Предварительный просмотр:

Аннотированный каталог ресурсов

Название ресурса

Аннотация

Ресурс представляет собой материалы для подготовки к ЕГЭ

Урок- проект по литературе

Образовательный комплекс представляет собой библиотеку мультимедиа объектов, снабженную системой поиска.

Ресурс содержит примеры уроков литературы

Портал содержит обширную базу разработок уроков и методических мероприятий по всем предметам и направлениям школьной жизни.

Предварительный просмотр:

Тропы в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» Выпускная работа по учебной программе «Стандарт учителя: информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» Электронные методические материалы по теме: « Тропы в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»» Выполнила: Степанова Татьяна Николаевна слушатель группы: 16.41.22 Учитель русского языка и литературы Преподаватель Васильева Юлия Алексеевна Санкт-Петербург 2017

Цели проекта Сформировать знания учащихся о тропах как средстве художественной выразительности. Определить роль тропов в поэме В.Маяковского.

Личностные: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь. Метапредметные: развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности. Предметные: дать учащимся знания о разновидностях тропов.

Ожидаемые результаты Проведение лингвистического анализа текста и выделение средств художественной выразительности. Создание учащимися таблицы тропов, использованных в поэме Выявление учащимися различных функций тропов в тексте.

Сбор информации. Высший бал ставится, если ученик правильно определил тропы в тексте, проект содержит достаточное количество информации, ссылок на различные источники. Организация письменной работы. Использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, таблицы) Анализ процесса и результата. Учащийся последовательно и полно анализирует результаты анализа, делает выводы об использовании средств художественной выразительности в тексте. Личное участие. Ребенок проявил энтузиазм, обнаружил собственное мнение при проведении проекта.

Задания учащимся Таблица первичного сбора информации Таблица обработки результатов Пример диаграммы Аннотированный каталог ресурсов Материалы к проекту

Степанова Татьяна Николаевна Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа-интернат №289

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» Выпускная работа по учебной программе «Стандарт учителя: информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» Электронные методические материалы

Главное управление образования Красноярского края

Красноярский государственный педагогический университет

Кафедра филологических наук

КУРСОВАЯ

РАБОТА

Образные средства поэтического языка

(на материале поэм В.В. Маяковского).

Метофоризация в лирике

В.В. Маяковского

Выполнил: Тихонова О.В.

Специальность 0302

Русский язык и литература

Курс 3 форма обучения заочная

Проверил:

Глава I: Лексические средства образности языка (на материале поэм Маяковского)

§ 1.Диалектизмы

Жаргонизмы

Вульгаризмы

§2. Варваризмы

Архаизмы

Неологизмы

Глава II: Средства образной выразительности языка

§1.Перифраз

Сравнение

§2.Метафора

Метафоризация в лирике Маяковского

§ 3.Олицетворение

Персонификация

Аллегория

Метонимия, синекдоха

Глава III: Поэтический синтаксис и элементы фоники.

§1.Фигуры поэтической речи

Многосоюзие

Бессоюзие, инверсия

§2.- Обрыв

Риторические обращение, вопрос, утверждение, восклицание.

§3.Фоника

Аллитерация, ассонанс.

Заключение

Список используемой литературы.

Глава I : лексические средства образности языка.

§1.Диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы.

Язык является важнейшим средством изображения жизни в литературе. В поэзии же выявляются его огромные изобразительные возможности.

«Поэзия, - отмечал Белинский -, есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее степенно и ограниченно в своей творческой деятельности тем материалом, по средствам которого оно проявляется… Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое и есть язык, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других средств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Необходимые для образного воспроизведения жизни смыслования и изобразительно-выразительная точность, и яркость языка связаны с особо тщательным отбором и художественным использованием языкового материала в художественных произведениях. Художественно-образным называется язык, которому предаются свойства образного воспроизведения действительности. Это язык, передающий индивидуальное в людях и жизненных явлениях изобразительно, т.е. в непосредственно жизненной форме. Созданию образности языка способствуют специальные изобразительно-выразительные средства, такие, например, как тропы, фигуры поэтической речи. Однако язык становиться образным только в целостной системе всех средств раскрытия содержания в произведении (характеры, конфликты, сюжет, композиция).

Важнейшими образными средствами языка в системе поэтической речи являются: лексические средства образности языка и средства образной выразительности языка.

Лексический материал используется для выделения, подчеркивания отдельных характерных признаков изображаемого, для дополнительного усиления их конфигурации. Например, через язык рисуется та социальная среда, к которой принадлежат действующие лица.

Именно так используются в литературе диалектизмы – специфические слова и выражения, характерные для местных говоров, диалектов.

Их использование помогает писателю оттенить своеобразие местного колорита. Дополнительными средствами подчеркивания характерного в жизни персонажей являются и профессионализмы – слова и выражения, связанные с отдельной профессией, специальным родом занятий человека. В особых случаях в язык художественного произведения могут включаться и жаргонизмы – слова и выражения условного языка, применяемого в небольших социальных группах, обществах, кружках, (воровской жаргон, уличный «argot» и т.д.)

К жаргонизмам примыкают так называемые «вульгаризмы», т.е. употребляемые в литературе грубых слов просторечия («сволочь», стерва» и т.п.)

Например:

Неоднократно атакована,

Ищем речи

И наглой.

Но поэзия –

Присволочнейшая штуковина,

Существует-

И не в зуб ногой»

(В.В. Маяковский)

Диалетизмы, профессианолизмы, жаргонизмы, вульгаризмы используются в литературе, как существующие в языке средства дополнительной детализации своеобразия жизни, которая воссоздается в данном произведении. Так, Маяковский, чтобы складом речи обрисовать персонажей своей поэмы « Хорошо» « рвань», продолжающую « дело Стеньки с Пугачевым»:

« Эх, яблочко,

цвета ясного.

Бей справа белаво,

Слева краснова»

Маяковский звал отточить поэтический язык для пестрого бурливого жизненного потока. Сугубо городской поэт, хотя и разоблачавший пошлость и грязь жизни, Маяковский смело ввел в поэзию язык улицы, включая и « площадные, даже весьма грубые слова и выражения. Для футуристов « все слова хороши…Футуристы…раз и навсегда порвали с лексической чистотой: преобладает у них уличный жаргон», - говорил М.М. Бахтин.

1) «Неважная честь,

Чтоб из этаких роз

Мои изваяния высились

По скверам

Где харкает туберкулез

Где б… с хулиганом

2) «Топот рос и тех

Тринадцать

Забил, зашиб, затыркал…»(«Хорошо»)

3) «Сегодня с денщиком:

Ору ему – Эй,

Наквась щиблетину,

Чтоб видеть рыло в ней!» («Хорошо»)

4) Оглоблей

Или машиной,

Но только

Аршин в снегу.

Пулей снова матершины.

« От НЭПа ослеп?!

Для чего глаза впряжены?!

Мать твою разнэп!

Ряженый!» («Про это»)

Именно в области различных «жаргонизмов» заключается стилистическое разнообразие произведений, автор пользуется теми формами живого разговорного языка, которые «отстоялись» и привычны в определенных условиях жизни в отдельных слоях.

§2. Варваризмы, архаизмы, неологизмы.

Варваризмом именуется внедрение в связную речь слов чужого языка. Функции варваризмов различны. Иногда употребляются в поисках точного термина, отсутствующего в русском языке. Иной раз, чтобы освободить понятие от посторонних ассоциаций, связанных с русским языком. Иногда это делается для подновления звукового состава речи. Часто варваризмы употребляются для предания местного колорита. Вот так у Маяковского рисуется образ иностранных интервентов, обрушивших свои армии на страну Советов:

«итс э лонг уэй ту Типерери,

итс э лонг уэй ту го!»…

Будьте вы прокляты,

Прогнившие

Королевства и демократии,

Со своими

Подмоченными

«фратерните» и «аралите»

(фр. «братство» и «равенство») («Хорошо»)

Он играет чужим словом.

Архаизмами называют слова, устаревшие, вышедшие из употребления. Часто архаизмы являются признаками возвышенного стиля поэтической речи. Та резкость, с которой архаизмы выделяются на фоне современного языка, дает возможность значительно усилить с их помощью эмоциональную выразительность его. Так у Маяковского в поэме «Война и Мир» торжественная патетика речи поэта, гневно обличающего «самую чудовищную из гипербол» - империалистическую бойню, подчеркнута рядом архаизмов («Хорошо вам. Мертвые сраму не имут»; «Единственный человек средь воя, средь визга голос подъемлю днесь»; «Шарахайся испуганно, вечер – инык»; «Морщины окопов легли на чело») Архаизмы используются и в остросатирической речи. У Маяковского в той же поэме из диалога мадам Кусковой и Мимокова («Я, бывало, хранила в памяти немало старинных былей, небылиц и про царей и про цариц»; «Дай окроплю речей водою горящий бунт»).Чувствуется глубокая ирония автора над агонизирующим временным правительством.

Неологизмы – вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Употребление неологизмов, так называемое «словотворчество», имеет широкое распространение в поэзии. Неологизмы несут различную функцию, создаются в поисках новых слов для новых понятий. Новообразования для именования старых понятий используется для словесных обновлений выражений банальной формулы во избежания речевого шаблона. Потоком льются неологизмы в творчестве Маяковского: «Дикий обезумлюсь»; «лица не выгрущу», «Чиновность в мозгах»(«Хорошо»), «Бронзы многопудве»(« Во весь голос»), «амурно-лировой охоте» (там же), «дом Ксишинской, за дрыгоножество»(«В.И. Ленин), «планов наших люблю грамодье»(«Хорошо»), «вызвоня лирово»(«Проэто»), « мир огромлю мощью голоса»(«Облако»). С ихпомощьюконкретное становиться обощенным, отвлеченным, одухотворяется.

Маяковский требовал от поэзии «навыков и приемов слов, бесконечно индивидуальных». «Способы выделки образа бесконечны» Он создает необыкновенные определения:

«быкомордая», «многохамая», «мясомассовая». Неологизмы Маяковского поражают именно необыкновенностью и изобретательностью.

Златоустейший,

Чье каждое из слов

Душу новородит,

Именит тело,

Говорю вам…» («Облако в штанах»)

Неологизмы Маяковского не претендуют на то, чтобы выйти в обиходный язык, но в поэтическом контексте они всегда понятны. Неудачи сравнительно редки. Когда создание неологизмов превращается в самоцель автора они становятся порочным явлением в литературе.

Глава II : Средства образной выразительности языка.

§1.Перифраз, тропы, сравнение.

Разнообразие образно-выразительных возможностей языка велики. В поэзии проявляются ярко эти возможности в использовании синонимов (близких по значению слов), антонимов (противоположных по значению слов), перифраза (вместо названия предмета употребляется описательный оборот). Перифраз дает автору возможность охарактеризовать явление, указать на ту его сторону, которая представляет в данном случае наибольшее значение, и выразить отношение к нему.

Так в поэме «Во весь голос» В. Маяковский заменяет слово «памятник» такими перифразами, как «бронзы многопудье», «мраморная слизь», чтобы подчеркнуть, что бессмертным человека делает не памятник, воздвигнутый в его честь, а его творчество.

К важнейшим языковым средствам образности языка относятся тропы. Троп- это замена наименования явления словом или выражением, применяемым не в прямом, а в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно и очень выразительно охарактеризовать какие-либо особенность или свойство предмета, явления о котором мя говорим. Такого рода выражение дает более выпуклое и живое представление об определенном свойстве предмета, чем подробнее объяснение, прямые описания. В литературе к нему обращаются не потому, что в языке явление не имеет точного названия, для того, чтобы сделать словесное определение образным. Троп поясняет явление изобразительно, действуя на воображение. Способы переноса свойств одного предмета на другой его характеристики могут быть различны, поэтому различаются многообразные виды тропов.

Простейшим видом тропа является сравнение- пояснение какой – либо особенности, явление с помощью его указания на сходства с другим.

Сравнение может быть простым, как у Маяковского: «Время – хамелеон» («Война и мир»), «Медведь – коммунист» («Про это»), «как звезды грани штыков» («Хорошо»), «поэзии» – бабы капризной («Во весь голос»).

Ю. Карабчинский считает, что из всех поэтических тропов именно сравнение удается Маяковскому лучше всего, в том смысле, что образ, построенный на сравнении, хотя и не выходит за рамки наглядности, имеет все же наибольшую ассоциативную емкость:

«…Упал двенадцатый час,

как с плахи голова казненного…»

Развернутое сравнение поясняет ту или иную особенность изображаемого более многогранно и называется эпическим.

Металось солнце,

Сумашедший маляр,

Фанжевым колером пыльных выпачкав»…

(«Война и мир»)

« В курганах книг,

похоронивших стих,

железки строк случайно обнаруживая,

с удовольствием

ощупывайте их,

как старое,

Эмоциональность восприятия особенно усиливается в отрицательных сравнениях. Классическим примером могут служить строки из поэмы Маяковского « Во весь голос»

Мой стих дойдет,

Но он дойдет не так, -

Не как стре6ла,

В амурно - лировой охоте,

Но как доходит

К нумизматам стершийся пятак

И не как свет умерших звезд доходит.

Мой стих.

Трудом громаду лет прорвет

Как в наши дни

Вошел водопровод

Сработанный

ещё рабами Рима.

§2. Метафора. Метаризация в лирике Маяковского.

Одним из активных образно-выразительных средств является метафора. Это троп, в котором одно явление представлено полностью уподобленным другому, чем-либо сходному с ним. Этот троп ещё более, чем сравнение способствует усилению образной яркости воспроизводимого материала. Метафора в ряде случаев создает целую, законченную картину. Очень глубока по содержанию законченная метафора Маяковского, определяющая мощь действие поэтического слова: « Я знаю силу слов, я знаю слов набат» В этой метафоре способность понимать народ подобна набату, представлена как свойство самого поэтического слова. Маяковский много и напряженно работал над выразительностью своего слова; широко использовал различные виды иносказательности. Многие исследователи его творчества отмечают именно метафоричность его поэзии Л.А. Смирнова пишет: « Метафоры и метонимии Маяковского прямо из легенды: « в норах листики всем ещё мышаться», « скомкав фонарей одеяла», « Враждующий букет бульварных проституток», « трамвай с разбега взметнул зрачки». И все это « уложено» в пестрый, сбивчивый разговор улицы или монолог потрясенного её наблюдателя»О. Смола отмечает необыкновенно яркие метафоры в поэме Маяковского « Облако в штанах»: «Сплошные губы», « сплошное сердце». « Они вмещают в себе и непомерно большую любовь поэта, и колоссальную амплитуду чувств – от скрипичной мягкости до громоподобных лавр, и космически громадную сферу воздействия этой любви, способный « разговаривать», кажется, немоту самой Вселенной, и, наконец, они выражают потребность поэта взять на себя всю полноту ответственности за нравственное состояние мира, избавив его от « грязи» искупленной жертвой».

Маяковский широко использует различные виды иносказательности. Бахтин отмечает:» Метафора Маяковского построена не на нюансах, а на основных тонах… Маяковский работает грубыми тонами, но это не является недостатком метафоры. Маяковскому такая метафора идет.

§3. Олицетворение, персонификация, аллегория.

Один из его любимых приемов – конкретизация отвлеченного, когда особенности явлений природы и даже отвлеченных понятий употребляются свойствами живого существа – т.е. олицетворение:

« пляска нервов», « дождь обрыдал тротуары», в поэме « Облако в штанах». «Всех пешеходов морда дождя обсосала» (там же), « рельс ыпо мосту вызмеив, в гонку свою продолжали трамы» (В поэме « Хорошо»).

« Качается

в каменных аллеях

полосатое лицо повешенной скуки,

а у мчащихся рек

на взмыленных шеях

мосты заломили железные руки»

(«В. Маяковский»)

Переносные значения слов, как и прямые, у Маяковского постоянно гиперболируются. Используются сочетания не сочетаемого.

Представляет он понятия и явления в виде живого существа, т.е. использует особый вид олицетворений - персонификацию:

« родила старуха – время огромный криворотый мятеж» («В. Маяковский»)

« улица корчится безъязакая- ей нечем кричать, разговаривать. (« Облако в штанах»)

Аллегория является законченным развитием метафоры в особое компазиционное настроение. Это такое воспроизведение жизни, в котором все изображение имеет не прямое, а переносное значение. К аллегорической системе высказывания, почти всегда развитый и построенный, приближается и пройденная или развернутая метафора. В развернутой метафоре слова считаются по их прямому значению, благодаря чему контекст, осмысленный в своем прямом значени,0 и имеет отдельные слова, вводимые в контекст, показывает, что мы имеем дела с речью переносного значения. В сознании походит одновременно два вида понятий и представлений по прямому и переносному значению слов, между которыми устанавливается некая связь « Гиперболический метафоризм, связывающий личное с общечеловеческим, интимное с бытным, земное с небесным, природное с социальным и духовным, национальное со всемирно - историческим, настоящее с идеальным будущим – главная особенность поэтического стиля Маяковского».

«Не бывалей не было в истории Аннахе факта:

Сквозь иней,

Звеня в интернационале,

Смольный

К рабочим в Берлине.

Деятели сыска –

Все эти завсегдатые баров и опер –

Триэтажный

Со стороны Российской:

Поднялся.

Шагает по Европе…»

Здесь аллегория (революция – призрак) заимствована из первых строк Коммунистического манифеста: « Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Развернутая метафора путем развития лирической темы.

Второй обширный класс тропов составляет метонимия. В метонимии одно явление переносится на другое на в следствии сходства, в следствие их взаимообусловленности. Т.е. самые различные предметы и явления, обозначенные прямыми и переносными значениями находятся в причинной или в объективной связи. Разновидности метонимии чрезвычайно разнообразны. К наиболее распространенным относится синекдоха, где используются отношения количественного характера: берется часть вместо целого или обратно, единственное число вместо множественного и т. п. Например, Маяковский описывая в поэме « Хорошо» штурм Зимнего дворца революционными матросами, солдатами, рабочими и крестьянами, говорит: « А в двери – бушлаты, шинели тулупы» а белогвардейцев заменяет на: « Врангель крупнокалиберными орудиями с Перекопа». Различие между метонимией и синекдохой условно, точной границы между ними нет.

Цель метонимии всегда состоит в том, чтобы выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.

Метонимия помогает не только выделить характер, но и создать определенное настроение.

4. Гипербола, литота, ирония, эпитет.

К важнейшим вида тропов принадлежат такие как гипербола и литота – специальные словесные средства художественного преувеличения (как разновидность -приуменьшения), максимального заострения раскрытия сущности того, о чем говорит автор.

Происходит замена буквального на резко преувеличенное, что помогает сделать образ более эмоциональным. Действительно, когда Маяковский пишет « В сто сорок солнц закат пылает», это даст представление не только о жарком дне, но и делает это сообщение особо взволнованным, эмоциональным, выразительным. У Маяковского часто явление гиперболизма достигается не отдельными образами, а масштабом их подбора: «миров приводные ремни», « тысячу раз опляшет…Солнце Землю», « сумрак на мир океан катнул» («Хорошо»)

И. Звентов, характеризуя особенности изобразительной системы раннего Маяковского, называет её окарикатуренной и гиперболизированной фламандщиной.

В ремарке к трагедии « Владимир Маяковский» можно встретить « натянутое брюхо площади»,

В другой поэме « земля, ожиревшая, как любовница, которую вылюбил Ротшильд» Гипербола ирония, переходящая в сарказм помогают Маяковскому ярче, образнее представить лицо буржуазной толпы, мещанства и т. д. То, что он не принимал.

Иронией называют особую разновидность тропа, выражающую насмешку. В иронии, в отличие от всех других тропов, перенос определяется тем, что предполагает смысл, прямо противоположенный буквальному значению слова.

Самым распространенным видом тропа является эпитет – художественное определение, которое дает яркое образное представление о сущности предмета или явление и оценке их писателем. Для литературы позднейшего времени характерен резко индивидуализированный эпитет, который создается только в данном произведении для обрисовки явления в его неповторимом своеобразии. Карабчиевский отмечает у Маяковского « яркую строчку, сильный и точный эпитет». « Тачка пули», «хрестоматийный глянец», « жерновами дум последнее меля» (« В.И. Ленин»), «Выполоскать горло сердцу изоханному» («Флейта позвоночник»), « худой и горбатый…рабочий класс» (« В.И. Ленин»). Многие его эпитеты стали афоризмами. Они помогают максимально выразить эмоционально описание. Например, в 4 главе « Хорошо» « усатая няне Пе Эн Милюков» говорит « мадам Кусаковой: « И я б с моим умишком хилым, - короновала б Михаила».

«Умишко хилый» - здесь окраска эпитета создает резко отрицательную характеристику персонажа. Эпитет опирается на все достижения в области использования словесно -изобразительных средств языка. Поэтому он может быть близок к сравнению и метафоре, гиперболе и иронии. Наиболее яркий эпитет у Маяковского получается при использовании неологизмов в сатирических эпитетах:

« старья лирозвоны», « молодые стрекозлы», « ченовноустые существа», « мордоворотая плеяда» и т. д. Работая над словом, Маяковский использовал все многообразие средств для достижения образной выразительности. « Это поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения. По средствам этих тропов он неожиданно вводил в текст целые глыбы казалось бы постороннего, в действительности же худо жественно необходимого материала» (Боявский). В его поэзии мир предстает укрепленным, она построена на гиперболах. Муки поэта, переживающего любовь и ревность, в поэме «Облако в штанах» воссозданы так:

Каждое слово,

Даже шутка,

Которые изрыгает обгорающим ртом он,

Выбрасывается, как голая проститутка

Из горящего публичного дома.

Используя все эти средства, а так же диэстетизацию, Маяковский стремился к показу явлений так, как их никогда не воспринимали прежде. Стремился сделать привычное странным. « Отстранить» явление считалось главным в его словесном творчестве.

Глава III : Поэтический синтаксис и элементы фоники.

§1.Фигуры поэтической речи: Многосоюзие, бессоюзие, инверсия.

Кроме тропов, лексических средств образности и выразительности языка в значительной степени способствуют поэтический синтаксис и элементы фоники.

Поэтический синтаксис – это система специальных средств построения речи. Особенности строения речи в произведении всегда связанны со своеобразием изображаемых в нем характеров и жизненных положений, с авторской точки зрения. Другая важная особенность синтаксиса поэтической речи определяется тем, что в литературном произведении люди изображаются в движении, в процессе изменения их внутреннего состояния, отношений. Все это отражается в построении поэтической речи.

Специальные средства синтаксиса образно- выразительной речи называются фигурами поэтической речи. Фигуры помогают значительно усилить полноту и выразительность смысловых и эмоциональных оттенков речи: многосоюзие создает некоторую замедленность речи, бессоюзие используется чаще всего для усиления ощущения стремительно и напряженного развития событий, резких переходов во внутреннем состоянии человека, инверсия, при которой один из ленов предложения становиться на необычное для него место, чем особо выделяются. В инверсионных конструкциях перераспределение логического ударения и интонационное обособление слов, т. е. Слова звучат более выразительно, более высоко.

« Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

мечтающую на размягченном мозгу,

как выжиревший лакей

не засаленном кушаке,

вашу мысль,

досыта изъиздеваюсь, нахальный

В этом отрывке Маяковского из поэмы «Облако в штанах» яркий пример инверсий. У него же взволнованная интонация закреплена в сложных инверсиях « в неба свисшие зубы»; « сердце - с длинноволосыми открытками благороднейший альбом»; « граненых строчек босой алмазник»; « юноше обдумывающему житье…скажу» и другие.

§2.Обрыв, риторическое общение, вопрос, отрицание, утверждение восклицание.

Повышению эмоциональной выразительности служит и пропуск одного из членов предложения; Обрыв – включение в речь недосказанных предложений. В поэме Маяковского «В.И. Ленин» читаем:

« Что ты видишь?!

Только лоб его лишь,

И надеждп Константиновна

В тумане за…

Может быть, в глаза без слез

Увидеть можно больше.

Не в такие я смотрел глаза.

Здесь обрыв служит для передачи глубокого внутреннего потрясения. Синтаксическими фигурами, в которых авторское отношение к явлению и его оценка выражаются особенно отчетливо, называют риторические обращения, вопросы, отрицания, утверждения, восклицания.

У Маяковского, вся система выразительных средств которого в высшей степени интенсивна, направлена на предельно драматизированное речевое выражение лирического героя, эти фигуры используются максимально:

« Бей, барабан!

Барабан, барабань!

Были рабы! Нет раба!

Барабань!

Барабань!

(« 150 000 000»)

« Единица!

Тоньше писка.

Кто её слышит? –

Разве жена!»

(« В.И. Ленин»)

« Довольно!

Разговорам посторонним!»

(« В.И. Ленин»)

« Кончайте войну!

Довольно!

(«Хорошо»)

« Закройте, время,

вашу пасть!»

(«Хорошо»)

Это помогает Маяковскому имитировать фиктивный диалог, под видом произвольного эмоционального отзыва на внешнее явление делать обыкновенное сообщение об этом явлении, заострять эмоциональное внимание слушателя.

§3.Фоника, аллитерация, ассонанс.

Фоника – это художественное использование в поэтической речи звуковых возможностей. В неё входят общие правила звукового согласования слов в поэтической речи, которые способствуют ее благозвучию, стройности, отчетливости, и использование специальных средств звукового усиления и эмоционального выделения некоторых слов и предложений.

Специальным средством звукового усиления, выделения определенных отрезков речи основаны на использовании звуковых повторов.

Аллитерация - это отчетливо выступающие в речи повторение согласных звуков. Повторение гласных называется ассонансом.

Маяковский писал:» Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для ещё большей подчеркнутости важного для меня слова»

Аллитерации и ассонансы Маяковского придают эмоционально запоминающиеся звучание поэтическому тексту: « И жуток шуток клюющий смех», слезают слезы с…»;

« рука реки»; « У вас в усах», « в хорах архангелова хорола бог, ограбленный, идет карать!» («Облако»), « ничуть не смущаясь челюстей целостью, пошли греметь о челюсть челюстью» («Про это»), « Я над глобусом отгорья горблюсь» («Про это»),» Город грабил, грёб, грабастал» (« В.И. Ленин»), « Нож – ржа. Режу. Радуюсь. В голове жар подымает градус («Хорошо»).

С помощью использования фонетических средств стиха образцы Маяковского становятся обобщенными, выпуклыми, отвлеченное одухотворяется.

Слово Маяковского действительно звучит (« слов набат», « слово поднимающее гром»). Вся система выразительных средств Маяковского максимально использует все художественные ресурсы русского языка, поэтому его называют поэтом – новатором. Но новаторство не состоялось бы, если бы не было страстного лирического «Я»поэта, того, кто именно так увидел, пережил мир и выплеснул в стихах свои душевнее муки. Именно при этих условиях все выразительно- изобразительные средства становятся художественными, кроме того, когда органически входят в ткань произведения. Их выбор зависит от усилий и задач художника слова.

Заключение.

Мне трудно определить свое отношение к стихам Маяковского. Дело в том, что они, на мой взгляд, противоположности» простому, как мычание». Его очень необычное многословные образы трудно понять, даже не столько понять, сколько прочитать. Некоторые из них я не могу понять, они мне не нравятся, например, « морда комнаты выносилась ужасом», « улица провалилась, как нос сифилитика», « вытечет по человеку наш обрюзгший жир», « у меня изо рта шевелит ногами новорожденный крик» и т.п. другие же наоборот, очень интересны, и выразительны, очень сильные, такие как « я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека», « последняя в мире любовь выразилась в румянце чахоточного», « бабочка поэтиного сердца» и т.п. Многие образы, которые сейчас мне оченть нарвятся, сначала, при первом чтении, вызвали у меня неприятие, даже некоторое отвращение, например: « Земля! Давай исцелую твою лысеющую голову лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот», « стихами наполненный череп» и т.д. Я очень часто за несколько слов, за одну фразу могу признать писателя гением. У Маяковского эта срочка» Послущайте!, Ведь, если звезды зажигают- значит - это кому-нибудь нужно?». Это одна из моих любимых сторк.

Маяковский в стихах обычно говорит о самом себе, об окружающих людыя, о боге. Очень часто он рисует людей отвратительными обжорами, залезшими в раковину вещей, но в то же время он собирает их слезв, их боли, это становиться для него непосильным грузом, но он все ровно « ползет дальше», чтобы бросить их « темному богу гроз у истока звериных веор». Но люди все-таки благодарны, и в творчестве Маяковского продолжается традиция « любви – ненависти». Бог для поэта не таинство, не Сущий, а человек, причем довольно обыкновенный, несколько более интересный, чем остальные. Потрясающий стих открывает не только его отношение, но ещё и противоречивость личности поэта: « И когда мой голос похабно ухает…может быть, Иисус Христос нюхает моей души незабудки».

Собственное «Я» - это центральная тема дореволюционного творчества поэта. Его любовь, которую можно назвать страстью, его наблюдения за жизнью рвутся, обгоняя одно другое, часто выражаясь в простых восклицаниях («Ха! Мария!»). Они безграничны, все у него приобретает вселенский оттенок, и слеза – уже действительно «слезища», и трагедия –«трагедища». Исступленность в его стихах заменила гармонию, ту гармонию, которая возвышает нашу душу в стихах Пушкина, Лермонтова, Блока, Тютчева, Бунина и многих других поэтов. Описывая даже страдания и хаос, они как бы одухотворяют его или, быть может, выводят нас из него, возвышая нас, а Маяковский, наоборот, ввинчивает нас в пучину страсти, улицы, не то что принижает, но оставляет в ней разбросанными, скромными. Яне чувствую гармонии и в его послереволюционных стихах. В них появляется ритм, эти строчки ступенькой, но по мне лучше смятенность его дореволюционных стихов и постоянное самовосхищение (« я самый красивый в человеческом массиве»), которая все же надоедает, переходя из поэмы в поэму, из стихотворения в стихотворение. В конце концов, каждый человек всегда будет считать себя если не лучше остальных, то самым особенным, и это не из-за гордыни, а из-за открывания в себе нового и нового. Попытка растворится в «мы» и гордиться этим «мы»не привлекает меня, и уж тем более «работа не социальный заказ».Как Маяковский не мог понять, что опаснее для « бабочки поэтиного сердца», чем « взгромоздившиеся на него в галошах и без галош»! Все это приводило его стихотворения в обыкновенные, средние, а потом и просто скучные. Еще в детстве может нравиться « История Власа» или «Рассказ о Кузнецкстрое», затем уже не интересуют рифмы и назидания, хочется стать причастным вечности, а какая тут вечность, если « подходит последний день», пусть даже к противному « буржую». Когда художник отвечает каким-то «требованиям общества», «злобе дня», он останавливает развитие этого общества, удерживает его уровень в рамки, пусть даже в его стихах будет и критика «отдельных сторон». Художник – это « бродильные дорожки людские», они поднимают этим общество, говоря о том, чего люди не требуют, но что им нужнее всего,0 что, может быть, они забыли или не заметили.

Многие стихи Маяковского стали для меня иным взглядом на мир, иным пониманием, чувствованием, в чем-то даже схожим с моим иногда, но близким мне поэтом, любимым он мне не стал.

Во второй главе поэмы «Облако в штанах» речь идет о процессе поэтического творчества и его назначении, о миссии поэта в обществе. Маяковский опровергает кажущуюся легкость стихотворного ремесла, пишет о том, как автор тщательно обдумывает творческий замысел.

Поэт видит явную оторванность многих произведений от живой жизни. Он критикует сентиментально-романтические вирши, которые далеки от истинного пламени чувств. Поэт подчеркивает необходимость новых поисков в области изобразительных средств, способных отразить эмоции каждого человека:

Выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский показывает, что за поэтами тянется все общество. Он призывает здравомыслящих людей порвать творения с сентиментальной чушью.

В. Маяковский глубоко чувствовал не только ритм истории, но и законы развития языка. Он понимал, что новая эпоха требует иных изобразительно-выразительных средств. Его авторские неологизмы – это попытка способствовать расширению языковой словарной базы. В. Маяковский понимал, что по сравнению с человеческой

Историей наша жизнь – песчинка. Надо успеть внести свой вклад в развитие культуры, искусства. Надо торопиться жить, смело включаясь в борьбу за свои идеалы.

Резкими, грубоватыми мазками (как на картинках художника Лентулова) изображен во второй главе поэмы городской пейзаж, центральным при создании которого является образ толпы.

Поэт призывает прислушаться к его проповеднической речи. Он хочет сплотить вокруг себя даже тех людей, что когда-то обидели его. В главе переосмысливается библейский сюжет о распятии Христа: аудитории Петрограда, Москвы, Одессы, Киева сравниваются с теми, кто кричал на горе Голгофе: «Распни его!»

Поэт стремится развенчать философию тех, кто как проказой заболел золотой лихорадкой. Слова «грязь» и «золото» сопряжены в произведении в пределах одной строки, ибо общество, построенное на имущественном праве сильного, попирает при этом обездоленных.

В. Маяковский провозглашает ценность человеческой личности и верит в необходимость общественного подъема.

Наиболее важными в данной главе являются строки о провидческом характере поэтического таланта. Непонятный современниками, поэт надеется достучаться до сердец потомков. Уже в 1914–1915 годах он пророчески ощущает приход новой волны революционных перемен:

Где глаз войны обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

И поэт готов к этим революционным переменам. Он видит в них путь к спасению и торжеству социальной справедливости. Подобно горьковскому Данко он хочет вынуть из груди окровавленную душу и дать народу как знамя, как символ праведной борьбы за счастье и свободу.

Чернышова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа №14"
Населённый пункт: г.Череповец Вологодской области
Наименование материала: Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: Изучаем поэму В.В.Маяковского "Облако в штанах"
Дата публикации: 31.08.2016
Раздел: полное образование

Бунт «тринадцатого апостола в поэме «Облако в штанах».
Цели:
- познакомить с историей создания поэмы; обозначить основные темы поэмы; определить роль средств выразительности; - развитие навыка анализа поэмы; - воспитание интереса к поэтике В.Маяковского. У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, Иду - красивый, двадцатидвухлетний.
I.

Оргмомент.

Работа с эпиграфом.

Формулировка темы и постановка цели.

Актуализация знаний. Сообщения групп.

1.
Историки.Замысел поэмы. История создания. «Облако в штанах» – одна из самых известных ранних поэм В. Маяковского была закончена к июлю 1915 года. Появление ее в печати стало далеко не рядовым событием для русской поэзии и всего российского общества. В ней поэт выступает как «тринадцатый апостол». Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"». Свою поэму Владимир Маяковский начал еще в первой половине 1914 года. По свидетельству его друзей на написание первой главы поэмы поэта вдохновил романтический эпизод во время поездки футуристов по России. В Одессе, где они выступали с 16 по 19 января 1914 года, он познакомился с красавицей, Марией Денисовой, в которую влюбился. Человек мощной фактуры, но с нежным и ранимым сердцем, не мог не разглядеть в толпе поклонниц глаза прекрасной харьковчанки. В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и и н т е л л е к т у а л ь н а я у с т р е м л е н н о с т ь к о в с е м у н о в о м у » . Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы... Однако начавшаяся империалистическая война отодвинула этот замысел. Но когда наступило прозрение относительно войны и поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в совсем ином понимании жизни вообще. Заметно, что любовная драма перерастает в драму жизни. Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание к самому произведению. 1

2.
Теоретики. Тетраптих - произведение искусcтва, состоящее из четырёх составных частей (картин, барельефов и др.), объединённых общей идеей. Идейно-тематическое единство. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Поэт против старой жизни.
3.
Литературоведы.Своеобразие сюжета и композиции. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по типу контраста: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь своего общества. Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. Обратим внимание на сюжетно- романтический узел поэмы. Перед нами история большой, но неразделённой любви. Молодой человек ждёт назначенного свидания. Ожидание мучительное  «тряски нервное желе», как позже охарактеризовал Маяковский подобные переживания. Пришедшая, наконец, Мария объявляет, что «выходит замуж». Девушку «украли». Осиротевший герой обнаруживает, что он «заболел» любовью. У него «пожар сердца». Одинокий бродит по улицам, в «тракторных углах вином обливает душу», наблюдает «в экипажах… жирных, проевшихся насквозь…» Мысленно, тем не менее, герой сосредоточен не на одном своём горестном чувстве. Личная трагедия с обострённой силой сталкивает его лицом к лицу с окружающим миром, со сложнейшими проблемами быта, искусства, политики, религии. Раненое сердце становится предельно чутким не только к собственным, но и к чужим страданиям, и поэт мучительно стремится осмыслить, почему обесчеловечен прекрасный в своей основе мир? Как возникает такая странная действительность, где, с одной стороны, великое множество людей бездомных и обречённых на муки, а с другой  лопающиеся от жира сытые? Сказанное объясняет основной принцип композиции поэмы. Y.
Исследовательская работа.
Прочитайте вступление к поэме и по ходу чтения выписывайте средства выразительности: - 1-й ряд (метафоры); - 2-й ряд (гиперболы); - 3-й ряд (сравнения). (Анализ наиболее ярких средств). YI.
Беседа.
- Надеюсь, что творчество Маяковского не оставило вас равнодушными. Воскресите основное содержание урока в своем сознании, ответив на вопросы: - Почему Маяковский не пытался вернуть прежнее название? (Свыкся) - Кто явился прообразом лирической героини? 2
- Какова главная мысль поэмы? (Любовь человека к жизни, к миру, к людям в высоком библейском понимании). - Что отвергал поэт в существующем строе? (Долой….) - О чём размышляет поэт в поэме? (Об основных устоях) - Какую роль сыграли средства выразительности в постижении идеи поэмы? YII.
Выставление оценок.
YIII.
Домашнее задание.
Работа с текстом: -подготовить выразительное чтение отрывка; - выписать средства выразительности по вариантам: 1 - (олицетворения); 2 - (гиперболы); 3 - (метафоры, примеры парцелляции); 4 - (оксюморон); 5 - (антитезу) 6 - (эпитеты) Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!
Особенности поэтики Маяковского
Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть». Тексты: стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся»; пьесы «Клоп», «Баня» 1 группа – Сюжет, композиция, образы. 3
2 группа – Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя. 3 группа – Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя. Результаты наблюдений (краткая запись) Сюжета – действия нет, есть сюжет – состояние, переживания. Завязка сюжета –драма любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном ∆ – буржуазный миропорядок. Основной конфликт –противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» –«Как больной с кровати, спрыгнул нерв.» – «Нервы … скачут бешеные…» – «…Спокоен как! Как пульс покойника…» – «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» – «…ваш сын прекрасно болен…» – «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! – крик последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя. Завязка – ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация – приход Марии («спокоен как …»). Развязка – последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» – это в никуда) Ведущий образ – образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего несовершенством мира человека. Поэма – страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой – страдающая, мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а не только в трагедии любви. Образ любимой – это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника – неясен, это весь мир – любителей святотатств, преступлений и боен». Главные изобразительные средства – это ассоциативная метафора, гиперболизация, доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль – показать душевное состояние героя. Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах: «Полночь, с ножом мчась, догнала, ││зарезала, ││вон его…» – рисует образ безжалостного времени, уничтожающего человека. «На лице обгорающем ││ из трещины губ ││обугленный поцелуишко броситься вырос..» – показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий. Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя: Упал двенадцатый час, Как с плахи голова казненного.. Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую. Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу: ││тихо, ││как больной с кровати, ││ спрыгнул нерв… С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, ││резкая, как «нате»! И «Вы – Джоконда…» «Нате» – это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви. Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает этот образ 4
Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» – гипербола подчеркивает беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость образа: сила, мощь – и беззащитность. Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя. Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, ││ дождю ││ лицом в его лицо рябое, ││ жду…» – и видит, что и природная стихия против него: «…││в стеклах дождинки серые ││ свились, гримасу громадили…» А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя. Ритм – основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания. Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее состояние героя: Еще и еще, Уткнувшись дождю Лицом в его лицо рябое, Жду, Обрызганный шумом городского прибоя. Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически выделяется, передавая всю муку ждущего человека. Или еще: Эй! Господа! Любители Святотатств Преступлений, Боен, – А самое страшное Видели – Лицо мое, когда Я Абсолютно спокоен. Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я» лирического героя противопоставляется окружаемому миру. Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый, нервный (Алло! ││Кто говорит? ││Мама!), то взрывающийся на повторах, задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего с перебоями. Замечательная особенность поэтики Маяковского – неожиданная, звучная рифма. Поэт использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову, заставляет понять и принять его: Видите – спокоен как! Как пульс покойника … (составная) «Четкий – чечеткой» (ассонансная) Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу») В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..») 5
В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии поэтического слова (вечер «декабрый», любовь – «любеночек», «выстони», «церковка сердца»), точно отражают мысль и чувства героя. Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться отяжелевшему глазу…» – ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм мечущегося сердца.) Индивидуальные задания. Первая часть: за что «долой вашу любовь»? Любовный треугольник в духе Джека Лондона; любовь как «горящее сердце». Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвертого раздела.
Вторая часть: почему отвергается «ваше искусство»?
Оппозиция поэты и улица (ср. метафоры: «тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения» и «улица корчится безъязыкая»), книги и жизнь, образ поэта-пророка и предтечи
Третья часть – «долой ваш строй», образ миропорядка: небо – «железный Бисмарк»,

земля – «любовница Ротшильда».
Поясните метафору: «небо опят иудит / пригоршнью обрызганных предательством звезд». Поэт – «площадной сутенер и карточный шулер» (см. религиозный смысл юродства) и «тринадцатый апостол».
Четвертая часть: «долой вашу религию», причина бунта против бога; образ бога у

Маяковского
; поясните финальный образ «спящей Вселенной» (ср. стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»). 6

Анализ поэмы Маяковского "Облако в штанах"

Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"»1.

Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей».

Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика «Долой!». Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви. Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение. Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из «Облака» имели подзаголовок «трагедия»).

Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».

Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?» Вся глава – это не трактат о любви, а выплеснутые наружу переживания поэта. В главе отражены эмоции лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца». Любовь лирического героя поэмы отвергли (Это было, было в Одессе; «Приду в четыре», – сказала Мария2. / Восемь. / Девять. / Десять... Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного; Вошла ты, / резкая, как «нате!», / муча перчатки замш, / сказала: «Знаете – / я выхожу замуж»), и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.

Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: «Мария! Поэт сонеты поет Тиане3, // а я / весь из мяса, человек весь – // тело твое просто прошу, // как просят христиане – // “Хлеб наш насущный – / даждь нам днесь”». Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни. Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.

В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому, современному, революционному...» «Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией, – рассказывает В. Каменский, – он влетел к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка, вот это девушка!”... Маяковский, еще не знавший любви, впервые изведал это громадное чувство, с которым не мог справиться. Охваченный “пожаром любви”, он вообще не знал, как быть, что предпринять, куда деться».

Неутоленные, трагичные чувства героя не могут сосуществовать с холодным суесловием, с рафинированной, изысканной литературой. Для выражения подлинных и сильных чувств улице не хватает слов: «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». Поэтому автор отрицает все то, что было прежде создано в сфере искусства:

Я над всем, что сделано,

Ставлю «nihil».

Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:

умерших слов разлагаются трупики.

Для Маяковского важна душа народа, а не его внешний облик («Мы от копоти в оспе. Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи»). Теме поэзии посвящена и третья глава:

А из сигаретного дыма / ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Как вы смеете называться поэтом

И, серенький, чирикать, как перепел.

Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе.

Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией»:

От вас, которые влюбленностью мокли,

От которых / в столетие слеза лилась,

уйду я, / солнце моноклем

вставлю в широко растопыренный глаз.

Еще одно «долой» поэмы – «долой ваш строй», ваших «героев»: «железного Бисмарка», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений – Наполеона. «На цепочке Наполеона поведу, как мопса», – заявляет автор.

Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и призывает к революции – к этому кровавому, трагичному и праздничному действу, которое должно выжечь пошлость и серость жизни:

Идите! / Понедельники и вторники

окрасим кровью в праздники!

Пускай земле под ножами припомнится,

кого хотела опошлить!

Земле, / обжиревшей, как любовница,

которую вылюбил Ротшильд!

Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,

как у каждого порядочного праздника –

выше вздымайте, фонарные столбы,

окровавленные туши лабазников.

Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазной рафинированной поэзии, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», «предтечей» и глашатаем нового мира, призывающим к очищению от бесцветной жизни:

Я, обсмеянный у сегодняшнего племени,

как длинный скабрезный анекдот,

вижу идущего через горы времени,

которого не видит никто.

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

А я у вас – его предтеча!

Герой стремится переплавить свою неутоленную боль, он как бы поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю. И он прозревает, чем закончится его горе и горе многих – «шестнадцатым годом».

Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по возлюбленной. «Мария! Мария! Мария!» – надрывно звучит имя рефреном, в нем – «рожденное слово, величием равное Богу». Сбивчивы и бесконечны мольбы, признания – ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против Всевышнего – «недоучки, крохотного божика». Бунт против несовершенства земных отношений и чувств:

Отчего ты не выдумал,

чтоб было без мук

целовать, целовать, целовать?!

Лирический герой поэмы – «красивый двадцатидвухлетний». С максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют «миллионы огромных чистых любвей». Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья.

Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Революция, по Маяковскому, должна принести не только социальное освобождение, но и нравственное очищение. Антирелигиозный пафос поэмы был резко вызывающим, отталкивая одних и привлекая других. Например, М. Горького «поразила в поэме богоборческая струя». «Он цитировал стихи из “Облака в штанах” и говорил, что такого разговора с богом он никогда не читал... и что господу богу от Маяковского здорово влетело»4.

Я думал – ты всесильный божище,

а ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища

достаю сапожный ножик.

Крылатые прохвосты! / Жмитесь в раю!

Ерошьте перышки в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

отсюда до Аляски!

Эй, вы! Небо! / Снимите шляпу! Я иду!

Вселенная спит,

положив на лапу

с клещами звезд огромное ухо.

Особенности поэтики Маяковского

Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть».

На трудность читать и понимать Маяковского обращал внимание еще К.И. Чуковский: «Образы Маяковского удивляют, поражают. Но в искусстве это опасно: для того, чтобы постоянно изумлять читателя, никакого таланта не хватит. В одном стихотворении Маяковского мы читаем, что поэт лижет раскаленную жаровню, в другом, что он глотает горящий булыжник, затем – вынимает у себя из спины позвоночник и играет на нем, как на флейте. Это ошеломляет. Но когда на других страницах он выдергивает у себя живые нервы и мастерит из них сетку для бабочек, когда он делает себе из солнца монокль, мы уже почти перестаем удивляться. А когда он затем наряжает облако в штаны (поэма "Облако в штанах"), спрашивает нас:

Вот, / хотите, / из правого глаза / выну

целую цветущую рощу?!

читателю уже все равно: хочешь – вынимай, не хочешь – нет. Читателя уже не проймешь. Он одеревенел»5. В своей экстравагантности Маяковский порой однообразен и потому его поэзию немногие любят.

Но ныне, после отшумевших совсем недавно бурных споров о Маяковском, попыток некоторых критиков сбросить самого Маяковского с парохода современности, вряд ли стоит доказывать, что Маяковский – это неповторимый, оригинальный поэт. Это поэт улицы и в то же время тончайший, легко ранимый лирик. В свое время (в 1921 году) К.И. Чуковский написал статью о поэзии А. Ахматовой и В. Маяковского – «тихой» поэзии одного и «громкой» поэзии другого поэта. Совершенно очевидно, что стихи этих поэтов не схожи, даже полярно противоположны. Кому же отдает предпочтение К.И. Чуковский? Критик не только противопоставляет стихи двух поэтов, но и сближает, потому что их объединяет присутствие в них поэзии: «Я, к своему удивлению, одинаково люблю обоих: и Ахматову, и Маяковского, для меня они оба свои. Для меня не существует вопроса: Ахматова или Маяковский? Мне мила и та культурная, тихая, старая Русь, которую воплощает Ахматова, и та плебейская, бурная, площадная, барабанно-бравурная, которую воплощает Маяковский. Для меня эти две стихии не исключают, а дополняют одна другую, они обе необходимы равно»6.