Вопросы применения Закона о передаче имущества религиозным организациям (на примере Исаакиевского собора)

В своем докладе я бы хотел по возможности кратко и доступно проанализировать базовые понятия и принципы Федерального закона от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (далее - Закон № 327). Я постараюсь, чтобы анализ этот был не доктринальным и не отвлеченным от действительности, а связанным с вопросами, которые в настоящее время активно обсуждаются в обществе в связи с возможной передачей Исаакиевского собора Русской православной церкви. При этом я сразу хочу обратить внимание уважаемой аудитории, что мое выступление посвящено исключительно юридической проблематике и не затрагивает исторические, культурные, социальные и иные аспекты передачи.

Начнем с анализа понятий «реституция» и «передача». В средствах массовой информации часто встречается точка зрения, что передача религиозных объектов церкви является возвращением имущества, принадлежащего церкви до революции. Отсюда следует, что если храм был собственностью церкви, он должен быть передан, если нет - он должен остаться у государства. При этом нередко, ссылаясь на тот факт, что православие было в Российской Империи государственной религией (так, согласно ст.62 Свода Основных Государственных Законов «Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания») делается вывод, что собственность Православной Русской Церкви была государственной и что самой церкви на праве собственности ничего не принадлежало. Это неверно. Если мы обратимся к дореволюционному законодательству и к трудам виднейших русских юристов - специалистов по церковному праву Н.С. Суворова, М.И. Горчакову, А.С. Павлова, то увидим следующее. Имущество религиозного назначения подразделялось на имущество священное (в частности, здания, предназначенные для богослужений), освященное (в частности, молитвенные дома, часовни) и церковное (в частности, церковные земли). Субъектами права собственности были различные религиозные организации, относимые дореволюционным законодательством к публичным юридическим лицам: приходские церкви, архиерейские дома, монастыри и проч. Субъектом права собственности признавалась также центральная организация православной церкви (Священный Синод). При этом имущество религиозного назначения могло находиться не только в собственности упомянутых организаций, но и в государственной собственности (военные и тюремные церкви), собственности общественных организаций, физических лиц (домовые церкви). Право собственности религиозных организаций православной церкви обладало существенной спецификой; так, например, приобретать в церковную собственность недвижимые имения можно было только с согласия императора; отчуждение церковного недвижимого имущества требовало согласия епархиальных властей, Синода или императора; на церковные земли не распространялась земская давность, то есть они могли быть истребованы у незаконных владельцев в любое время.

Итак, Православная Русская Церковь была субъектом права собственности, и ей принадлежало большинство зданий религиозного назначения в империи. При этом Исаакиевский собор имел особый правовой статус. С 1858 по 1864 год здание находилось в ведении Комиссии по его построению, с 1864 по 1878 годы - в ведении Главного управления путей сообщения и публичных зданий, а с января 1878 года по 1917 год - в ведении Министерства внутренних дел. Содержание собора осуществлялось за счет смет этих государственных учреждений, а не за счет сметы Священного Синода (к расходам последнего относилась лишь выплата жалования священникам младшего персонала).

Таким образом, Исаакиевский собор до революции не являлся собственностью церкви. А раз так - реституция к нему не применима.

Но не все так просто. Реституция в праве - это возврат в первоначальное положение, возвращение собственнику утраченного им имущества. Действующее российское законодательство запрещает реституцию ранее национализированного имущества. Приведу несколько примеров. Ст.16.1 Закона РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий": «имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем» возврату реабилитированным лицам не подлежит (норма введена в 1993 году). П.3 ст.25 Земельного кодекса РФ: «Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков» (норма введена в 2001 году). В определении от 15.07.2004 г. №282-О Конституционный Суд РФ недвусмысленно выразился: «решение вопроса о возврате бывшим собственникам и их потомкам имущества, национализированного в условиях революционного изменения государственного строя,… является выражением политической воли государства и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно…».

Закон №327 подчиняется тому же принципу недопущения реституции. В противном случае реституция имущества религиозного назначения поставило бы религиозные организации (как минимум с формальной точки зрения) в привилегированное положение по сравнению с иными лицами, у которых собственность была национализирована после 1917 года.

Получается, что реституции нет, а есть передача. Отличие принципиальное. Закон не связывает решение вопроса о том, передавать имущество церкви или нет, с тем, принадлежало ли это имущество церкви ранее или нет. Критерий, позволяющий осуществить передачу, иной.

Во-первых, имущество должно находиться в государственной или муниципальной собственности. Имущество, находящееся в частной собственности, под действие Закона №327 не подпадает. Напомню, что с 2012 года здание Исаакиевского собора является собственностью города Санкт-Петербург (распоряжение Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 1646-р ; до этого собор относился к федеральной собственности).

Первая группа - это собственно имущество религиозного назначения. Под ним, согласно п.1 ст.2 Закона №327, понимается недвижимое имущество, к которому отнесены помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, которое построено для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как: а) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, б) проведение молитвенных и религиозных собраний, в) обучение религии, г) профессиональное религиозное образование, д) монашеская жизнедеятельность, е) религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников. Текст длинный и скучный, но обратите внимание на одно ключевое слово: «построено ». Важно именно это: для каких целей объект построен. Если имущество построено для религиозных целей, оно подпадает под действие Закона №327. При этом оно могло быть построено государством, могло - церковью, а могло - физическим лицом за собственные деньги - это неважно. А вот если бы действовал принцип реституции, тогда ситуация была обратной: не важна была бы цель постройки объекта, во внимание принималось бы лишь то, кому объект принадлежал. Например, частная часовенка на территории бывшей усадьбы по Закону №327 должна передаваться церкви, а по принципу реституции - нет. Монастырские земли за границами монастырского комплекса по принципу реституции передаются, а по Закону №327 - нет.

Вторая группа - это имущество, которое не имеет религиозного назначения, но при этом предназначено для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образует с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс (ч.3 ст.5 Закона №327). Здесь снова критерий - не принадлежность имущества, а его цель: обслуживание иного имущества или вхождение в состав культового комплекса.

И, наконец, третья группа - имущество, которое в момент своего создания не было предназначено для осуществления религиозной деятельности, но до 14 декабря 2010 года (день вступления в силу Закона №327) было перепрофилировано или реконструировано для осуществления религиозной деятельности и передано религиозным организациям в безвозмездное пользование (ч.1 ст.12 Закона №327). В связи с тем, что ранее действовавшее законодательство в качестве общего правила предусматривало передачу имущества РО в безвозмездное пользование, а не в собственность, выделение данной группы позволяет РО приобрести в собственность ранее полученное ими в пользование имущество без доказывания того факта, что оно изначально было создано для осуществления религиозной деятельности.

Тот факт, что передача имущества по Закону N 327 не является реституцией, важен еще в связи со следующим. С юридической точки зрения право религиозных организаций на передачу им объектов не висит в воздухе, оно определенным образом встроено в правовую систему нашего государства. Оно производно от прав более высокого уровня, которые закреплены нашей Конституцией. И если бы закон предусматривал реституцию, то это было развитием защиты права собственности (ст.35 Конституции РФ), то есть закон защищал бы имущественные права церкви, акцент был бы на имущественных правах. Но реституции нет, здания передаются потому, что они изначально были созданы для религиозных нужд. Отсюда следует, что не имущественные права церкви имеют значение, а защита иных конституционных прав - прав на свободу совести и свободу вероисповедания, установленных ст.28 Конституции РФ. Я вернусь к этой проблеме в дальнейшем, когда буду говорить о конкуренции права на свободу совести и права на доступ к культурным ценностям.

Есть одно свежее судебное решение по спору о передаче имущества церкви (дело А53-34447/2015), посвящено оно притязаниям Ростовской Епархии РПЦ и Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря на имущество усадьбы атаманов Ефремовых, которая (усадьба) в настоящее время является музеем. На мой субъективный взгляд, это лучшее на настоящий момент судебное решение по закону №327 - не потому, что суд встал на сторону музея, а потому, что суд при исследовании материалов дела добросовестно разобрался в проблеме и, сделав множество ценных юридических выводов, принял аргументированное, правосудное и справедливое решение. Так вот, в нем суд пришел к таким же выводам, которые пытаюсь обосновать и я: «…установленное законом № 327-ФЗ правовое регулирование безвозмездной передачи государством религиозным организациям имущества не основано на принципах реституции.Закон № 327-ФЗ не связывает передачу религиозной организации имущества с фактом принадлежности ей (или иной религиозной организации) до национализации. В силу ст.ст. 2, 3, 5 закона № 327-ФЗ, критерием относимости имущества к предмету регулирования данным законом является лишь относимость его к отправлению религиозного культа - прямое (собственно религиозное назначение имущества) либо косвенное (нахождение в культовом комплексе, обслуживающее назначение)… Принадлежность монастырю до национализации того или иного имущества сама по себе не отнесена законом к основаниям передачи имущества религиозной организации, закон реституции не предусматривает».

Я, с Вашего позволения, буду периодически обращаться к этому судебному акту (хотя, оговорюсь, далеко не все обстоятельства данного дела могут быть по аналогии распространены на ситуацию с Исаакиевским собором).

Итак, мы определили имущество, которое может быть передано религиозным организациям по Закону №327. На каком праве религиозные организации его приобретают?

Ст.4 Закона №327 предусматривает два вида права, на которых имущество подлежит передаче религиозным организациям - право собственности и право безвозмездного срочного пользования.

Право собственности является наиболее полным и может быть ограничено только законом. Например, согласно п.4 ст.213 ГК РФ и ч.1 ст.10 Закона №327 религиозные организации могут использовать принадлежащее им на праве собственности имущество, в том числе переданное им в соответствии с Законом №327, лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (уставом). Право безвозмездного срочного пользования есть право из договора, и его содержание (то есть правомочия пользователя) определяются не только законодательством (в частности, Гражданским кодексом РФ), но и условиями соответствующего договора.

Закон №327 устанавливает виды имущества, которые не могут быть переданы религиозной организации в собственность. В частности, это объекты, которые в принципе не могут быть отчуждены из государственной собственности. Согласно ст.50 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации» не подлежат отчуждению из государственной собственности памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия. Исаакиевский собор, как составная часть исторического центра Санкт-Петербурга (№540 в Списке всемирного наследия), относится к таким объектам.

Таким образом, речь о передачи Исаакивеского собора в собственность РПЦ не идет. Обсуждается вопрос о передаче памятника в безвозмездное срочное пользование сроком на 49 лет.

Основания для отказа в передаче объектов религиозной организации в безвозмездное срочное пользование поименованы в ст.8 Закона №327. Их всего пять:

1) имущество не является имуществом религиозного назначения или иным имуществом, которое подлежит передаче в соответствии с законом;

2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;

3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;

4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;

5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.

Также возможен отказ в рассмотрении заявления религиозной организации о передаче имущества (ч.2 ст.7 Закона №327). Это происходит в ситуации, когда был предоставлен недостаточный комплект документов. Такой отказ не является решением по существу вопроса. Религиозная организация вправе обратиться с заявлением повторно, устранив выявленные в комплекте документов недостатки.

Теперь я хотел бы подробно остановиться на вопросе о том, что такое это право безвозмездного срочного пользования и чем оно отличается от того права, которое церковь в настоящее время имеет на собор.Дело в том, что предусмотренные Законом №327 два вида права были не всегда. Точнее, не всегда были только два вида права. Ведь объекты стали передаваться церкви не в конце 2010 года, когда вступил в силу обсуждаемый нами закон. Впервые возможность такой передачи был установлена Законом РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий». Порядок передачи появился в 1994 году (постановление Правительства РФ от 06 мая 1994 года № 466), и он предусматривал два вида передачи имущества в пользование - религиозным объединением единолично и религиозным объединением совместно с учреждениями и организациями культуры РФ. Новые порядки, утвержденные в 1995 году (постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. №248) и в 2001 году (постановление Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490) также предусматривали эти два вида (дополнительно к передаче в собственность). При этом в 2001 году было установлено следующее правило: «недвижимое и относящееся к нему движимое имущество религиозного назначения, закрепленное в установленном порядке за организациями культуры, может использоваться ими совместно с религиозными организациями на условиях, определяемых по согласованию с централизованными религиозными организациями и утверждаемых Министерством культуры РФ» (абз.3 п.2 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения).

Различия между передачей в безвозмездное срочное пользование и в совместное пользование состоят в следующем. В первом случае владельцем имущества и лицом, ответственным за его содержание и сохранность, является религиозная организация как пользователь (ссудополучатель). Если имущество является объектом культурного наследия, то с нею, помимо договора о безвозмездном срочном пользовании, должно быть заключено соответствующее охранное обязательство. При совместном использовании имущества его владельцем, как правило, остается учреждение культуры (имеющее на него право оперативного управления), а религиозная организация, на условиях, предусмотренных договором, приобретает право пользования объектом (например, право проведения богослужений, право реализации предметов религиозного назначения и т.д.). Если имущество является объектом культурного наследия, то охранное обязательство заключается с учреждением культуры и религиозная организация ответственность за сохранность памятника не несет.

Форма совместного использования государством и религиозной организацией памятников истории и культуры широко распространена в мире. Например, она используется во взаимоотношениях между Италией и Святым Престолом. Эта форма положительно оценивалась видными деятелями российской культуры (например, М.Б. Пиотровским), представителями юридического сообщества. Напомню, что в России она была введена в 1994 году. Применительно к Исаакиевскому собору соглашения о социальном партнерстве между музеем и Санкт-Петербургской Епархией РПЦ заключались дважды, в 2005 и в 2010 году. В 2013 году, то есть уже в период действия Закона №327, в соглашение вносились изменения и дополнения, и, насколько мне известно, оно является действующим в настоящее время. Подписывая его, стороны исходили «из общих интересов использования памятников истории и культуры в деле духовно-нравственного возрождения России».

Так вот, никаких упоминаний о совместном использовании религиозных объектов в Законе №327 нет. Законодатель как бы забыл о такой форме, забыл о том, что она широко используются в стране и о том, что заключено множество соглашений между музеями и церковью о совместном использовании объектов культурного наследия. Но возникает масса вопросов. Какова судьба этих соглашений? Продолжают ли они связывать стороны, или любая из сторон вправе, ссылаясь на изменение законодательства, в одностороннем порядке отказаться от него? Закон не содержит прямых ответов, необходимо толкование, и вряд ли результаты такого толкования будут однозначными. Ведь если соглашение уже было заключено до 2010 года, то объект, по смыслу ранее действовавшего законодательства, уже предоставлен религиозной организации на праве пользования. Иными словами, применительно к Исаакию - строго говоря, речь не идет о передаче собора церкви, речь идет об изменении содержания права, на основании которого церковь пользуется собором. Если объект не может быть передан религиозной организации на праве собственности (а в случае Исаакиевского собора это именно так), то какой политико-правовой смысл в изменении существующего порядка пользования? Сейчас он видится только в одном - в лишении объема прав музея на собор или в значительном сокращении этого объема.

Снова обратимся к Закону №327. В ч.1 ст.3 сказано о том, что «государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом». Если заявленная религиозной организацией цель использования имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом, в передаче должно быть отказано (п.2 ч.1 ст.8). Каковы цели деятельности религиозной организации? Согласно п.1 ст.6 Федерального закона «О свободе совести и свободе вероисповедания» и ст. 123.26 ГК РФ это - «совместное исповедание и распространение веры»; признаки религиозной организации - «вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» (там же). Что такое музей? Это - «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных Законом о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (абз.6 ст.3 Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ). Является ли музейная деятельность целью деятельностью религиозной организации и есть ли противоречия в целях деятельности религиозной организации и музея? Судебная практика свидетельствует, что такие противоречия есть. Обратимся снова к решению суда по делу об усадьбе атаманов Ефремовых: «…монастырь в суде подтвердил свое намерение сохранить музейные экспозиции, заключив с музеем соглашение о совместном использовании спорных строений как религиозной и общекультурной ценности. Епархия в суде первой инстанции подтвердила, что использование спорных строений для музейных экспозиций не противоречит уставной деятельности Епархии, потому что уставная деятельность Епархии и монастыря не ограничивается богослужебной деятельностью, а включает, в частности организацию паломничества, реализацию культурно-просветительских программ, миссионерскую деятельность. Поэтому музейно-экспозиционная, научно-исследовательская, консультативно-методическая деятельность не противоречат уставной деятельности Епархии. Суд, оценив приведённые позиции Епархии относительно намерения по использовании спорных объектов после их изъятия у музея правомерно заключил, что указываемые Епархией цели использования спорных объектов - сохранение в зданиях музея, а не использование в собственно монастырской жизни - прямо подпадают под приведённые выше диспозиции ст.ст. 8, 10 закона № 327-ФЗ и также влекут вывод о необходимости отклонения заявления религиозной организации на основании ст. 8 закона № 327-ФЗ». Получается, что по действующему закону церковь - это церковь, а музей - это музей. Как музей не может совершать богослужения, так и церковь не может организовывать музейные выставки.

Но именно в силу существования такого противоречия и была избрана, и была широко распространена в правоприменительной практике форма совместного использования тех памятников, которые объективно представляют собой не только конфессиональную, но и универсальную, общекультурную ценность. Для них совместное использование является наилучшей формой. Как я говорил ранее, право на передачу имущества церкви производно от права на свободу совести и свободу вероисповедания. Но Конституция РФ закрепляет и иное право - право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44). Конституционные права и свободы человека и гражданина объективно могут вступать в противоречие друг с другом, и одной из задач государства является недопущение такого конфликта либо, если он возник, максимально эффективное его разрешение. Совместное использование учреждениями культуры и религиозными организациями некоторых, особенно значимых для страны, памятников, к которым, безусловно, относится и Исаакиевский собор, как раз и является таким эффективным механизмом разрешения конфликта. На протяжении более 10 лет совместное использование собора позволяло реализовывать как свои права на свободу вероисповедания (путем участия в проводимых в соборе богослужениях), так права на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям. Снова обращусь к решению по делу об усадьбе атаманов Ефремовых, «… каждая из этих сторон /т.е. и музей, и церковь/ обеспечивает реализацию фундаментальных прав граждан в сфере культуры (в общем ее понимании и духовной культуры - в том числе), опосредует причастность к духовному и культурному потенциалу и наследию народа». Возможно, внезапно случилось нечто, настолько затруднившее реализацию права на свободу вероисповедания, что потребовалось изменение существующей формы использования памятника. Но если ничего такого не случилось, если право на свободу совести не нарушено, то сохранение существующего порядка использования Исаакиевского собора наиболее эффективно послужит реализации различных прав граждан, будет содействовать укреплению взаимного уважения в обществе, диалогу между людьми различных убеждений, каждый из которых является гражданином нашей великой страны.

М.М.Монастырев

заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «РГС Недвижимость»

аспирант Института законодательного и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Церковное имущество включает в себя совокупность движимых и недвижимых объектов, а так же денежных единиц, акций и других ценных бумаг, находящихся в распоряжении церкви. Положение наличия церковного имущества определяется юридическим и богословским аспектами. Основой церковного имущества являются добровольные пожертвования как со стороны государства, так и от частных граждан. Особого внимания требует передача в распоряжении церкви культовых архитектурных сооружений. Для урегулирования возникающей в этой сфере юридических отношений был разработан и принят соответствующий Федеральный закон.

Федеральный закон Российской Федерации «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» N 327-ФЗ принят Госдумой 19 ноября и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 30 ноября того же года. Текст Федерального закона 327-ФЗ состоит из 12 статей.

Действительный Федеральный закон регламентирует порядок безвозмездного оформления в собственность церквей федеральных, муниципальных и частных субъектов. Закон о передаче церковного имущества так же регламентирует юридические и социальные отношения, возникающие в указанной сфере.

Положения настоящего нормативного акта не распространяется на переданные в церковное распоряжение музейные и коллекционные ценности и документацию Национального библиотечного фонда. Процедуры с указанными материалами регулируются законодательством об архивном деле в Российской Федерации и Федеральным законом о Библиотечном деле.

В рамках используемой в тексте рассматриваемого закона основной терминологии существуют следующие понятия (ст. 2) :

  • Имущество религиозного назначения - недвижимость культово-религиозного наследия, включающая в себя архитектурные памятники народа Российской Федерации, передаваемые в распоряжения официальным религиозным органам;
  • Уполномоченный орган - орган государственной власти или местного управления, передающий в церковное пользование указанную недвижимость.

Передача культового архитектурного сооружения для церковных нужд осуществляется с учётом конфессии данного церковного органа (п. 4, ст. 3). Передача церковного имущества, раннее отданного в пользование церкви, другой культовой организации может быть осуществлена исключительно в случаях прекращении действия прав предыдущих собственников.

Основные положения действительного нормативного акта

Согласно тексту статьи 4 настоящего закона, церковное имущество может быть передано служителям веры как:

  • Абсолютная собственность;
  • Объект на временное безвозмездное пользование с ограниченным сроком.

Объект предоставляется на временное пользование церкви в случаях если:

  • Не может быть отчуждён из федеральной собственности или собственности муниципалитета;
  • Его передача была инициирована самим культовым органом;
  • Не является церковно-культовым сооружением.

Статья 5 настоящего Федерального закона о церковной реституции постановляет, что при передаче в церковное имущество памятников культуры и архитектуры Российской Федерации, принимающая сторона обязуется обеспечить необходимый уход и охрану предоставляемым объектам. К подобным строениям относятся старинные православные храмы и церкви времён средневековья.

Плановый документ о передаче недвижимости церкви содержит следующие пункты:

  • Перечень предполагаемых к передаче объектов;
  • Наименования юридических лиц, обладающих правом управления рассматриваемым имуществом;
  • Названия органов государственной или местной власти, владеющих указанными зданиями на данный момент;
  • Список допустимых мероприятий по передаче прав на собственность;
  • Информация об источниках финансовой поддержки мероприятий;
  • Другая информация в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно тексту статьи 7 настоящего закона, решение о передачи недвижимого имущества в распоряжении церковных служителей принимается уполномоченными органами в течении 30 рабочих дней с момента подачи заявления. В момент рассмотрения данного прошения поступление других аналогичных заявлений не допустимо.

Уполномоченный орган вправе вынести решение об отказе в предоставлении объектов в церковное имущество (ст. 8). Причины отказа могут быть следующими:

  • Рассматриваемое строение не представляет собой культовый объект;
  • Цели религиозной организации не соответствуют положениям данного Федерального закона;
  • Культовые организации являются иностранными;
  • Постановлением суда вынесено решение о другом предназначении рассматриваемого объекта;
  • Архитектурное строение находится в пользовании другой религиозной культово-религиозной организации.

Текст статьи 11 действительного Федерального закона гласит, что все имущественные операции, производимые с представителями церкви, не могут быть негласными. Представитель уполномоченных органов обязан оповестить о проведённой передачи объектов церковного имущества на общедоступном сайте в Интернете.

Как и другие Федеральные нормативные акты, в ФЗ-327 регулярно привносятся необходимые поправки. Последние изменения в настоящий закон внесены 23 июня 2003 года.

Скачать

Для глубокого изучения принципов закона о возвращении церковной собственности необходимо ознакомиться с его действительными положениями.

Скачать актуальный текст Федерального закона Российской Федерации «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» N 327-ФЗ можно скачать

Изменения в законе о возвращении имущества церкви

Последние существенные поправки в действительный нормативный акт введены 23 июня 2014 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 171-ФЗ.

Согласно введённым поправкам, в части 2 статьи 5 уточняется, что слово «срочного» подлежит исключению из текста рассматриваемой статьи. Таким образом, земельный участок, на территории которого располагается здание культовой значимости, передаваться в церковное имущество в срочном порядке не может.

Статьи 21 и 22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливают норму о безвозмездной передаче находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения в качестве правового основания передачи, осуществляемой органами, уполномоченными распоряжаться соответствующим государственным имуществом. Таким образом, эта передача государственного или муниципального имущества признается не противоречащей конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства.

Это имущество было ранее национализировано Советской властью, изъято у владевших им религиозных объединений. Однако те юридические лица, которые им владели, были ликвидированы на основании Декрета Совнаркома РСФСР от 23.01.1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», а вновь созданные после 1990 г. религиозные организации не являются их правопреемниками с гражданско-правовой точки зрения. Поэтому рассматриваемая нами передача имущества не является реституцией, хотя этот термин часто неправильно употребляется в публикациях СМИ на данную тему. Реституция - это возвращение имущества прежнему собственнику или его правопреемнику (например, наследнику физического лица). Поэтому ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не использует термины «возвращение» или «реституция» имущества.

Конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства предполагает отсутствие государственного финансирования или иных форм материальной поддержки государством религиозных объединений. С формально-правовой точки зрения передача имущества религиозного назначения из государственной или муниципальной собственности осуществляется иным юридическим лицам, чем те, которые были его собственниками до национализации и не являются их правопреемниками в гражданско-правовом смысле. Однако эта передача имущества служит восстановлению исторической справедливости. Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения из государственной или муниципальной собственности соответствует международным обязательствам Российской Федерации. В частности, в Заключении Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 193 (1996 г.) по заявке России на вступление в Совет Европы отмечается, что

«10. Парламентская Ассамблея принимает к сведению, что… Россия намерена: … XII) в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций» .

Передача культовых зданий и иного имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществлялась и в Советском Союзе (в очень скромных масштабах, наряду с закрытием культовых зданий и прекращением деятельности религиозных обществ), и, гораздо более интенсивно, в постсоветский период истории России.

Но вплоть до принятия Федерального закона от 30.11.2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в правовом регулировании процесса передачи был ряд существенных пробелов, восполненных только с принятием данного Закона:

1) не существовало точного определения, какое именно имущество относится к имуществу религиозного назначения и, соответственно, может быть безвозмездно передаваемо религиозным организациям;

2) отсутствовали критерии, по которым уполномоченный орган власти определял, следует ли удовлетворить заявление религиозной организации о передаче имущества или же отказать в его передаче. Фактически принятие решения оставлялось на произвольное усмотрение уполномоченного органа;

3) не было с достаточной четкостью сформулировано положение об обязанности государственных или муниципальных органов финансово и организационно обеспечить высвобождение имущества (прежде всего зданий, строений) религиозного назначения от расположенных в них предприятий, учреждений, проживающих граждан. В результате в передаче имущества отказывалось по причине (или под предлогом) отсутствия средств для его высвобождения;

4) отсутствовали критерии, по которым уполномоченный орган власти определял, следует ли передать имущество в собственность или же в безвозмездное пользование религиозной организации. Был определен только круг объектов, не подлежащих отчуждению из государственной собственности. В остальном, при теоретической возможности передачи имущества в собственность, фактически 100% культовых зданий из нескольких тысяч переданных религиозным организациям в 1990–2010 гг. были предоставлены им в безвозмездное пользование. Несмотря на неоднократные обращения религиозных организаций, передача имущества в их собственность ограничивалась единичными случаями.

Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определяет в статье 2 имущество религиозного назначения как

«недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей)».

В соответствии с ч. 3. статьи 5 данного Закона, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи религиозным организациям может также безвозмездно передаваться в собственность государственное или муниципальное имущество, не имеющее религиозного назначения, предназначенное для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс.

Часть 1 статьи 12 Закона приравнивает к имуществу изначально построенному или предназначенному для обеспечения религиозной деятельности то имущество, которое было впоследствии приспособлено для этих целей.

«Передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу настоящего Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций , указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения».

Закон специально оговаривает, что его действие не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации или документам, относящимся к национальному библиотечному фонду, и порядок распоряжения которым регулируется соответственно законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, законодательством об архивном деле в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о библиотечном деле. Фактически это означает, что в порядке применения данного Закона будет передаваться только недвижимое имущество религиозного назначения. В государственной или муниципальной собственности не имеется иного движимого имущества религиозного назначения, кроме находящегося в музеях, в библиотеках и в архивах. Последнее может передаваться только в безвозмездное пользование, но не в собственность религиозных организаций, в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ № 490 от 30.07.2001 г. (см. ниже).

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…», передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Поскольку «идеология» Закона направлена на восстановление исторической справедливости, этот принцип ориентирует правоприменителя на то, что имущество должно передаваться религиозной организации того же вероисповедания, что и до национализации. Некорректно было бы передавать здание, бывшее до революции мечетью, иудейской или христианской религиозной организации. В то же время понятие «конфессиональная принадлежность» страдает юридической неопределенностью, а нестрогое выражение «с учетом» принадлежности в принципе дает уполномоченному органу принять к сведению информацию о конфессиональной принадлежности имущества, но передать его религиозной организации другой конфессии. Неразрешимыми остаются и вопросы о том, какова должна быть, например, судьба здания, изначально построенного как мечеть, но обращенного в царской России в православный храм. Также не определен в законе механизм принятия решения, если на одно и то же имущество претендуют две или три религиозные организации одной конфессии, например мусульманские религиозные организации, входящие в разные духовные управления.

При передаче объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации она принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект или права пользования данным объектом и указываемые в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве собственника данного объекта или пользователя данным объектом обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. (Часть 1 статьи 5 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…».)

Согласно той же ч. 1 ст. 5, «объекты культурного наследия федерального значения передаются в собственность только централизованным религиозным организациям».

По нашему мнению, это положение грубо противоречит норме статьи 14 Конституции РФ, согласно которой религиозные объединения равны перед законом. Законодатель устанавливает неравноправие местных и централизованных религиозных организаций.

Мотивом введения указанной нормы является желание законодателя сделать уступку той части общественности, которая при принятии Закона выражала обеспокоенность, будет ли обеспечена сохранность передаваемых религиозным организациям памятников истории и культуры. По логике законодателя, централизованные религиозные организации более авторитетны, более ответственны и способны выступать более надежным гарантом сохранности памятника. До некоторой степени с этим можно соглашаться применительно к конфессиям, обладающим иерархической структурой, в первую очередь к Русской Православной Церкви и к Римско-Католической Церкви.

Но у мусульман, старообрядцев-беспоповцев и у многих протестантов централизованные религиозные организации не обладают начальственной властью по отношению к входящим в их структуру местным религиозным организациям. Более того, некоторые из таких централизованных религиозных организаций возникли только в 1990-е гг., в то время как некоторые местные религиозные организации, своими силами и средствами создавшие объекты, позднее признанные памятниками, существуют десятилетиями и даже веками. Трудно дать разумное объяснение, почему они сами не могут стать собственниками имущества, в том числе уже принадлежащего им на праве безвозмездного пользования.

По нашему мнению, законодатель увеличил зависимость местных религиозных организаций от централизованных, вмешавшись во внутриконфессиональные отношения, и тем самым вышел за пределы компетенции светского государства.

Конечно, централизованная религиозная организация, став собственником имущества, являющегося объектом культурного наследия федерального значения, имеет полное право передать его в собственность местной религиозной организации, так как законодательство никак не препятствует такому распоряжению имуществом. При наличии согласия между централизованной и местной религиозной организацией именно так, «в два хода», может обходиться установленное комментируемой нормой неправомерное ограничение прав местных религиозных организаций. В реальности, однако, не исключено, что централизованные религиозные организации предпочтут оставить памятники истории и культуры федерального значения в своей собственности для усиления зависимости от них местных религиозных организаций.

Законодатель ввел и еще одно положение, ставящие местные религиозные организации под контроль тех централизованных религиозных организаций, в структуру которых они входят. Согласно части 1 ст. 6 Закона, заявление религиозной организации о передаче имущества религиозного должно подаваться в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации.

Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…» установил в статье 7 , что уполномоченный орган власти обязан удовлетворить заявление религиозной организации о передаче ей в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения при отсутствии определенных в статье 8 оснований для отказа.

Решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается, согласно статье 8 Закона, в одном из следующих случаев, если:

«1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 данного Федерального закона;

2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;

3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;

4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;

5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации».

Решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество:

1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом - это касается прежде всего объектов, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия;

2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения, в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона - в данном случае речь идет о так называемых «домовых храмах», часовнях, молитвенных комнатах, расположенных в дворцах, усадьбах, частных домах, а также в дореволюционных учреждениях (например, в больнице). Поскольку Закон не привязывает время происхождения имущества к каким-либо датам (например, только созданное до 1917 г.), то при отсутствии данной нормы религиозные организации получили бы формальную возможность истребовать в свою собственность храмы, часовни, молитвенные комнаты, оборудованные в последние два десятилетия в тюрьмах, в больницах и в других подобных государственных организациях.

Согласно части 1 статьи 9, в целях урегулирования разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций, создаются комиссии с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права. Принимаемые такими комиссиями решения являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.

Следующим этапом разрешения разногласий является обращение в суд. В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (в данном случае решение уполномоченного органа об отказе в передаче имущества), не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Если религиозная организация полагает, что отказ в передаче имущества является необоснованным, не соответствующим исчерпывающему перечню оснований для принятия решения об отказе, установленному в статье 8 Закона, она вправе обратиться в суд.

Если на одно и то же имущество претендовали две или более религиозных организации и уполномоченный орган, основываясь на решении вышеупомянутой комиссии, удовлетворил заявление одной из организаций-претенденток, то другая организация-претендент, которой было отказано, также может обратиться с соответствующим иском в суд.

Срок фактической передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать два года со дня принятия решения о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, кроме специально оговоренных Законом случаев. Двухлетний срок распространяется на случаи, когда передача имущества не требует проведения мероприятий по высвобождению этого имущества (предоставление иных помещений расположенным в нем предприятиям, учреждениям, проживающим гражданам и т. п.).

Если имущество религиозного назначения принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, его передача религиозным организациям осуществляется на основе плана передачи, предусматривающего предоставление предприятиям (учреждениям) необходимых помещений для осуществления уставной деятельности. Передача религиозным организациям жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется уполномоченным органом после предоставления гражданам жилых помещений в соответствии с планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В этих случаях срок передачи имущества не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.

Обратим внимание, что Закон не предусматривает механизмов разрешения проблем, возникающих в случае несоблюдения установленных сроков передачи имущества. Например, если культовое здание не освобождено в течение шестилетнего срока от занимающего его музея в связи с тем, что для переезда последнего не выделено новое помещение, законодательство не позволяет выселить музей «на улицу», без предоставления помещения. По всей видимости, поиск решений и выработка правовых механизмов будет осуществляться по мере накопления проблемных ситуаций, то есть актуальным вопрос о последствиях несоблюдения установленных Законом сроков передачи имущества станет через несколько лет.

Земельный участок , на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного срочного пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 5 ). Выше нами было отмечено, что такая передача регулируется соответственно нормами ст.ст. 36 и 30 Земельного Кодекса РФ. Законодатель сознательно указывает на необходимость одновременной передачи имущества и земельного участка, на котором оно расположено. Ввиду значительных трудностей, достаточно часто возникающих при определении границ земельного участка и при принятии решения о его передаче, требование одновременной передачи земельно-имущественного комплекса в конкретных ситуациях может существенно затормозить передачу имущества.

Имущество, не имеющее религиозного назначения и предназначенное для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, передается одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи (ч. 3 статьи 5 ).

Законодатель предусматривает два варианта передачи такого имущества: одновременно с имуществом религиозного назначения, к которому оно относится, или после его передачи. Второй вариант может быть реализован в тех случаях, когда названное имущество не может быть безотлагательно высвобождено для передачи религиозной организации. Например, если культовое здание может быть передано безотлагательно, а из подсобного строения надо вывести посторонних пользователей. Требование «одновременности» передачи в такой ситуации означало бы, что вся передача откладывается, пока не будет освобождено последнее имущество, предназначенное к передаче. Второй вариант позволяет провести передачу поэтапно.

Однако практика прошлых лет показывает, что иногда разумнее добиваться передачи комплекса религиозного назначения в полном объеме единовременно. Иначе, после передачи имущества непосредственно религиозного назначения, представители власти затягивают и затрудняют процесс передачи остальной части комплекса, под разными предлогами оспаривая, что это имущество неразрывно связано с уже переданным.

Согласно части 2 ст. 12 , государственное или муниципальное имущество религиозного назначения, которое на день вступления в силу Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…» передано в установленном порядке в аренду третьему лицу, подлежит передаче в безвозмездное пользование религиозной организации после прекращения действия заключенного в отношении такого имущества договора аренды.

В случае передачи в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения, которое на день вступления в силу названного Федерального закона передано в установленном порядке в аренду третьим лицам, заключенный в отношении такого имущества договор аренды сохраняет силу. В этом случае религиозная организация становится арендодателем. Условия изменения или расторжения договора аренды определяются в соответствии с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 617 ГК РФ, переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. Религиозная организация может получить в собственность имущество (как правило, речь идет о недвижимости), не дожидаясь окончания срока действия договора аренды. Законодательство, с одной стороны, защищает интересы арендатора, которые не будут нарушены в результате передачи арендуемого им имущества в собственность религиозной организации. С другой стороны, религиозная организация, став собственником арендованного имущества, сможет получать причитающуюся по договору аренды плату и использовать ее для своих уставных целей. По обоюдному согласию религиозная организация и арендатор имеют возможность досрочно расторгнуть договор аренды или продлить срок его действия.

При передаче имущества в безвозмездное пользование религиозной организации оно, по смыслу договора безвозмездного пользования, передается для того, чтобы религиозная организация использовала имущество исключительно сама. В этом случае религиозная организация не имеет права распоряжаться имуществом, в том числе сдавать его в аренду. Поэтому, в отличие от передачи имущества в собственность религиозной организации, передача его в безвозмездное пользование ей возможна только по истечении срока действия договора аренды. Собственник не имеет права досрочно расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке ради того, чтобы освободить имущество для последующей передачи религиозной организации.

Уполномоченный орган власти может предложить арендатору по обоюдному согласию досрочно расторгнуть договор или предложить арендатору иное имущество взамен арендуемого имущества религиозного назначения. Однако в данном случае уполномоченный орган не обязан обеспечивать предоставление арендатору иного имущества, и если такой вариант решения проблемы не осуществлен, религиозной организации придется ожидать истечения срока действия договора аренды. В таких ситуациях, если имущество не отнесено к не подлежащему передаче в собственность религиозной организации, имеет смысл подавать заявление о передаче имущества не в безвозмездное пользование, а в собственность религиозной организации.

Для реализации Федерального закона «О передаче имущества…» был принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов:

1) Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 г. № 324 было определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о передаче религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения, а также федерального имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона «О передаче имущества…».

Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным органом в случае, если управление и распоряжение соответствующим имуществом осуществляются Вооруженными Силами Российской Федерации или такое имущество является имуществом подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций;

Управление делами Президента Российской Федерации является уполномоченным органом в случае, если такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, а также на принятие решений в отношении имущества казны Российской Федерации, управление и распоряжение которым возложены на Управление делами Президента Российской Федерации.

Вышеуказанные государственные органы принимают решение только в отношении передачи имущества, относящегося к федеральной собственности. В отношении имущества, являющегося собственностью субъекта Федерации или муниципальной, решение о назначении уполномоченного органа принимается соответствующими органами власти. Так, в Москве в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. № 204-ПП уполномоченным органом является Департамент имущества г. Москвы.

2) Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 г. № 325 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2012 г. № 209) был утвержден перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения. В этот перечень входят:

5. Архивная справка, содержащая в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения).

6. Справка федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия (далее - орган охраны памятников), об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого имущества), а также справка о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду.

7. Проект охранного обязательства пользователя (если имущество передается в безвозмездное пользование. - М.Ш.

8. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.

9. Проект охранного обязательства собственника (если имущество передается в собственность. - М.Ш. ), согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).

10. Копия решения органа, уполномоченного на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, о передаче имущества в безвозмездное пользование».

В случае, если имущество религиозной организации, которая подает заявление о передаче этого имущества в собственность, перечень документов сокращается до следующих:

«1. Копии устава религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц.

2. Документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества.

3. Копии устава руководящего органа (центра) религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.

4. Проект охранного обязательства собственника, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).

5. Копия решения органа, уполномоченного на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, о передаче имущества в безвозмездное пользование».

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с 1 июля 2011 года органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя документы и информацию, которые уже имеются у государственных органов и организаций, органов местного самоуправления. Орган, оказывающий государственную или муниципальную услугу, в случае непредставления заявителем указанных документов должен запросить их самостоятельно (межведомственный обмен информацией и документами). Поэтому религиозная организация при подаче заявления о передаче имущества имеет право ограничиться приложением к нему только тех документов вышеупомянутого перечня, которые уполномоченный орган не может самостоятельно получить в порядке межведомственного обмена документами:

«1. Копия устава религиозной организации.

2. Документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества.

3. Копия устава руководящего органа (центра) религиозной организации.

4. Квитанция об отправке либо копия расписки в получении копии заявления в адрес государственного или муниципального унитарного предприятия, либо государственного или муниципального учреждения, либо третьего лица, если на дату подачи заявления соответствующее имущество принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо третьим лицам на ином праве.

5. Проект охранного обязательства собственника (или пользователя), согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации)».

В случае, если имущество уже находится в безвозмездном пользовании религиозной организации, которая подает заявление о передаче этого имущества в собственность, из последнего списка исключается п. 4, так как нет необходимости информировать сторонних пользователей имущества.

Практика реализации соответствующих положений законодательства еще недостаточна, чтобы делать категорические выводы и давать рекомендации. Не исключено, однако, что намерение законодателя избавить заявителей от сбора «лишних» документов, которые уполномоченный орган может самостоятельно получить из других государственных органов и учреждений, приведет к замедлению процесса. Возможно, религиозным организациям имеет смысл по мере возможности предоставлять более полный набор документов из состава перечня, не полагаясь на межведомственный обмен документами.

Установленный данным Постановлением Перечень документов является единым для заявлений религиозных организаций как о передаче федерального имущества, так и имущества субъектов Федерации или муниципального имущества. Этот перечень является исчерпывающим. Поэтому уполномоченные органы любого уровня не вправе требовать от религиозной организации предоставить вместе с заявлением какие-либо другие дополнительные документы, не входящие в данный Перечень.

3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 678 утверждено Положение о комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Комиссия создается на постоянной основе Министерством экономического развития Российской Федерации.

4) Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1226 утверждены Правила формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. План формируется для обеспечения передачи федерального имущества, занимаемого государственными предприятиями, учреждениями или гражданами, проживающими по договору социального найма.

5) Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 июля 2011 г. № 355 утверждены:

Примерная форма решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения;

Примерная форма договора безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом религиозного назначения.

(В случае, если имущество передается в собственность религиозной организации, достаточно решения уполномоченного органа о передаче, заключения никакого договора не требуется.)

Эти «примерные формы» применяются в случае, если передаваемое имущество не является памятником истории и культуры (объектом культурного наследия).

6) Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 июля 2011 г. № 356 утверждены:

Примерная форма решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом религиозного назначения. Примерная форма договора безвозмездного пользования находящимся в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, являющимся имуществом религиозного назначения.

До принятия ФЗ «О передаче имущества…» порядок передачи имущества определялся Постановлением Правительства РФ 30 июня 2001 г. № 490. В настоящее время это Постановление действует в существенно измененном виде. Им утверждено Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации. На это имущество не распространяется действие ФЗ «О передаче имущества…» (часть 2 статьи 1 этого Закона).

Вышеназванное имущество передается религиозным организациям в безвозмездное пользование при условии обеспечения религиозными организациями в отношении указанного имущества надлежащего режима сохранности и безопасности, установленного для такого имущества. В собственность религиозным организациям это имущество не передается.

Закон начнет «работать» после того, как появятся подзаконные акты:

новый перечень документов, которые надо представить при подаче заявки;
типовой договор безвозмездного пользования имуществом (единый для всех уровней и форм публичной собственности);
порядок передачи имущества, которое закреплено за государственными предприятиями, а также относящееся к жилищному фонду.
В настоящее время идет подготовка этих документов. Религиозные организации смогут получить имущество в собственность или в безвозмездное пользование (по желанию).

Журнал «Приход» начинает серию публикаций, освещающих ключевые положения нового законодательства. В очередном номере публикуется комментарий юрисконсульта Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) («Приход», № 6, 2010).

О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения

1. Как известно, процесс безвозмездной передачи имущества религиозным организациям начался достаточно давно, еще в конце прошлого века. Существуют и законы, и подзаконные акты в этой сфере. В чем же смысл закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»? Зачем он нужен?

Первым нормативным правовым актом в этой сфере было Распоряжение Президента Российской Федерации от 23.04.1993 г. N 281-рп, которым Правительству Российской Федерации предписывалось «осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий».

До принятия нового закона дня возможность безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозным организациям предусмотрена ст. 21, 22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым передача в собственность либо пользование религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Вместе с тем, данные нормы не определяют порядок безвозмездной передачи религиозным организациям соответствующего имущества.

В свою очередь, согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ «по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.» Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит нормы, устанавливающие порядок возмездного отчуждения имущества из государственной или муниципальной собственности. Согласно ч. 2 ст.3 данного закона, он не распространяет свое действие на случаи безвозмездной передачи имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций. Отчуждение такого имущества из государственной или муниципальной собственности должно быть урегулировано иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Вопреки данному требованию, порядок безвозмездной передачи имущества религиозным организациям до настоящего времени на уровне федерального закона не урегулирован.

Вместе с тем, имеется подзаконный акт-постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», который определяет порядок безвозмездной передачи в собственность либо в безвозмездное пользование религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований данное постановление носит рекомендательный характер, о чем сказано в п. 2 постановления.

Не удивительно, что большинство субъектов Российской Федерации (прежде всего, Москва) игнорируют данный нормативный правовой акт, а в некоторых регионах имеются собственные законы и подзаконные акты, определяющие порядок передачи религиозным организациям имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации. Однако, к сожалению, нормативные правовые акты, принятые регионами, несовершенны и, как правило, существенно ограничивают права религиозных организаций. В частности, согласно ст. 1 закона Санкт-Петербурга от 9.03.2006 № 59-12 «О порядке передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» в собственность религиозных организаций может быть передано только то имущество религиозного назначения, которое используется ими на основании заключенных с уполномоченным органом государственной власти договоров безвозмездного пользования. Таким образом, объекты, закрепленные на праве оперативного управления за городскими музеями и не находящиеся в безвозмездном пользовании религиозных организаций, не могут быть переданы в собственность последних.

Главной задачей закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон) является определение единого (универсального) порядка безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Без определения на уровне федерального закона единых правил передачи имущества религиозного назначения процесс передачи такого имущества будет постоянно сталкиваться с массой бюрократических злоупотреблений.

2. Предусматривается ли законом реституция церковного имущества?

Реституция (от лат. Restitution - восстановление в правах) представляет собой восстановление собственника в правах. По смыслу ст. 168 ГК РФ реституция предполагает возврат собственнику утраченного в натуре. Если такой возврат невозможен, то выплачивается компенсация. Для осуществления реституции в отношении незаконно изъятого имущества собственник должен доказать факт принадлежности ему имущества на праве собственности, а также факт изъятия; дополнительно требуется обосновать незаконность изъятия. Закон подобного механизма не предусматривает.

Так, согласно Закону имущество религиозного назначения может быть безвозмездно передано религиозным организациям не только в собственность, но и в безвозмездное пользование. Компенсация, в случае невозможности возврата имущества в натуре, не выплачивается.

Вообще, сам термин «возврат имущества» в тексте законопроекта не употребляется; о факте незаконного изъятия имущества в годы гонений на Церковь также не сказано ни слова. Соответственно, и доказывать этот факт не требуется. По логике Закона, религиозным организациям может передаваться как имущество религиозного назначения, которое в прошлом принадлежало Церкви, так и то, которое в дореволюционной период находилось в государственной собственности либо в собственности третьих лиц. Имущество, таким образом, не «возвращается» законному владельцу, а «передается» для использования в целях, определенных учредительными документами религиозных организаций.

Такой подход не вполне соответствует международному обязательству России, предусмотренному пп. XII п. 10 Заключения ПАСЕ № 193 по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.), согласно которому Российская Федерация обязуется «в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций».

3. Почему разработчики закона не предусмотрели в нем механизм реституции?

Такие предложения высказывались. В частности, представители некоторых субъектов Российской Федерации предлагали распространить действие Закона исключительно на имущество религиозного назначения, национализированное на основании Декрета СНК от 23.01.1918 «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Однако, данный Декрет СНК, утративший силу с принятием постановления Верховного совета РСФСР от 25.10.1990 № 268-1, не предусматривал национализации имущества религиозных общин. В п. 13 Декрета говорилось, что «все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием». Однако, с правовой точки зрения, объявление имущества «народным достоянием» и «национализация имущества» - неравнозначные понятия.

Национализация имущества - это передача в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности. В Декрете такая передача не предусмотрена. Более того, в другом документе - Декрете Наркомата юстиции от 24 августа 1918 г. «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и в Инструкции по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, утв. постановлением НКВД РСФСР 19 июня 1923 г., говорится о передаче имущества церковных и религиозных общин в ведение местных советов народных депутатов, то есть о муниципализации (а не национализации) данного имущества.

Муниципализация имущества оформлялась в те годы актами местных советов об изъятии имущества. Однако в отношении церковного имущества такие акты составлялись далеко не всегда. Акты об изъятии церковного имущества в ведение местных советов в государственных архивах отсутствуют практически отсутствуют. Таким образом, многие объекты церковной недвижимости (особенно те храмы, которые в годы безбожных гонений продолжали действовать), по существу, относятся к категории «бесхозяйного имущества» (то есть не перешедшего ни в государственную, ни в муниципальную собственность). Важно отметить также следующее: в ряде циркуляров (в частности, в циркуляре НКВД РСФСР от 7.07.1922 г.) даются разъяснения о том, какие объекты недвижимости следует признавать муниципализированными. Здания церковных и религиозных общин в соответствующих перечнях отсутствуют.

К этому следует прибавить, что было немало случаев конфискации монастырского имущества (в качестве уголовного наказания за контрреволюционные выступления насельников).

В целом же, неясность и сложность описания в «классических» правовых терминах всех разновидностей правоотношений, связанных с изъятием у частных собственников (владельцев) богатств, оказавшихся в руках советского государства, служат одной из главных причин отклонения предложений об урегулировании механизма реституции в нормах законопроекта.

Не излишне отметить, что согласно п. 2 Положения «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты компенсации» от 12.08.1994 № 926 не подлежит возврату, возмещению или компенсации имущество, в том числе жилые дома, национализированное (муниципализированное) или подлежащее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем. В этой связи законодательное закрепление реституции церковного имущества может повлечь закономерный вопрос о том, почему же государство отказало гражданам в возврате незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества.

В категорию объектов, принадлежащих церкви входят не только движимые вещи, но и недвижимость, как здания и сооружения. Может ли религиозная община иметь собственное имущество, определяется аспектами принятой членами общины религии. В основном получаемое имущество приходит в виде пожертвований от граждан России, но случается и передача от гос. органов и учреждений. Для регулирования и контроля правоотношений, возникающих при пожертвованиях, был принят соответствующий законопроект номер 327.

Основные положения закона

ФЗ о передаче имущества религ. общинам был принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года. Последние изменения в него были внесены 23 июня 2014 года. ФЗ 327 содержит 12 статей. Этот закон регламентирует и контролирует процессы передачи объектов религ. организациям безвозмездно, в качестве благотворительности, пожертвований или для помощи и поддержки организации. Оформлена информация о передаче категории имущества, которое принадлежит государству и находится в муницип. или федер. собственности. Закон не распространяется на документацию или объекты религиозного характера, которые находятся в собственности музеев или Музейного Фонда РФ, либо в собственности Архивного Фонда.

Ознаомьтесь с основными положениями Федерального закона №178

Краткое содержание Федерального закона номер 327 о передаче религиозным организациям имущества религ. характера, которое находилось в собственности государства:

  • 1 ст. — оформлена сфера, которую затрагивает и регулирует настоящий закон, описан предмет регулирования;
  • 2 ст. — дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения;
  • 3 ст. — перечислены и описаны основные принципы передачи имущества работникам религиозных организаций;
  • 4 ст. — описаны и представлены формы и виды способов передачи имущества, принадлежащего муницип. и федер. учреждениям для религ. организаций;
  • 5 ст. — особенности и нюансы осуществления описанной деятельности;
  • 6 ст. — на каких основаниях и по каким причинам можно передать имущество религиозным организациям;
  • 7 ст. — оформлен порядок и представлены сроки, по которым сотрудники органов рассматривают вопросы и принимают решения о позволении или отказе в передаче объектов;
  • 8 ст. — дан список с пояснениями оснований и причин для отказа в описанной деятельности;
  • 9 ст. — описаны способы урегулирования конфликтов и процесс подачи жалобы на решение, принятое сотрудниками, контролирующими передачу имущества в религиозные организации органов;
  • 10 ст. — процессы, порядок, основные положения и нюансы, регулирующие использование полученных объектов в описанных категориях организаций;
  • 11 ст. — публичная информация и открытый доступ к сведениям в настоящей области деятельности;
  • 12 ст. — оформлены дополнительные положения и заключительные условия и требования настоящего Федерального закона.

В случаях, когда собственность передается культовой организации, при том, что оно принадлежит другой религиозной общине, у второй должно быть прекращено действие прав собственности.

Пожертвование может происходить только при двух условиях, если объекты передаются в полную и абсолютную собственность церковного органа или в случае «аренды», временной передачи для использования на определенном мероприятии.

Ознакомьтесь с основными положениями

В статье пять настоящего Федерального закона оформлена информация, что в случаях, когда церковной общине передается недвижимость в виде памятников архитектуры, как средневековые церкви или старинные православные храмы, члены и участники организации обязуются предоставлять необходимый уход эти зданиям. В случае нарушения описанного условия, здание будет возвращено обратно в собственность государства.

Согласно настоящему закону, документ для передачи объектов должен содержать следующий перечень пунктов:

  • Подробный список объектов, включая недвижимое и движимое имущество, которое собираются передать собственники;
  • ФИО и должность лица, которому принадлежит право управления и который обязан следить за уходом описанного имущества;
  • Подробные сведения о местных органах, которым принадлежит право собственничества настоящих объектов передачи;
  • Список мероприятий, которые допустимы при передаче имущества;
  • Сведения о полученном бюджете для проведения мероприятия и об источниках, откуда поступили денежные средства;
  • Другая информация, касающаяся передачи перечисленных объектов религиозным организациям.

В седьмой статье описываемого закона оформлены положения сроков принятия решения сотрудниками органов о передаче имущества. Согласно этой статье сотрудники обязаны принять решение в течение 30 дней и выслать письменный ответ запрашивающему.

В восьмой статье представлены причины отказа в передаче имущественных объектов:

  • Строение, здание или объект не являются культовыми, а значит не могут быть переданы религиозной организации;
  • Имущество находится в пользовании у другой религиозной общины;
  • В случаях, когда цели и задачи, которые необходимо выполнить религиозной общине, не соответствуют положениям описываемого закона;
  • Судебные органы приняли решение, что необходимый объект будет использован в других целях и другими органами;
  • Религиозные организации являются иностранными.

В 11 статье ФЗ 327 оформлена информация, что все операции, проводимые с передачей культовых объектов религиозным общинам, должны быть публичными и гласными.

Последние поправки, внесенные в 327 ФЗ

Последняя редакция, включающая изменения в законе о перераспределении имущественных объектов религиозным общинам, были внесены 23 июня 2014 года, при принятии ФЗ номер 171.

По последней редакции описываемого закона изменения произошли в статье 5, части 2. Из статьи было исключено слово «срочного». Согласно этим изменениям, если на определенном земельном участке находится архитектурное здание или строение культовой значимости, сам участок не может быть передан религиозной общине или организации в срочном порядке. Члены общины могут написать заявление на получение всего участка, но только с разрешения соответствующих органов.

Скачать закон о передаче религиозным организациям имущества

Передача объектов собственности церковным общинам может быть осуществлена только при четком исполнении положений закона о возвращении церковной собственности. В случае нарушения условий и требований, передача не может быть осуществлена и некоторые лица даже могут понести ответственность за неправильное оформление документов или передачу без уведомления органов. Для лучшего понимания системы и правильного оформления бумаг рекомендуется ознакомиться с актуальным текстом Федерального закона о церковной реституции.

Скачать Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», можно