Смешной случай из жизни. Сложносочиненное предложение с придаточными времени и места
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»
Вид урока : урок изучения нового материала
Цель урока:
Дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.
Задачи урока:
Формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений;
Выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;
Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;
Формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,
Проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.
Развивать устную и письменную речь учащихся,
Воспитывать интерес к русскому языку и литературе,
Воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.
Ход урока.
Орг. момент.
- Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями придаточных предложений. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с повторения.
Откроем тетради и подпишем число, классная работа.
2. Повторение изученного.
У доски работают:
1. ___- карточка (выписать слова с чередующейся гласной в корне) задание группы А5
3.________ – карточка (составить схемы предложений и определить вид придаточного)
1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).
2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).
5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).
А остальные работают по орфограмме «Правописание приставок пре- и при-«. задание группы А6
Запишите слова в два столбика, первый с приставкой при-, а во второй с приставкой пре-. (у доски __________)
Придорожный, прекрасный, присесть, привокзальный, прервать, пристроить, пригород, преувеличить, притворить, преградить.
Проверяем.
Настя, перечисли случаи, когда пишется приставка при- (обозначает присоединение, приближение, неполное действие, расположение вблизи)
Проверяем задания на доске.
Перечисли все корни с чередующей гласной, которые тебе встретились.
Когда гласные обозначают два звука?
Схемы каких предложений ты построила?
Повторение о сложном предложении.
Расскажите о сложных предложения по схеме.
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ |
|
ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ |
На прошлых уроках мы с вами изучили придаточные определительные и придаточные изъяснительные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(речь пойдет о придаточных обстоятельственных)
- Совершенно верно!
Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными, но с какими придаточными мы познакомимся я пока не скажу …
Оставьте одну строчку для записи темы урока. Разделите страницу пополам.
Изучение нового материала.
Записываем предложение в первый столбик во вторую строчку.
Уже смеркалось, когда мы приехали домой. (Работаем по алгоритму, который у вас на партах).
С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .
? (на время)
На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)
-
- Как называется такое придаточное? (Времени)
Записываем предложения во второй столбик:
1
. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.
2. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краев темной зелени лугов.
3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.
На что указывает придаточное? (место)
На какой вопрос отвечает? (где? Куда? Откуда?)
С помощью чего придаточное прикрепляется к главному?(Союзных слов- где, куда, откуда), кроме того в главной части могут быть ук.с. там, оттуда, всюду, туда.
- К чему относится? (ко всему придаточному)
Где может находиться? (до, после, внутри главного)
- Как называется такое придаточное? (Места)
- С какими придаточнымимы познакомились?
Запишите тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»
На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться?)
4. Выполнение практических заданий по теме урока .
А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.
– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.
Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.
1. Как только папа ушел , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).
4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.( придаточное места)
5. Там, где кончалась чаща , белели березы. ( придаточное места)
6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. ( придаточное места)
– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).
Задание 2
. (16)
1. (пока…), […].
2. […], (где…).
3. […], (до тех пор пока…).
4. [… (едва…) …].
Задание 4. Тест
А. Б. В. Г. Д.
А. Б. В. Г. Д.
А. Б. В. Г. Д.
А. Б. В. Г. Д.
А. Б. В. Г. Д.
5.Итоги урока.
1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить?
Рефлексия содержания учебного материала
1. знаю о СПП с придаточными места и времени;
2. могу находить их в тексте;
3. могу самостоятельно построить данные предложения
4. умею чертить схемы предложений,
5. на уроке мне было интересно;
6. я отвечал на уроке устно
6. Оценивание работы учеников
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.
7. Д.З. 1. заполнить таблицы.
2. с. 63, 65 упр. 135(выписать придаточные места), 143 (по заданию)
Карточка.
Выписать слова
с чередующейся гласной в корне.
П…ровать, изл…гать, к..мната, м..рять, м..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, б..рная.
Карточка. Составить схемы предложений и определить вид придаточного .
1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
2.Я читала, что бессмертны души.
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки.
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
5.Не место красит человека, а человек место.
Вьюга, объявление, якорь, соленое, мебель, солнце.
Задание 2. Придаточные предложения бывают:
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ |
|
ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ |
Задание 1 : Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.
Задание 2
. Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером.
(19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные.
1. (пока…), […].
2. […], (где…).
3. […], (до тех пор пока…).
4. [… (едва…) …].
Задание 4. Тест
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).
А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
А. Б. В. Г. Д.
2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.
А. Б. В. Г. Д.
3. Укажите СПП с придаточным места.
А. Б. В. Г. Д.
4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.
А. Б. В. Г. Д.
5. Найдите СПП с придаточным определительным.
А. Б. В. Г. Д.
Фамилия, имя _____________________________________________
1. знаю о СПП с придаточными места и времени__________
2. могу находить их в тексте____________________
3. могу самостоятельно построить данные предложения_____________
4. умею чертить схемы предложений______________________
5. на уроке мне было интересно___________________
6. я отвечал на уроке устно________________________
Алгоритм знания изученного материала.
1.Можем воспроизвести определение.
2. Можем найти в тексте необходимые предложения.
3.Можем объяснить знаки препинания.
4.Можем увидеть средства связи (союзы или союзные слова).
5.Можем определить вид предложения.
Алгоритм определения вида сложноподчинённого предложения.
1. Найдите главную и придаточную части.
2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.
3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.
4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.
5.Определите вид сложноподчинённого предложения.
Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточным времени и места»
Задание 2. Придаточные предложения бывают:
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕН
ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь.
Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.
- 1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
- 2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
- 3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.
- 4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.
- 5. Там, где кончалась чаща, белели березы.
- 6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.
Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения .
14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером. (19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные .
- 1. (пока…), […].
- 2. […], (где…).
- 3. […], (до тех пор пока…).
- 4. [… (едва…) …].
Задание 4. Тест Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).
А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
А. Б. В. Г. Д.
2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.
А. Б. В. Г. Д.
3. Укажите СПП с придаточным места.
А. Б. В. Г. Д.
4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.
А. Б. В. Г. Д.
5. Найдите СПП с придаточным определительным.
А. Б. В. Г. Д.
Д.З . с. 63, 65; упр. 135(выписать придаточные места), 143 (по заданию)
Спасибо за активную работу
на уроке!
XIX Туман частью поднимался, открывая мокрые камышовые крыши, частью превращался в росу, увлажая дорогу и траву около заборов. Дым везде валил из труб. Народ выходил из станицы - кто на работы, кто на реку, кто на кордоны. Охотники шли рядом по сырой, поросшей травою дороге. Собаки, махая хвостами и оглядываясь на хозяина, бежали по сторонам. Мириады комаров вились в воздухе и преследовали охотников, покрывая их спины, лица и руки. Пахло травой и лесною сыростью. Оленин беспрестанно оглядывался на арбу, в которой сидела Марьянка и хворостиной подгоняла быков. Было тихо. Звуки станицы, слышные прежде, теперь уже не доходили до охотников; только собаки трещали по тернам, и изредка откликались птицы. Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах. Он знал тоже, что в лесу для пешехода ружье есть сильная защита. Не то чтоб ему было страшно, но он чувствовал, что другому на его месте могло быть страшно, и, с особенным напряжением вглядываясь в туманный, сырой лес, вслушиваясь в редкие слабые звуки, перехватывал ружье и испытывал приятное и новое для него чувство. Дядя Ерошка, идя впереди, при каждой луже, на которой были двойчатые следы зверя, останавливался и, внимательно разглядывая, указывал их Оленину. Он почти не говорил, только изредка и шепотом делал свои замечания. Дорога, по которой они шли, была когда-то проезжена арбой и давно заросла травой. Карагачевый и чинаровый лес с обеих сторон был так густ и заросл, что ничего нельзя было видеть через него. Почти каждое дерево было обвито сверху донизу диким виноградником; внизу густо рос темный терновник. Каждая маленькая полянка вся заросла ежевичником и камышом с серыми колеблющимися махалками. Местами большие звериные и маленькие, как туннели, фазаньи тропы сходили с дороги в чащу леса. Сила растительности этого не пробитого скотом леса на каждом шагу поражала Оленина, который не видал еще ничего подобного. Этот лес, опасность, старик с своим таинственным шепотом, Марьянка с своим мужественным стройным станом и горы - все это казалось сном Оленину. - Фазана посадил, - прошептал старик, оглядываясь и надвигая себе на лицо шапку. - Мурло-то закрой: фазан, - он сердито махнул на Оленина и полез дальше, почти на четвереньках, - мурла человечьего не любит. Оленин еще был сзади, когда старик остановился и стал оглядывать дерево. Петух тордокнул с дерева на собаку, лаявшую на него, и Оленин увидал фазана. Но в то же время раздался выстрел, как из пушки, из здоровенного ружья Ерошки, и петух вспорхнул, теряя перья, и упал наземь. Подходя к старику, Оленин спугнул другого. Выпростав ружье, он повел и ударил. Фазан взвился колом кверху и потом, как камень, цепляясь за ветки, упал в чащу. - Молодец! - смеясь, прокричал старик, не умевший стрелять влет. Подобрав фазанов, они пошли дальше. Оленин, возбужденный движением и похвалой, все заговаривал с стариком. - Стой! Сюда пойдем, - перебил его старик, - вчера тут олений след видал. Свернув в чащу и пройдя шагов триста, они выбрались на полянку, поросшую камышом и местами залитую водой. Оленин все отставал от старого охотника, и дядя Ерошка, шагах в двадцати впереди его, нагнулся, значительно кивая и махая ему рукой. Добравшись до него, Оленин увидал след ноги человека, на который ему указывал старик. - Видишь? - Вижу. Что ж? - сказал Оленин, стараясь говорить как можно спокойнее. - Человека след. Невольно в голове его мелькнула мысль о Куперовом Патфайндере и абреках, а глядя на таинственность, с которою шел старик, он не решался спросить и был в сомнении, опасность или охота причиняли эту таинственность. - Не, это мой след, а во,-просто ответил старики указал траву, под которою был виден чуть заметный след зверя. Старик пошел дальше. Оленин не отставал от него. Пройдя шагов двадцать и спускаясь книзу, они пришли в чащу, к разлапистой груше, под которою земля была черна и оставался свежий звериный помет. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, темную и прохладную. - Утром тут был, - вздохнув, сказал старик, - видать, логово отпотело, свежо. Вдруг страшный треск послышался в лесу, шагах в десяти от них. Оба вздрогнули и схватились за ружья, но ничего не видно было; только слышно было, как ломались сучья. Равномерный, быстрый топот галопа послышался на мгновенье, из треска перешел в гул, все дальше, дальше, шире и шире разносившийся по тихому лесу. Что-то как бы оборвалось в сердце Оленина. Он тщетно всматривался в зеленую чащу и наконец оглянулся на старика. Дядя Ерошка, прижав ружье к груди, стоял неподвижно; шапка его была сбита назад, глаза горели необыкновенным блеском, и открытый рот, из которого злобно выставлялись съеденные желтые зубы, замер в своем положении. - Рогаль, - проговорил он. И, отчаянно бросив наземь ружье, стал дергать себя за седую бороду. - Тут стоял! С дорожки подойти бы! Дурак! Дурак! - И он злобно ухватил себя за бороду. - Дурак! Свинья! - твердил он, больно дергая себя за бороду. Над лесом в тумане как будто пролетало что-то; все дальше и дальше, шире и тире гудел бег поднятого оленя... Уж сумерками Оленин вернулся с стариком, усталый, голодный и сильный. Обед был готов. Он поел, выпил с стариком, так что ему стало тепло и весело, и вышел на крылечко. Опять перед глазами подымались горы на закате. Опять старик рассказывал свои бесконечные истории про охоту, про абреков, про душенек, про беззаботное, удалое житье. Опять Марьяна-красавица входила, выходила и переходила через двор. Под рубахой обозначалось могучее девственное тело красавицы.Данный урок разработан для IX класса и был проведен в рамках моей педагогической практики. Его особенность заключается в том, что он содержит десятиминутный блок работы по повторению и закреплению норм литературного языка (в данном случае орфоэпических, лексических, синтаксических). Согласно точке зрения, разрабатываемой в дипломной проекте, предполагается, что блоки подобного характера нужно включать в содержание уроков для VIII-IX классов как можно чаще, поскольку, с одной стороны, основной материал по орфографии и пунктуации уже изучен и он должен быть осмыслен учащимися в качестве надежной базы для повышения их коммуникативной грамотности, а, с другой стороны, речевые ошибки встречаются в речи школьников все так же часто и их нужно устранять. Блок такой работы, как правило, должен предварять знакомство с новой темой, в противном случае он нарушит целостность изучаемого материала, сделает структуру урока «рыхлой». Задания могут быть тематически не связаны с изучаемой темой. Важно в начале блока работы по повторению и закреплению норм литературного языка правильно и четко мотивировать учащихся на выполнение предлагаемых заданий, что повысит их внимательность, ответственность, познавательный интерес.
Конспект урока
Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».
Вид урока : урок изучения нового материала.
Форма урока : комбинированная.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные : 1) выявить отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени; 2) формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений; 3) выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями; 4) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; 5) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования таких предложений по структурным схемам к ним; 6) повторить ряд норм русского литературного языка; 7) повысить грамотность учащихся.
2. Развивающие : развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.
3. Воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку и литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.
Методы и приемы обучения : фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.
Оборудование: индивидуальные карточки; Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М., 2004.
План урока:
1. Вступительное слово учителя, организационный момент – 5 мин.
2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка – 10 мин.
3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока – 5 мин.
4. Выполнение практических заданий по теме урока – 20 мин.
5. Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя, организационный момент. Добрый день. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с небольшой работы по изученным ранее нормам русского литературного языка, основное внимание уделяя повышению культуры речи. Как говорится, «повторенье – мать ученья»!
2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка . Современный русский литературный язык – это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы. Важнейшей особенностью его является нормативность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепризнанному образцу. Невнимание к нормативной стороне речи приводит к проявлению неграмотности, множеству самых разнообразных речевых ошибок. Сегодня мы обратимся к повторению произносительных, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка и выполним несколько заданий, представленных на учебной карточке № 1
– Прочитай слова, вспомнив произносительные нормы:
Орхид[э]я, сон[э]т, стр[э]сс, т[э]зис, пресса, термин, т[э]мбр, т[э]мп, фанера, шин[э]ль, эпидемия, фон[э]тика, т[э]ст, тенор, д[э]по .
– Вспомните, что такое паронимы (Это слова, близкие по звучании, но совершенно разные по значению).
– Составьте словосочетания из данных слов, вдумываясь в лексическое значение слова.
Концертный (абонемент , абонент). (Безответная, безответственная ) покорность.
(Вдох, вздох ) сожаления.
(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.
(Непроницательный , непроницаемый) исследователь.
(Предоставить, представить ) к награде.
(Искусно , искусственно) рисовать.
(Героические , геройские) усилия.
(Драматический , драматичный) кружок.
– Согласуйте подлежащее и сказуемое:
1) Много молодежи пришл...(о) на вечер танцев.
2) Мать с грудным ребенком сел...(а) у окна.
3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.
4) Человек пятнадцать геологов был...(и) направлен...(ы) в горы.
– Запишите предложения в тетради. Замените прямую речь косвенной:
«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» – крикнул Николай Петрович (Николай Петрович крикнул, чтобы ребята работали живее).
«Да, я знаю вас, Базаров», – подтвердила она (Она подтвердила, что знает Базарова).
«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь» (Аркадий сказал, что его зовут Аркадий Николаевич Кирсанов и что он ничем не занимается).
«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», – продолжал говорить Николай Петрович (Николай Петрович сказал, что у него много хлопот с мужиками в нынешнем году).
– Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.
Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была (Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»).
Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет (Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода славная будет!»).
Отец крикнул Феде, чтобы он держал правее (Отец крикнул Феде: «Держи правее!»).
Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме (Дубровский спросил: «Все ли здесь и не осталось ли кого в доме?»).
Сергей спросил тихо, почему она ушла (Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»).
– Что изменилось в семантике и стилистике высказываний? (Они стали более эмоциональными, но при этом приобрели разговорный характер).
3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока . Перейдем теперь к изучению нового материала. На прошлых уроках мы уже говорили с вами о различных типах сложного предложения. С целью его более прочного закрепления немного повторим их. Вспомните, каких? (Сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном).
– Верно. А какие разновидности сложноподчиненных предложений выделяют в русском языке? (Сложноподчиненные предложения с изъяснительными, определительными и обстоятельственными придаточными).
– Как определить вид придаточной? (Задать к ней вопрос от главной части).
– Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными и познакомимся с придаточными времени и места. Их «говорящие» названия облегчат вашу работу. Запомните, что в сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы где? куда? откуда?
4. Выполнение практических заданий по теме урока . А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.
– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями (учебная карточка № 2). Перепишите их в тетради. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.
1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой .
2. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени) , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
3. Вот и теперь (когда? – придаточная времени) , когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
4. С тех пор как я себя помню (с каких пор? – придаточная времени) , помню и Наталью Савишну.
5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .
6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени) .
7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко (где? – придаточная места) .
8. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем темной зелени лугов (куда? – придаточная места) .
9. Откуда дует ветер (откуда? – придаточная места) , оттуда и тучи плывут.
– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (третье).
– Чтобы лучше и проще вам было определять вид придаточной, запомните те союзы и союзные слова, которые обычно служат «приметами» (учебная карточка № 3).
Едва
Пока
Перед тем как
До тех пор пока
С тех пор как
Как только
Когда
В то время как
– Составьте с ними несколько предложений и запишите в тетради (самостоятельная работа учащихся).
– Выполним упражнение № 124 (один из учащихся читает задание, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях). В ходе работы над данным упражнением вы лучше запомните подчинительные союзы и союзные слова, участвующие в организации сложноподчиненных предложений с придаточными времени.
1. Придя домой (когда?), когда уже см е ркалось (непроверяемая безударная в корне слова), Мешков застал одного Володю.
2. Перед тем как взят ь ся (что сделать? в инфинитиве пишем ь ) за скрипку (когда?), он засучивал рукава рубахи , обнажал (н а г) грудь и становился у окна .
3. До тех пор пока не узнаеш ь горя (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) (до каких пор?), не станеш ь (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) взрослым.
4. Я тебя отлично вид е ла (глагол на -еть ) (до каких пор?), пока ты стоял позади толпы.
5. Все смотрели на дверь, оставл енн ую (суффикс -енн- в причастиях прошедшего времени страдательного залога) полу открытой (приставка полу- ) (с каких пор?) , с тех пор как пришла Лиза.
6. Когда Меркурий Авдеевич подош е л (см. подош е дший ) к бульвару (когда?) , аллея была пуста.
7. Она с и дела (написание проверяемой безударной гласной в корне, ср. с и дя ) на постели до тех пор (до каких пор?) , пока ра сс вет (парные согласные на стыке приставки и корня) не прочертил ровненькие линеечки в щелях став е н.
– А теперь выполним похожее упражнение, но нацеленное уже на закрепление материала по сложноподчиненным предложениям с придаточными места (упр. 125). Перепишите, задав вопросы к придаточным места и подчеркнув союзные слова как члены предложения. Возможность задать вопрос и определенная синтаксическая функция как раз и отличают, как вы помните, союзные слова от союзов. Отметьте значком х указательные слова, к которым относятся придаточные места.
1. Откуда ветер (откуда?) , оттуда и счастье.
2. Куда конь с копытом (куда?) , туда и рак с клешней.
3. Где тонко (где?) , там и рвется.
4. Где любовь да совет (где?) , там и горя нет.
– К какому жанру принадлежат данные предложения? (Пословицы).
– Какую синтаксическую функцию выполняют союзные слова в придаточных предложениях места? (Функцию обстоятельства).
– Ну а последнее задание на сегодня вам поможет лучше усвоить структуру сложноподчиненных предложений с придаточными времени и места. Поэтому вам предстоит поработать со схемами. По данным схемам составьте предложения (проверка методом фронтального опроса).
1. (пока…), […].
2. […], (где…).
3. […], (до тех пор пока…).
4. [… (едва…) …].
5. Подведение итогов урока . Итак, сегодня мы снова говорили с вами о сложноподчиненном предложении, на этот раз с придаточными времени и места. В сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? В сложноподчиненном предложении с придаточным места придаточное предложение указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Изученный сегодня материал очень важен и является неотъемлемой частью раздела «Сложное предложение». Надеюсь, что мы сегодня интересно и продуктивно поработали. Д/з: упр. № 126.
Вопрос: Допишите сложноподчинённые предложения. 1 Пассажир торопливо вышел из вагона,..... .2...., солнце садилось, и его последние лучи золотили верхушки деревьев.3 Туристы поднялись на рассвете,... .4 По крутому откосу ребята спустились к реке,... . 5 .... за окнами мелькали поля, леса и перелески. 6 Они свернули в сторону и шли по скошенному полю,.... . 7 Была грустная августовская ночь, грустная потому, ... .
Допишите сложноподчинённые предложения. 1 Пассажир торопливо вышел из вагона,..... .2...., солнце садилось, и его последние лучи золотили верхушки деревьев.3 Туристы поднялись на рассвете,... .4 По крутому откосу ребята спустились к реке,... . 5 .... за окнами мелькали поля, леса и перелески. 6 Они свернули в сторону и шли по скошенному полю,.... . 7 Была грустная августовская ночь, грустная потому, ... .
Ответы:
1. ..., чтобы успеть на свой рейсовый автобус. 2. Когда мы вышли из дома на улицу,... 3. ..., потому что начали взбираться на гору поздним вечером. или: ..., чтобы посмотреть на удивительно красивый восход солнца над красным морем 4. ..., чтобы искупаться и утолить чувтво жажды 5. Когда мы с папой ехали домой с курорта,... 6. ..., потому что на другой дороге было грязно и трава не была скошена 7. ..., что конец лета становился все ближе
Похожие вопросы
- с какими веществами реагируют оксиды? подскажите,пожалуйста:)
- Объясните слово "вещий" к кому в большей степени по вашему мнению оно относится.(песнь о вещем олеге)
- Стороны параллелограмма равны 32 и 64.Высота опущенная на первую сторону равна 48.Найдите высоту опущенную на вторую сторону параллелограмма.
- Помогитттеее: W(C) = 62,1% W(H) = 10,3% W(O) = 27,6% ____________ CxHyOz - ?
- Из четырех неравенств: 2x > 70; x 25; x > 5 два истинны и два ложны. Найдите значение x, если известно, что оно целое.
- на рисунке 44 построены графики движенния двух машин, следующих из города А в город В, расстояние между которыми 200км. с помощью этих графиков ответьте на вопросы: а)какое время была в пути 1 машина, 2 машина? б) какая машина начала свое движение раньше? в) с какой скоростью двигалась каждая машина? г) какая машина прибыла в город В раньше? д) что означает точка пересечения графиков?
- Как называется запись а=15*2 1)числовым выражением 2)буквенным выражением 3)произведением 4)уравнением
- Учащимся для определения качественного состава было выдано кристаллическое вещество – средняя соль, катион которой не является ионом металла. При взаимодействии данного вещества с гидроксидом натрия выделяется газ с резким раздражающим запахом, а при приливании к раствору выданного вещества раствора нитрата серебра выпадает осадок жёлтого цвета. Запишите химическую формулу и название неизвестного вещества. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе его исследования.