Ив мог поздравить себя с назначением на научную должность. На самом деле, он никогда не называл себя ученым, но действовал и вел себя так, как будто был им. Достаточно послушать его выступления и комментарии в авторских фильмах, чтобы в этом убедиться. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых настоящих ученых, но они не имели такого практического подводного опыта, как Кусто.

Нахождение Кусто во главе Океанографического музея мало сказалось на деятельности этой организации. Жака Ива не часто можно было застать в своем служебном кабинете, он свято соблюдал условие, поставленное при назначении на должность, - сохранять за собой свободу действия во всем, что касалось остальной его деятельности. Он предоставил возможность замещать себя Жану Алину, а затем и Филиппу Роу, позволяя им решать текущие вопросы. Но он никогда не передавал полномочий на разрешение принципиальных проблем. Кусто оставил свой пост лишь в 1989 году, через 32 года после того, как обосновался в княжестве.

В 1957 году в промежутках между съемками Кусто экспериментировал с первым проектом «ныряющего блюдца», он испытывал аппараты на больших (около 2000 метров) глубинах. Через год исследователь принял ряд предложений по организации для OFRS новых работ, требующих погружений на большие глубины. Прежде всего, он изучал возможность прокладки нефтепровода. Уже начиная с 1959 года большим подспорьем в реализации подводных проектов стало «ныряющее блюдце».


1960 год принес Кусто обильные доходы, которые позволили обеспечить финансирование многогранной деятельности подведомственных Кусто компаний, в то время как сам он увлекся чрезвычайно амбициозным проектом, который можно было бы окрестить «Подводные дома». В 1962 году Жак Ив Кусто начинал свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. В ходе операции «Преконтинент I» два пловца Альбер Фалько и Клод Уэсли жили неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 метров и работали на глубине 25 метров под водой. Результаты работ были обнадеживающими, и в 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965-м году последовала операция «Преконтинент III». Пять человек, среди которых были «ветераны» первого «Преконтинента», участвовали во втором опыте и шестеро - в третьем. Среди них и был Филипп Кусто — сын Жака Ива Кусто. Но у него было два сына. Старший сын Жан-Мишель в 1960 году стал архитектором, и вскоре выполнил несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время - на Высшие кинематографические курсы. Он принимал самое активное участие в исследовательской деятельности отца.

Опыты Кусто позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, но были расценены властями как слишком дорогостоящие. Остановка работ сильно разочаровала Кусто.

Еще одним итогом операции «Преконтинент III» стал «Оскар» за фильм «Мир без солнца». Фильм не имел такого же успеха, как «Мир тишины». Некоторые критики не преминули попрекнуть создателей фильма за откровенно грубые трюки, но Кусто эти упреки огорчили главным образом потому, что выбивали из рабочего ритма технический и научный персонал на «Калипсо». Чтобы совладать с возникшими трудностями, Кусто добился у французского правительства заключения крупного контракта на «проведение подводных исследовательских работ нового типа». «Аржиронет» - такое имя получил плод воображения инженера Французского института нефти (ФИН) Пьера Вилма. Проект пополам финансировали ФИН и CNEXO. Составив и утвердив первоначальную смету, они передали реализацию «Аржиронета» СЕМА Жака Ива Кусто. Масштаб задуманных работ огромен. Они были рассчитаны более чем на четыре года. Этот период был для исследователя самым трудным с финансовой точки зрения. Но Кусто мог многое себе позволить с учетом своей фантастической известности. В 1972 году Кусто покинул родину. В Америке он встретился с младшим сыном Филиппом - владельцем собственной киностудии. Старший Жан-Мишель тоже поехал с отцом. Он был ответственным за материально-техническое обеспечение, необходимое для путешествий «Калипсо» по всему свету.

В Соединенных Штатах у Кусто появился «запасной аэродром». Его компания Requins Assoies в течение пяти лет была связана с рядом американских телевизионных программ очень важным контрактом. Во многом именно это обстоятельство сделало лицо Жака Ива Кусто знакомым телезрителям во всем мире. И прежде всего - благодаря телевизионному сериалу «Одиссея капитана Кусто». Он смеялся, когда слышал, что стал настоящей телезвездой. Ему не было дела до критики, исходила она от ученых или от деятелей кино. Жак Ив Кусто всегда хотел добиться большего. Ему недостаточно было оставаться только исследователем и документалистом, и он стремится к расширению своих полномочий.

В 1977 году в США под видом некоммерческой организации было организовано «Общество Кусто». Его целью была «защита природы и улучшение качества жизни», президентом общества стал отец, а вице-президентом был назначен сын Жан-Мишель. Местом базирования штаб-квартиры был выбран Нью-Йорк. Имя Кусто творило чудеса. В общество активно поступали взносы, члены общества получали опубликованные произведения «Калипсо Лог» и «Долфин Лог». Продажа товаров на дому осуществлялась на американский манер - по почте. Успех был огромный, и он подталкивает к со зданию филиалов общества в Норфолке и в Лос-Анджелесе.

В Норфолке «Общество Кусто» хотело построить при помощи муниципальных властей океанографический парк, наподобие того, который Жан-Мишель на пару с отцом пытался создать на Лонг-Бич, но проект закончился полным финансовым провалом и потерей миллионов долларов. Но вопреки язвительной кампании, развернутой в местной прессе и направленной против проекта, он убедил власти в своей благонадежности. К несчастью (или, наоборот, к счастью для вкладчиков), из-за смены городских властей этому плану не суждено было осуществиться.

В 1979 году погиб младший сын Кусто Филипп. Он участвовал в съемках фильмов вместе с отцом, наполняя картины кадрами, снятыми с гидросамолета «Каталина». 28 июня 1979 года Филипп отправился в Португалию, в дельту Рио-Тежо, чтобы проверить качество ремонта гидросамолета, проведенного в местных мастерских. Испытания проходили безупречно, но во время приземления на воду, после первого контакта с поверхностью, нос машины внезапно ушел под воду. Хвост гидроплана был лишь залит водой, весь экипаж остался цел и невредим, на борту не было только Филиппа, который был объявлен без вести пропавшим. Его тело так и не было найдено.

Жак-Ив Кусто с сыновьями — Филип и Мишель.

Смерть сына сильно отразилась на Кусто. Провал плана по созданию парка в Норфолке никак не сказался на популярности Жака Ива Кусто в Соединенных Штатах. Тем не менее, в 1981 году он вернулся на родину, где основал «Фонд Кусто» с той же структурой и теми же целями, что и у его старшего «американского брата». Успех был почти такой же, и это общество существует по сей день. Именно под покровительством этой организации проходили первые испытания судна на принципиально новой, революционной ветряной тяге — турбопаруснике. Общество приобрело старый катамаран и отремонтировало его. Директор морской верфи в Санари стал верным сподвижником Кусто. Тем временем авторы концепции турбопарусника Л.Малавар, Б.Шарье и Жак Ив Кусто приняли решение, что катамаран послужит уменьшенной моделью для корабля «Алсион». Предприятие развивалось под управлением морского архитектора Мориса, конструктора парусника «Франсе З», участвовавшего в Кубке Америки, и автора первоначальных переоборудовании на «Калипсо». Небольшое судно получило имя «Ветряная мельница». В конце 1983 года она отправилась в свое первое плавание через Атлантику, где попала в очень сильный шторм, потеряв мачту и парус. Но Жак Ив не отчаивался. Он связался со вкладчиками и возобновил предприятие с удвоенной энергией. «Алсион» был готов в 1985 году, весной пересек Атлантику и произвел фурор своей управляемостью и экономичностью. Однако общий итог все равно был не в его пользу, так как стоимость эксплуатации корабля превысила цену сэкономленной энергии. В июне 1989 года Кусто возглавил Французскую академию, почти одновременно оставив свои обязанности директора Океанографического музея в Монако.


В декабре 1990 года внезапно скончалась Симона Кусто, которую все, кто близко знал эту женщину, ласково называли «пастушкой». Ее спокойный нрав, безусловно, повлиял и на характер капитана Кусто. Прах Симоны был развеян над морем у берегов Монако. Кусто женился во второй раз в конце июня 1991 года на Франсине Триплет, матери Дианы и Пьера-Ива Кусто. До этого Франсину и Кусто связывал на протяжении 14 лет тайный роман. Жаку Иву Кусто на тот момент исполнилось 80 лет.

Сложные связи между многочисленными обществами, основанными Кусто, порой служили соблазнительной приманкой для любителей ловли рыбы в мутной воде. Управлением ряда организаций все настойчивее интересовались налоговые службы. В частности, в США «Общество Кусто» было арестовано за не предоставление счетов, за незаконную вербовку в свои ряды по почте, не предусмотренную законом. Некоторые подразделения общества настолько запутались в отношениях с законом, что их деятельность закончилась конфискацией имущества. Тем не менее, никто не посягал на честное имя самого Кусто.

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания и был похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.
В 2010 году о Жаке Иве Кусто был снят документальный фильм «Гражданин океана».

Некоторый цитаты Командора — Жака Ив Кусто, ставшие знаменитыми.

Если бы мы подчинялись логике, наше будущее было бы печально. Есть вещи поважнее логики, потому что мы - люди, и в нас живет вера, надежда, и мы умеем работать.

Мы управляем своей Землей беспечно.

Детство — самый насыщенный период жизни

Первопроходцев толкает любопытство, а следом идёт наука.

Несчастье - это мы сами, а счастье - это другие.

Счастье пчелы или дельфина в том, чтобы существовать. Для человека счастье - знать, что ты существуешь и испытывать восхищение этим фактом.

Надо любить жизнь, даже в самых непривлекательных формах.

Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от неё отказываться.

В рыночной экономике любая вещь имеет цену, но ничто не имеет ценности.

Успешными бывают только невыполнимые задачи.

Хороший эколог — это тип, который видит далеко вперед и не очень-то верит в прогресс, науку и технику

Использованные материалы:

Материалы сайта www.j-cousteau.ru
Материалы сайта www.octopus.ru

12:16 am - Про Жака Кусто из "Коммерсат-Власть"

Хоть и весьма спорная статья, но тем не менее кое-что о Кусто можно узнать.


Непотопляемый капитан

95 лет назад, 11 июня 1910 года, во французском городе Сен-Андре-де-Кюбзак родился человек, который научился, по его словам, делать деньги из воды. Звали его Жак-Ив Кусто, и сегодня его считают своим героем и ученые, и дайверы, и активисты "Гринписа". Между тем сейчас мало кто вспоминает о том, что путь от никому не известного морского офицера до кумира миллионов телезрителей был совсем не гладок.


Счастливчик Джек
У Жак-Ива Кусто было счастливое детство. Его отец был весьма обеспеченным юристом, представлявшим интересы двух состоятельных американцев, и беспокоиться о будущем Жак-Иву и его брату Пьеру не приходилось.
Первое свое путешествие Жак-Ив совершил в десять лет, когда его семья временно перебралась в Нью-Йорк. Юный Кусто быстро освоился в Новом Свете и уже очень скоро именовал себя не иначе как Джеком. Первый свой опыт подводных работ Кусто получил в американском детском летнем лагере, где воспитатель, выяснив, что мальчик хорошо плавает и ныряет, отправил его очищать дно пруда от скопившихся там коряг. Джек прекрасно справился с задачей, чем весьма упрочил свой авторитет среди сверстников. Первую киносъемку Кусто провел тоже в Америке при помощи отцовской кинокамеры. Объявив себя "продюсером, директором и главным оператором" кинокомпании Films ZIX, мальчишка принялся снимать все подряд, при этом прогуливая уроки, пока отец не отобрал у него игрушку. Примерно тогда же Кусто впервые попробовал себя и в роли писателя, сочинив книжку о приключениях ковбоев. Так уже в детские годы будущий капитан уяснил, что у него лучше всего получается: нырять, снимать и сочинять.

Фото: AP
Женитьба на Симоне Мелькиор оказалась самой выгодной сделкой в жизни Кусто -- все остальные сделки ему организовывала Симона
После возвращения во Францию Жак-Ив учился в иезуитской школе, а потом оказался среди счастливцев, поступивших в элитную Морскую академию, где готовили офицеров французского флота. Везение сопутствовало ему и дальше: его курс впервые в истории академии отправился в кругосветное путешествие на учебном судне "Жанна д`Арк". Впрочем, к тому времени у юноши уже имелся опыт путешествий, поскольку еще до поступления в академию родители отправляли его в Англию, Германию и Испанию для совершенствования в иностранных языках. Окончив учебу в 1933 году, Кусто отправился служить на французскую морскую базу в Шанхае. Но, похоже, служба там его не удовлетворяла. Молодой офицер добился перевода в школу военно-морской авиации в Уртене и принялся постигать азы летного ремесла. Везение закончилось как раз тогда, когда Кусто окончательно уверовал в свою счастливую звезду. В одну прекрасную ночь будущий летчик решил покататься на отцовской гоночной машине по горному серпантину. Поскольку, как назло, из-за тумана видимость на дороге была нулевой, а любовь к скорости у молодого человека явно преобладала над инстинктом самосохранения, аварии избежать не удалось. Из-за многочисленных переломов пальцы Кусто частично утратили подвижность, и одно время врачи даже хотели ампутировать ему руку. Ампутации удалось избежать, но о карьере летчика пришлось забыть. Впрочем, везение ему все-таки не изменило: почти все сокурсники Кусто по летной школе погибли на войне, в то время как флот, куда вновь перевели покалеченного офицера, отделался небольшими потерями.
Оставив мечты о блестящей военной карьере, Кусто стал больше времени посвящать личной жизни и уже в 1937 году женился на Симоне Мелькиор -- дочери адмирала Анри Мелькиора и внучке еще двух адмиралов. А в 1938 году в Тулоне, где Жак-Ив проходил службу, состоялось знакомство с лейтенантом Филиппом Тайе, который посоветовал ему заняться подводным плаваньем, дабы укрепить пострадавшие в аварии руки. Сам Тайе увлекался подводной охотой и даже изобрел специальные очки, в которых мог хорошо видеть под водой. Вскоре к друзьям присоединился третий охотник -- Фредерик Дюма, который также любил нырять с острогой. Так возник костяк команды, которой было суждено завоевать подводное царство, а у Кусто появилось хобби, которое сделало его очень богатым коммерсантом и одним из самых популярных людей своего времени.

Все ниже, ниже и ниже

Фото: AP
Команда "Калипсо" обследовала немало затонувших кораблей, но главным сокровищем, которое ей удалось найти под водой, были не древние амфоры, а нефть Персидского залива
Кусто и его друзья мечтали об аппарате, который позволил бы им находиться под водой как можно дольше и при этом не стеснял бы их движений. Служебные обязанности флотского офицера не только не мешали ему заниматься разработкой подобного аппарата, но даже помогали, поскольку давали доступ к некоторым материалам, включая кислородные баллоны и противогазы, из которых Кусто с помощью корабельного оружейника мастерил свои первые маски для ныряния. Помогали и подчиненные матросы, которые следили со шлюпок за тем, чтобы их командир не утонул. Однажды в 1938 году Кусто, испытывая аппарат с кислородным баллоном, опустился на глубину 10 метров, полагая, что кислород может вызвать судороги лишь на глубине 14 метров. Его предположения не оправдались, и матросам пришлось спасать потерявшего сознание акванавта.
Начавшаяся война не помешала исследованию глубин. Даже когда его крейсер "Дюплекс" гонялся по Атлантике за немецким линкором "Адмирал граф Шпее", Кусто не упускал возможности понырять. Когда "Дюплекс" оказался в Саргассовом море, Кусто решил раскрыть тайну нереста угрей, которые размножаются и умирают как раз в этой части океана. Кусто совершил погружение, но ни одного угря не встретил. Тем не менее начало научным изысканиям под водой было положено.
Разгром Франции в войне помог Кусто полностью сосредоточиться на любимом деле, поскольку его крейсер больше ни за кем не гонялся и вместе со всем французским флотом стоял на приколе в Тулоне. Кусто оставался французским офицером, но флот теперь подчинялся правительству Виши, которое сотрудничало с Германией. Впрочем, опасаться новой власти у Кусто не было причин, поскольку его брат Пьер стал видным коллаборационистом. Был ли Жак-Ив с самого начала врагом профашистского режима, неизвестно до сих пор, поскольку в своих письмах он жаловался не на унижение Франции, а на то, что "в Марселе будет невозможно найти приличного жилья, пока мы не выкинем отсюда всех этих жидов, которые сидят на нашей шее".

Кому в действительности в то время сочувствовал Кусто, остается тайной. И лишь одно известно достоверно: несмотря на войну, он и его друзья продолжали нырять и предаваться радостям подводной охоты в теплых водах французской Ривьеры. Нашлось время и для научных экспериментов. Так, будущие звезды экологического движения опытным путем установили, что, если морского судака поразить острогой в мозг, рыбина либо побелеет и утонет, либо не побелеет и всплывет.
В перерыве между погружениями Кусто даже совершил подвиг, за который удостоился после войны ордена Почетного легиона. Когда немцы оккупировали юг Франции, а французский флот пошел ко дну, Кусто присоединился к движению маки -- французскому Сопротивлению. Вместе с тремя бойцами-макизарами он, переодевшись в итальянскую форму, проник в штаб итальянских оккупантов и сфотографировал книгу вражеских морских шифров. Впрочем, обстоятельства этого дела заставляют предполагать, что в Сопротивлении состояла чуть ли не вся итальянская армия, поскольку часовые спокойно пропустили группу Кусто в кабинет начальника штаба и не докучали ему в течение четырех часов, пока отважный разведчик копировал все найденные документы. Похоже, что этим эпизодом сотрудничество между Кусто и разведкой не ограничилось, учитывая, что французские спецслужбы считали его своим человеком до конца его дней. Может быть, не случаен тот факт, что, когда в 1985 году французские подводные диверсанты минировали судно "Гринпис" "Рейнбоу ворриор", на них были акваланги фирмы Кусто.
Между тем опыты с погружениями привели Кусто и его друзей к мысли о том, что для ныряния необходим аппарат со сжатым воздухом, а не с кислородом. Жак-Ив точно знал, что ему нужно, но сам он не мог создать надлежащую конструкцию. По счастью, отец его жены Симоны входил в совет директоров корпорации Air Liquide, которая была крупнейшим французским производителем бытового газа. Родственные связи помогли Кусто выйти на инженера Эмиля Ганьяна, который работал на эту корпорацию и был автором любопытного изобретения. Поскольку в ту пору весь европейский бензин лился в бензобаки вермахта, горючего во Франции не хватало. Спасало автолюбителей изобретение Ганьяна, который придумал прибор, позволявший использовать вместо бензина сжатый газ. Кусто заинтересовался редуктором -- устройством для регулировки давления при подаче газа в мотор и заказал Ганьяну нечто подобное, но приспособленное для человека. Получившийся агрегат был назван "водным легким" или "аквалангом", и Кусто с друзьями получили, наконец, возможность свободно плавать под водой на глубине до 73 метров.

Рыбные дни

Фото: AP
Если обитатели моря не шли на контакт, защитники природы травили их химикатами
Теперь, когда в распоряжении Кусто было настоящее ноу-хау, оставалось только придумать, как им воспользоваться. Предстояло сформировать спрос на работу людей, вооруженных аквалангами, а также на сами акваланги. Задача была не самой простой, поскольку было далеко не очевидно, что аквалангист может делать что-то такое, с чем не справился бы обыкновенный водолаз, облаченный в привычный костюм со свинцовыми ботинками и кислородным шлангом.
Впрочем, еще до изобретения акваланга группе Кусто было ясно, что человек под водой может заниматься киносъемками. Первые любительские кадры, снятые специально сконструированной кинокамерой, были смонтированы в 18-минутный фильм "Восемь метров под водой". Первыми зрителями фильма стали вишистские чиновники и немецкие офицеры. Когда же в 1943 году ныряльщики обзавелись аквалангами, возможности для подводных съемок неизмеримо возросли. Акванавты обследовали затонувшие корабли французского флота, не забывая при этом вести киносъемку. Фильм получил название "Затонувшие корабли" и был на тот момент единственным образчиком подводной кинодокументалистики. Впрочем, в конце войны у мира хватало забот и на суше, а потому мечты о кинематографической славе пришлось отложить на будущее.
Кусто твердо решил зарабатывать на жизнь подводным плаваньем и уже в 1944 году объявил о создании "Группы подводных исследований". Он и его друзья-ныряльщики самовольно заняли бывшее немецкое бомбоубежище в Тулоне и начали потихоньку разворовывать склады французского флота, дабы пополнить свои запасы снаряжения. Все же флоту от их действий было больше пользы, чем вреда, поскольку аквалангисты расчищали фарватеры от мин, доставляли адмиралам секретные торпеды с затонувших немецких подводных лодок и даже испытывали на себе действие взрывной волны, подробно описывая свои ощущения от взрывов, производимых под водой.
Наступление мира дало возможность, наконец, взяться за развитие бизнеса, и Кусто показал себя настоящим мастером зарабатывания денег. Первым способом извлечения прибыли была, разумеется, продажа аквалангов. В 1946 году он зарегистрировал Aqua-Lung как торговую марку и возглавил фирму с таким же названием. Случай помог продвинуть товар на американский рынок. Незадолго до конца войны фильм "Затонувшие корабли" попался на глаза американскому журналисту Джеймсу Дугану, который был потрясен увиденным. После войны Дуган познакомился с Кусто и стал горячим пропагандистом нового аппарата в США. В 1948 году Дуган опубликовал большую статью о Кусто и получил в ответ сотни писем от читателей, желающих немедленно приобрести акваланг. Среди читателей оказался и командир отряда американских боевых ныряльщиков Френсис Дуглас Фейн. Кусто был обеспечен клиентами на многие годы вперед. До конца своих дней Жак-Ив Кусто получал 5% от продажи каждого акваланга в мире.

Фото: AFP
Родив Кусто двоих детей, бывшая стюардесса Франсин Трипле взлетела очень высоко
Другим способом получения денег был фандрайзинг. Кусто с самого начала представлял свой проект не как простое коммерческое предприятие, а как дерзновенный прорыв человечества в новую стихию, а потому не стеснялся просить денег на святое дело. Первым и самым значительным успехом на этом поприще стало общение Кусто с ирландским пивным королем Томасом-Лоелем Гиннесом. Знакомство с Гиннесом, как и в случае с Ганьяном, произошло благодаря Симоне Кусто. Еще во время войны Симона случайно познакомилась с женщиной, которая познакомила Кусто со своим мужем. Услышав о мечте моряка когда-нибудь обзавестись собственным судном, новый знакомый пообещать все устроить после войны и свое обещание сдержал, сведя Кусто с Гиннесом.
Богатый меценат проникся идеями покорения глубин и выделил энтузиасту "водного легкого" деньги на покупку судна. В 1950 году Кусто купил бывший тральщик, переоборудованный в пассажирский теплоход, который развозил пассажиров по островам Средиземного моря. Жак-Ив назвал судно "Калипсо" и превратил его в плавучую океанографическую лабораторию. Наконец, Кусто получил поддержку от князя Монако Ренье III, который предложил ему возглавить Океанографический музей княжества. Эта должность давала не только престиж, но и существенную финансовую подпитку научным проектам натуралиста.
Судно "Калипсо" ходило не под французским триколором, а под собственным бело-зеленым флагом Кусто, и все же капитан надеялся выбить матпомощь из французского государства. Париж денег не давал, но Жак-Ив все же придумал, как уломать чиновников. Кусто согласился помочь известному археологу профессору Бенуа в раскопках затонувшего древнеримского корабля. Со дна были подняты многочисленные амфоры, в одной из которых даже плескалось вино двухтысячелетней выдержки, но всего этого все же не хватало для того, чтобы поразить воображение чиновников. Нужна была яркая находка, которая доказала бы, что аквалангисты умеют творить чудеса. В итоге Кусто все же придумал, из чего сделать сенсацию. На многих амфорах была обнаружена надпись SES, и профессор Бенуа предположил, что это клеймо Маркуса Сестиуса -- торговца, который проживал на средиземноморском острове Денус в III веке до н. э. Это была всего лишь догадка, но Кусто отправился на остров и в развалинах одной из древних вилл обнаружил изображение трезубца и пары закорючек, которые при большой фантазии можно было принять за SES. Естественно, Кусто объявил, что обнаружил дом Сестиуса, которому, без сомнений, принадлежал и затонувший корабль. После такого триумфа подводной археологии Кусто получил материальную поддержку от властей Марселя, а затем и от центрального правительства, которое согласилось оплачивать две трети его расходов при условии, что девять месяцев в году "Калипсо" будет заниматься наукой.
Третьим способом заработать были заказы от коммерческих предприятий. В 1954 году British Petroleum предложила Кусто обследовать дно Персидского залива в районе Абу-Даби, на что капитан с радостью согласился. Сам исследователь писал, что компания обратилась именно к нему по той причине, что кто-то из ее менеджеров прочел его книгу. Впрочем, книгу могли прочесть уже из-за того, что Симона имела общую бабушку с президентом British Petroleum Бэзилом Джексоном. Команда "Калипсо" отправилась в Персидский залив и, пробурив там около 400 скважин, обнаружила нефть. В другой раз один из французских заводов нанял Кусто для того, чтобы определить место в море для будущего захоронения своих химических отходов. Хозяев завода беспокоили возможные неприятности с местными рыбаками, которые не хотели, чтобы химикаты погубили всю прибрежную рыбу. Кусто, который тогда еще не значился лидером мирового движения за сохранение окружающей среды, поставил эксперимент, который заснял на пленку. В воду были сброшены бочки с отходами, после чего, как и следовало ожидать, рыба в зоне эксперимента всплыла вверх брюхом. В итоге акванавты подыскали для завода донную впадину, куда, по выражению Кусто, можно было бы сваливать отходы еще сотню лет. Наконец, одним из самых прибыльных оказался заказ от компании Gaz de France, которая планировала проложить по дну Средиземного моря газопровод, чтобы выкачивать природный газ из месторождений Сахары. Команда "Калипсо" провела тщательное и весьма профессиональное обследование дна на всем пути следования будущего газопровода, за что и была соответствующим образом вознаграждена.

Стюардесса по имени Франсин

Фото: AP
Первооткрыватель подводного царства заработал все награды, какие только мог: от ордена Почетного легиона до "Оскара"
Кусто никогда не брался за контракты, которые, по его мнению, были ниже его достоинства и могли бы быть выполнены обычными водолазами. Капитан настаивал на том, что его бизнес -- это настоящий культурный феномен, имеющий общечеловеческое значение, а не просто предприятие для зарабатывания денег. Чтобы поддерживать имидж человека, открывающего для человечества под океанскими волнами как минимум новое измерение, Кусто снимал фильмы и писал книги, которые прекрасно продавались, а заодно помогали ему продавать свои услуги по ценам, не сопоставимым с платой за стандартные водолазные работы.
Снимал Кусто талантливо, рассказывая зрителю увлекательные истории даже тогда, когда на экране всего лишь плескались стайки невзрачных рыбешек. Впрочем, когда была возможность сделать кадры более захватывающими, натуралист проявлял известную изобретательность. Так, не надеясь заснять стихийно возникшую драку между осьминогами, Кусто специально изловил пару головоногих и буквально натравил их друг на друга. В другой раз капитан пожелал снять сцену нападения акул на дельфиненка. Поскольку акулы не спешили к своей жертве, их пришлось приманить, вылив в океан пару ведер крови. Если же подводные твари не спешили покидать своих нор и показываться перед объективом, защитник природы выкуривал их с помощью химикатов.
Фильмы имели шумный успех не только у зрителей, но и у киноакадемиков. В 1956 году его фильм "В мире безмолвия" получил "Оскара" и каннскую "Пальмовую ветвь", а одноименная книга разошлась пятимиллионным тиражом на двадцати языках. Затем последовали еще два "Оскара" и всемирная слава. Книги исследователя многократно переиздавались, принося автору миллионные гонорары. Зрителям и читателям нравилось чувствовать себя соучастниками необыкновенных приключений в подводном царстве, которое казалось достижимым для любого, кто приобретет акваланг, а потому и книги, и акваланги находили своих покупателей. Жак-Ив Кусто утверждал, что "в мире есть три важные вещи: воздух, вода и деньги", добавляя, что делать деньги из воды он уже научился. На самом деле он умел делать деньги и из воздуха, поскольку успешно продавал людям мечту о новой свободной и удивительной жизни, полной ярких впечатлений.

Фото: GAMMA
После 46 лет службы "Калипсо" последовала примеру своего капитана и опустилась на дно
Кусто прекрасно понимал, что его бизнес основан в первую очередь на его имидже бесстрашного авантюриста с сердцем гуманиста и мечтателя. Он немало постарался, чтобы его образ ассоциировался прежде всего с отважным Одиссеем. Его судно называлась "Калипсо" -- так звали нимфу, пленившую Одиссея. Судак, ставший героем одного из его фильмов, был назван Улиссом (то есть Одиссеем). И даже йоркширского терьера, путешествовавшего вместе с командой, тоже звали Улиссом. Но старых подвигов и внешних деталей вроде неизменной красной водолазной шапочки было мало для того, чтобы оставаться героем на протяжении нескольких десятилетий. Уже с 1970-х годов Кусто превратился в одного из лидеров экологического движения. Он регулярно требовал прекратить загрязнять окружающую среду и запретить испытания ядерного оружия. Впрочем, порой его высказывания становились несколько экстравагантными. Так, в 1991 году натуралист выступил с оригинальной программой решения демографической проблемы, заявив: "Чтобы стабилизировать мировое население, мы должны истреблять по 350 тыс. человек ежедневно. Страшно о таких вещах говорить, но ведь не говорить о них ничуть не лучше". В другой раз Кусто отметил, что "распространение средств контроля за рождаемостью и принудительные аборты в третьем мире экологически недостаточны и несправедливы по отношению к социальному балансу в мире. Белые женщины из высшего и среднего класса современного общества слишком здоровы и плодовиты, чтобы исключить их из действия международных принудительных мер по регулированию рождаемости".
Наконец, ради сохранения своего имени в качестве незапятнанного брэнда, который ассоциировался бы исключительно с ним, Кусто затеял судебную тяжбу с собственным сыном. Семейная жизнь капитана казалась окружающим идиллией, пока в 1979 году его младший и любимый сын Филипп не погиб в авиакатастрофе. Жак-Ив с ходу дал понять, что у его старшего сына Жан-Мишеля нет никаких шансов стать наследником его дела. Отношения с сыном еще больше испортились после того, как в 1990 году умерла Симона. Оказалось, что по крайней мере последние 15 лет у Кусто была любовница -- стюардесса Франсин Трипле, которая успела родить ему двоих детей. Мореплаватель передал Франсин бразды правления в Обществе Кусто, которое распоряжалось значительными средствами, после чего стало окончательно ясно, что наследство Кусто, включая его имя, перейдет к Франсин и ее детям. Свою деятельность в новом качестве Франсин начала с того, что исключила Жан-Мишеля из персонажей мультфильма, снимавшегося по мотивам приключений команды Кусто.
В последующие годы отношения с Жан-Мишелем окончательно испортились, и в 1995 году Кусто подал в суд на своего сына, требуя, чтобы тот не смел называть свой курорт на Фиджи "Курортом Кусто". Дело было улажено миром после того, как нелюбимый сын переименовал свое предприятие в "Курорт Жан-Мишеля Кусто".
Несмотря на все семейные дрязги, капитана больше заботила судьба его судна. В январе 1996 года "Калипсо", стоявшая в гавани Сингапура, была протаранена другим судном и пошла ко дну. Узнав о случившемся, Кусто впервые в жизни прилюдно заплакал. "Калипсо" подняли и переправили в Марсель, но выйти в море на ней Жак-Иву уже было не суждено. Кусто умер во сне 25 июня 1996 года. Члены его семьи до сих пор не могут решить, кому в действительности должно принадлежать его имя.
КИРИЛЛ НОВИКОВ

«Древнеримский корабль лежал в сумеречном голубом мире, где человеческое тело приобретало зеленоватый оттенок. Приглушенные солнечные лучи отсвечивали на хромированных регуляторах, на масках, серебрили пузыри выдыхаемого воздуха. Желтоватое дно отражало достаточно света, чтобы можно было заснять цветной кинофильм о работе ныряльщиков - первый, снятый на такой глубине» (Ж. И. Кусто. В мире безмолвия).

Зачем человеку Океан? В глубокой древности некоторые из наших предков смотрели на него как на пугающую запредельность, а другие - как на естественную среду обитания и единственный источник пропитания, но при этом держались поближе к суше. Прошло много времени, прежде чем путь по морям стал способом достижения новых земель, их освоения или захвата. Интерес к океану был сугубо утилитарным: «соленые просторы» использовались в транспортных и промысловых, а также военных целях. Знания об океанах и морях до середины ХХ в., как и интерес к ним, оставались очень поверхностными - во всех отношениях. То, что творилось в океанических глубинах (и насколько вообще глубок океан), оставалось предметом домыслов и мифов.

Хотя единичные промеры глубин в открытом океане при помощи ручного лота были сделаны еще в 1820-х гг., они не отличались точностью. Первую серьезную попытку исследовать океан и измерить его глубину во многих точках предприняла в 1872-1876 гг. британская экспедиция на корвете «Челленджер»; с нее и началась наука океанология. Но, хотя британцы собрали огромный фактический материал, для целостной картины рельефа океанического дна этого было очень мало.

Не слишком преуспели и другие экспедиции конца XIX - начала XX в. Для решения научных задач требовалась новая дорогостоящая техника, а для финансирования - причины более веские, чем чисто научный интерес.

В апреле 1912 г., столкнувшись с айсбергом, получил страшную пробоину и пошел ко дну гигантский лайнер «Титаник» вместе с 1,5 тыс. пассажиров. В поисках средства обнаружения ледяных гор-убийц на расстоянии немецкий физик Бем изобрел эхолотирование. Первыми за это изобретение ухватились военные. Их интересовала главным образом безопасность плавания подводных лодок, «вошедших в моду» в годы Первой мировой войны. Но эхолот, как оказалось, идеально подходит и для картографирования дна океана. В 1920-1930-х гг. появились океанологические научные учреждения, объектом исследования которых стали глубоководные области. Корабли многих стран зачастили в различные районы Мирового океана, открывая на его дне все новые подводные хребты, равнины и впадины. После перерыва, связанного со Второй мировой войной, исследования океана приобрели широкий размах. Наряду с океанографами активное участие в них приняли военно-морские силы разных стран. Именно в этот период было завершено открытие мировой системы срединно-океанических хребтов и глубоководных желобов, цепочками окаймляющих континентальные окраины, что впоследствии привело к революционным изменениям в геологии.

А некоторые, как Огюст Пикар и Жак Ив Кусто, работали над созданием технических приспособлений, помогающих человеку проникнуть в недостижимые ранее глубины. К тому времени уже были изобретены субмарина, водолазный скафандр и батисфера. Подводные лодки при всех их достоинствах не удавалось приспособить для научных исследований; кроме того, они не могли погружаться достаточно глубоко. Скафандр идеально подходил для разнообразных работ, включая поиск затонувших кораблей и сокровищ, однако глубина погружения водолаза также невелика. Батисфера - сферическая стальная камера с иллюминаторами, спускаемая с корабля на стальном тросе, была всем хороша, но не могла маневрировать под водой, да к тому же существовала постоянная опасность обрыва троса.

Швейцарский физик Пикар начал с того, что создал стратостат и в 1932 г. поднялся на нем выше 16 км. А уже после этого он переключился на подводные аппараты. Изобретенный им батискаф был аналогом стратостата, только глубоководным, и мог самостоятельно перемещаться в толще воды - как по вертикали, так и по горизонтали. На аппаратах собственной конструкции Огюст Пикар в 1940-1950-х гг. погружался до глубины 3160 м, а в 1960 г. его сын Жак и американец Дональд Уолш на батискафе «Триест» достигли дна Марианской впадины, самой глубокой в мире (более 10 900 м).

В первых погружениях батискафов Пикара принимал участие французский ученый и изобретатель Жак Ив Кусто. Несколькими годами ранее, во время Второй мировой войны, Кусто совместно с инженером Эмилем Ганьяном изобрел акваланг - аппарат для дыхания под водой, с помощью которого человек мог погружаться на глубину до 60 м. Вместе с другими ныряльщиками Кусто совершенствовал аппарат, работая над его безопасностью, обследовал затонувшие корабли, а заодно снимал все это на кинопленку. Но одних погружений Кусто было мало: он мечтал о передвижной морской лаборатории. На Мальте он нашел небольшое судно, бывший минный тральщик британского флота, после войны ставший автомобильным паромом и переименованный в «Калипсо» (в честь дочери Атланта, влюбившейся в Одиссея). Благодаря финансовой помощи ирландца Лоэла Гиннесса Кусто приобрел «Калипсо» и переоборудовал в научно-исследовательское судно.

Нимфа Калипсо не отпускала Одиссея семь лет. А одиссея капитана Кусто продолжалась 45 лет; за это время «Калипсо» прошла более миллиона морских миль. На ней было совершено множество экспедиций: по Средиземному и Красному морям, в Атлантику, Индийский и Тихий океаны, к берегам Индонезии, Австралии, Антарктиды и Аляски, по великим рекам. Не обошел Кусто вниманием и внутренние водоемы: глубочайшие на Земле озера Байкал и Танганьика, величайшее в мире Каспийское и крупнейшее из высокогорных Титикака. Он изучал коралловые рифы, вулканические острова и глубоководные пещеры. Объектами исследования становились киты, дельфины, акулы, ламантины, гигантские кальмары и другие подводные жители. Обо всех своих путешествиях Кусто рассказывал в книгах, расходившихся огромными тиражами, и более чем в 70 документальных фильмах. Порой его упрекали за излишнее, в ущерб науке, увлечение коммерческой стороной дела. Заключив контракт на съемку фильмов для Национального географического общества, Кусто заменил большую часть научного оборудования на «Калипсо» киносъемочным, а место ученых заняли операторы. Думается, обвинения эти от лукавого: ученых много, а таких популяризаторов науки, как Жак Ив Кусто, надо долго искать. А что до научных достижений, так их у него очень много - гораздо больше, чем у иных академиков. В конце 1950-х гг. Кусто запустил в море свое знаменитое «ныряющее блюдце», получившее имя «Дениз». «Блюдце», экипаж которого состоял из двух человек, могло достигать глубины 300 м и перемещалось со скоростью чуть более 1 узла - не так уж и много, но для подводных исследований более чем достаточно. Способ передвижения был позаимствован у головоногих моллюсков - осьминогов и прочих каракатиц. Система поворачивающихся гидрореактивных движителей позволяла «Дениз» ловко маневрировать в водной толще. Оснащенное кинокамерами, эхолотом и механической рукой, предназначенной для сбора образцов, «блюдце» стало идеальным средством для исследования шельфа и коралловых рифов.

Позже появились другие, рассчитанные на большие глубины, обитаемые аппараты: американский «Элвин», советский «Мир», японский «Синкай». С их помощью ученым удалось проникнуть в ранее не исследованные рифтовые долины в осевых частях срединных хребтов, детально изучить особенности рельефа переходных зон от континента к океану, открыть фантастические гидротермальные образования - т. н. «черные и белые курильщики» и др.

Кусто, наряду с американцами Джорджем Бондом и Эдвином Линком, стал автором идеи подводных домов. Он был уверен, что строительство таких научных станций приведет к революции в использовании огромных биологических и минеральных ресурсов океана, а также, что не менее важно, в его охране от пагубного воздействия. В 1962 г. Кусто приступил к практической реализации своей идеи. Цель большой программы «Континентальный шельф» («Преконтинент») заключалась в изучении возможностей долговременного проживания человека в подводных сооружениях и работы на различных глубинах.

Первое испытание («Преконтинент-1») подводного дома «Диоген», установленного на глубине 10 м в море близ Марселя, прошло успешно. Акванавты прожили в нем неделю, несколько раз в день выходя на глубину до 25 м. Экспедиция «Преконтинент-2» состоялась в 1963 г. Местом для проведения исследований было избрано Красное море, точнее лагуна рифа Шааб-Руми. Подводный дом «Морская звезда» лег на дно в 11 м от поверхности, а на глубине 27,5 м был установлен малый дом «Ракета». Для изучения глубин акванавты использовали все ту же «Дениз». И этот эксперимент закончился успешно. Третий этап («Преконтинент-3») прошел в 1965 г. в Средиземном море, у мыса Ферра. Здесь на глубине 100 м был размещен большой шарообразный дом. Основная цель эксперимента состояла в проверке, может ли человек долго жить на такой глубине и при этом выполнять тяжелую работу, связанную с установкой и эксплуатацией нефтедобывающей техники. Ответ на оба вопроса оказался положительным, но работы были неожиданно прекращены: французское правительство закрыло их финансирование.

Разумеется, не один Кусто проектировал и испытывал подводные аппараты (хотя в таком многообразии и количестве, пожалуй, он один). Не только он исходил океан «вдоль и поперек» (хотя мало кто мог бы сравниться с ним - как по количеству пройденных миль, так и по их «качеству», насыщенности исследованиями и съемками). Но именно ему каким-то непостижимым образом удавалось быть во всем первым или одним из первых.

В январе 1996 г. в Сингапурской гавани «Калипсо» столкнулась с баржей и затонула. А в июне 1997 г., в возрасте 87 лет, скончался великий океанолог Жак Ив Кусто, так много сделавший для познания Океана и его защиты.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Жак Ив Кусто, исследователь Мирового океана, изобретатель, писатель, кинорежиссер

Другие действующие лица

Огюст Пикар, конструктор стратостатов и батискафов; Жак Пикар, конструктор, океанолог; Эмиль Ганьян, инженер; Томас Лоэл Гиннесс, меценат

Время действия

Но на этом знания о выдающемся французе у среднестатистического человека заканчиваются, а о том, что Кусто был еще и изобретателем, писателем, военным, лауреатом премии «Оскар», защитником окружающей среды, а также членом Французской академии наук знает и вовсе избранный круг его почитателей.

Забава, ставшая смыслом жизни

Жак-Ив Кусто родился в славном крае виноделия Бордо в 1910 году. Его отец Даниель Кусто имел блестящее образование, степень доктора права и занимался ведением дел богатых предпринимателей. В связи с этим семья, имеющая двух сыновей, постоянно переезжала с места на место, обитая то в США, то вновь возвращаясь во Францию. Из-за этого Жак-Ив не имел особого интереса к школьному обучению, как не имел и верных друзей, был замкнут в себе и имел дружеские отношения лишь с братом Пьером-Антуаном.

Вместе с братом Кусто открыл для себя подводные ныряния, он обожал исследовать морское дно, но изначально это была лишь детская забава. Такой же забавой стала видеосъемка камерой, купленной однажды родителями для фиксации семейных событий, но впоследствии ставшей личной и неприкасаемой вещью Жака-Ива. Он снимал настоящие фильмы, со своим сюжетом и актерами, запечатлял красоту природы и животных, городов, в которых доводилось бывать и, конечно же, море.

Военная карьера Кусто

Несмотря на отсутствие особых успехов в обучении, Жак-Ив Кусто с хорошими отметками окончил Иезуитский колледж, после чего в 1930 году поступил в Военно-морскую академию, а по ее окончании получил чин прапорщика и, в составе команды крейсера, был отправлен в Шанхай. Путешествуя морскими просторами, он все время делал фотографии, пытаясь запечатлеть все необычное и неизведанное вокруг.

Несмотря на любовь к морю Жак-Ив решил перевестись в Академию морской авиации - его манило в небесную высь и это было не простое увлечение, а настоящая мечта. Но мечте не суждено было сбыться: во время быстрой езды на спортивном автомобиле отца Жак-Ив попал в ужасную автокатастрофу, которая могла завершиться фатально.

Но высшие силы смиловались над отчаянным автомобилистом, превысившим скорость, и Кусто сумел выжить и, несмотря на многочисленные травмы, не потерял внутреннего стержня. Он пережил длительный восстановительный период, сумел вернуть контроль над парализованной правой рукой, пережил многочисленные переломы ребер, пальцев и смещение позвонков. Так, мир потерял летчика, но получил выдающегося исследователя и ученого.

Исследователь водных просторов

В 1936 году, еще не полностью окрепший после тяжелой аварии, Кусто был отправлен на крейсер «Сюфрен» в качестве инструктора. Однажды, во время, свободное от должностных обязанностей, Жак-Ив Кусто прогуливался по суетливым улочкам Тулона. Зайдя в один из магазинов он наткнулся на очки для подводного плаванья и приобрел их. После первого же погружения под воду у Жака-Ива появилось новое увлечение, захватывающее и необычное - исследование морских глубин.

С этого времени начинается яркий период жизни Жака-Ива Кусто - он обретает новый смысл, новое увлечение, которое будет предопределять его дальнейшую судьбу. В 1937 году в жизни Кусто происходит счастливое событие - он женится на Симоне Мельхиор, которая в дальнейшем станет матерью его двоих сыновей.

В это же время происходят важные знакомства с Фредериком Дюма и Филиппом Тайе - верными друзьями, соратниками и единомышленниками. Они вместе ныряют и исследуют подводный мир, а кроме этого пытаются усовершенствовать приспособления для ныряния.

Первые открытия и успехи

Жак-Ив Кусто вместе со своей командой не прекращает . Во время войны, когда флот в Тулоне был затоплен, товарищи остаются без работы и занимаются монтажом давно отснятых материалов. Так был создан первый серьезный фильм Жака-Ива Кусто под названием «18 метров под водой», а когда исследователь добился его демонстрации у оккупационных властей, к нему приходит первое признание и всяческое содействие в проведении подводных съемок. Власти предоставляют Кусто дефицитную в то время пленку, некоторые льготы и разрешают съемку в милитаризированной зоне.

В 1942 году Жак-Ив Кусто основывает кинокомпанию под названием «Студия научных фильмов Жака-Ива Кусто». Когда же возникает вопрос о создании настоящих полнометражных фильмов, то становиться очевидным, что без специального снаряжения осуществить затею не удастся. Именно поэтому Кусто и его команда при содействии инженера Эмиля Ганьяна (сотрудника военного предприятия, работающего с газами) начинают активно работать над созданием баллона с кислородом. В 1943 году был создан аппарат, превосходно показавший себя в эксплуатации, а Кусто получил 5% многомиллионных доходов от продаж своего изобретения.

На дне морей и океанов

Когда же война закончилась и Кусто, Дюма и Тайе вернулись на службу, то им было выдано задание о разминировании тулонского рейда. Военное ведомство финансировало все расходы команды, а также вручало в личное пользование судно. Таким образом, исследователи получили необходимые ресурсы для осуществления погружений и съемки подводного мира.

Это был важный толчок в карьере Жака-Ива Кусто и вскоре он был повышен в звании и получил полную свободу от каких-либо должностных обязательств, сосредоточившись на своей исследовательской деятельности. Кусто решил во что бы то ни стало быть первым и лучшим из исследователей подводных просторов и преподнести миру ту красоту, с которой сталкивался каждый день на морском дне.

Активные исследования по всему миру начались с приобретением знаменитого корабля «Калипсо», на борту которого была оборудована целая лаборатория. Исследования океана стали основой для написания книги «В мире безмолвия» в 1953 году. По мотивам книги был снят фильм, получивший огромное количество наград, среди которых «Оскар» и премия Каннского кинофестиваля. Невероятной популярностью пользовались и последующие книги: «Живое море», «Мировой океан», «Мир без солнца», «Дельфины», «Жизнь и смерть кораллов».

Благодаря бесчисленным исследованиям Жака-Ива Кусто было совершено множество открытий, созданы чудесные и написаны увлекательные книги. Ученый изобрел акваланг, боролся за охрану природы, усовершенствовал подводную кинокамеру и предположил об эхолокации морских свиней. Кусто был первым исследователем морей и океанов и остается лучшим в этой сфере, человеком, совершившим революцию в исследованиях водных просторов. Жак-Ив Кусто умер в возрасте 87 лет до конца своих дней не теряя здравого рассудка и своей страсти к морю.

История человека, подарившего всем ключ от Мира безмолвия

Капитан
Жак-Ив Кусто

История человека,
подарившего всем
ключ от Мира безмолвия

Удивительно, но только в середине двадцатого века человек начал настоящее знакомство с подводными мирами родной планеты. И многие открытия пришлись на те годы, когда человечество уже приступило к освоению космоса. Какими-то высшими силами на роль первопроходца, который откроет остальному миру всю красоту океана, был назначен Жак-Ив Кусто и его верная команда. Многие из нас с раннего детства следили за приключениями дедушки в красной шапке и, возможно, толком не уяснили, чем весь мир (в особенности, океанографы, спасатели, строители, боевые пловцы и просто дайверы) обязан этому удивительному человеку. Сегодня мы попытаемся кратко рассказать о том, почему следует знать и помнить имя Жак-Ива Кусто.

В наше время, когда без труда можно найти средства для изучения траектории падения бутерброда с высоты трех километров, исследования команды Кусто «Подводные изыскания» без сомнения получили бы колоссальную поддержку любого государства. Но работы пионера мирового дайвинга пришлись на годы Второй мировой войны и велись на территории оккупированной Франции, которой, как вы понимаете, в то время было не до знакомства с обитателями морских пучин. Тем не менее, шаг за шагом, буквально наощупь офицеры Жак-Ив и его товарищи Филипп Тайе и Фредерик Дюма открывали новый мир, порой на печальной практике устанавливая новые правила и готовя фундамент для всего мирового дайвинга.


До океана

Страсть к исследованиям и приключениям манила его в небо, и молодой моряк решил податься в морскую авиацию.

Еще в раннем детстве Жак полюбил море, однако, как и все любопытные дети, увлекался не только им, а сразу всем, кроме учебы. С первой попытки Кусто поступил в Военно-морскую академию и сразу же угодил в группу, отправившуюся в кругосветное путешествие на корабле «Жанна д’Арк». После выпуска его направили служить на военно-морскую базу в Шанхай. Но страсть к исследованиям и приключениям манила его в небо, и молодой моряк решил податься в морскую авиацию. От неба будущего гуру океанографии уберегла автомобильная катастрофа, едва не стоившая ему жизни. На новом месте службы, на юго-востоке Франции, Кусто впервые погрузился под воду в очках для ныряния, и навсегда покинул сушу.


Изобретение акваланга

Разумеется, идея некоего аппарата, позволяющего человеку дышать под водой, появилась задолго до Кусто, а некоторые прототипы даже имели широкое распространение, несмотря на ограничения в глубине погружений и риск получения кислородного отравления. Акваланг, то есть безопасный аппарат с открытой схемой дыхания, который используют тысячи людей по сей день, появился на свет в 1943 году силами капитана Жака Кусто и инженера Эмиля Ганьяна. Именно этот аппарат положил начало дайвингу и огромной нескончаемой исследовательской работе, легшей на плечи «Подводных изысканий».


Участие в разминировании

«Неприятно идти на войну, когда для всех остальных война кончилась», – говорил Кусто, получая от командования очередной приказ о поиске и разоружении мин в том или ином районе неподалеку от Тулона. В обязанности Группы подводных изысканий входило присоединять к плавающим минам электропровода, которые тянулись до прикомандированного к ныряльщикам специального судна. Едва не стоил жизни команде Кусто, да и всей тулонской гавани, случай, когда они на сравнительно небольшой глубине обнаружили баржу, груженую загадочными цилиндрами. Бочки оказались одновременно и магнитными и акустическими минами, срабатывающими под действием волновых колебаний. К счастью, попытка соскрести ил с загадочных цилиндров не привела к взрыву.

Президент США Джон Кеннеди наградил капитана Кусто золотой медалью Национального географического общества. На медали начертаны слова: «Человеку Земли, который дал людям ключ от мира безмолвия»


Опыты по исследованию физиологии человеческого организма

Помимо огромного объема исследовательских и технических работ, Группа подводных изысканий выявляла пределы человеческого организма. Одним из опытов стал подрыв ручных гранат и попытка понять, на каком расстоянии и насколько он опасен для ныряльщика. В 1947 году команда провела ряд погружений, чтобы лучше изучить явление под названием «глубинное опьянение», чем-то схожее с горной болезнью. Ныряльщики поочередно опускались с балластом по вертикально натянутому троссу, на котором были закреплены специальные дощечки, и, достигая критической глубины, расписывались на дощечке и делали пометки, характеризующие свое состояние. Мориса Фарга, достигшего рекордной отметки в 120 метров, спасти не удалось.


Рэк-дайвинг

В одном из затонувших судов, где чуть не погиб Фредерик Дюма, родилась одна из догм дайвинга: никогда не нырять в одиночку.

Кровопролитная война, в ходе которой на море погибали один за другим корабли, натолкнули Кусто на мысль снять фильм о затонувших судах. Интерес с точки зрения съемки могли представлять только корабли, затонувшие в чистой спокойной воде, но их поиск оказался отдельным приключением. Точных карт кораблекрушений не было ни у кого, а поиски всегда начинались с прослушивания в кабаках рассказов пьяных спасателей, рыбаков и водолазов. Добытые трофеи украшали штаб команды, пополняли коллекции музеев древности, а также помогали делать новые открытия в области древнего судоходства и даже выяснять причины крушений. В одном из затонувших судов, где чуть не погиб Фредерик Дюма, родилась одна из догм дайвинга: никогда не нырять в одиночку.


В гостях у рыб

Чаще всего вспоминают о том, как Кусто, на примере стаи китов, идущих строго на Гибралтар, которых он пытался сбить с курса, доказал, что морские млекопитающие обладают чем-то вроде встроенного в мозг гидролокатора. Весь многообразный подводный живой мир, о котором раньше люди судили только по улову рыбаков, открыл свои двери перед объективом Кусто. Разом рухнули сотни мифов о кровожадности осьминогов и скатов, были найдены новые, не попадавшиеся прежде на крючок виды и те, которые давно считались исчезнувшими. Также команда Кусто провела множество исследований по изучению повадок кровожадных акул, игривых морских котиков и, конечно же, дельфинов.


Изучение затопленных пещер

Да, первые осознанные и продолжительные шаги человека в мир кейв-дайвинга тоже принадлежат команде Кусто. Объектом исследования стал знаменитый карстовый колодец Воклюз, раз в год вместо ручейка выдающий бурный фонтан, питающий реку. Поиски едва не закончились массовой трагедией, виной которой послужил компрессор, наполнявший баллоны дайверов не только кислородом, но и собственным выхлопом, действия которого на глубине усиливались в 6 раз. Отдельным подвигом стала разведка источника Витарель в 1948 году, которая проходила вместе с армейскими саперами и включала в себя инженерные и спелеологические работы.



Жак-Ив Кусто

Океанограф

«Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от нее отказываться».


Фильмы с того света

Но чего бы стоили эти отчаянные попытки приблизить человека к подводному миру, если бы не возможности, которые подарила нам фото и видеосъемка? Каждый свой шаг в новый мир команда Кусто фиксировала громоздкими киноаппаратами. Фильм «В мире безмолвия», снятый по мотивам книги Жак-Ива Кусто и Фредерика Дюма, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь». Одним из самых масштабных проектов стал 50-серийный фильм «Подводная Одиссея команды Кусто» (1966-1982 гг). А еще были 46 серий «Повторного открытия мира» (1986-1997 гг.) и десятки других красочных короткометражных и полнометражных работ…


Жак-Ив Кусто умер 25 июня 1997 года от сердечного приступа в возрасте 87 лет. «Общество Кусто» в США и его французский партнер, организация «Команда Кусто», основанные Жаком, продолжают вести океанографические исследования и защищать окружающую среду.