В российском прокате идет фильм «Девушка, которая застряла в паутине» о подвигах хакерши Лисбет и ее старого приятеля, журналиста Микаэля Блумквиста. Это, как можно догадаться из названия, сиквел «Девушки с татуировкой дракона», только вместо Дэвида Финчера в режиссерском кресле оказался уругвайец Феде Альварес, на счету которого мощный триллер «Не дыши». В роли хакерши выступила бравая англичанка Клэр Фой (сериал «Корона»), а самого Блумквиста сыграл аутентичный швед Сверрир Гуднасон (от призрака Дэниела Крейга, исполнившего эту роль в первой части трилогии, отделаться будет тяжело). «Коммерсантъ Стиль» поговорил со шведским актером Сверриром Гуднасоном


- Итак, каково это - быть в шкуре персонажа, который с нами уже довольно долгое время?

Да, это как Гамлета играть, ведь его тоже другие актеры раньше играли. Хотя это не такая уж редкость в нашей профессии.

- В этом сложность роли?

Нет, сложность роли в том, чтобы сделать ее правдоподобной. Правдоподобной и живой. Но, конечно, я очень уважаю всех, кто играл ее до меня. Микаэль Блумквист был моим близким другом. Так что немного странно перенимать эту роль от него, но все равно очень увлекательно.

- Смерть Микаэля как-то повлияла на вашу роль?

Он умер до того, как я даже узнал об этом проекте. Мы вместе работали над «Серьезной игрой», которую сняла Пернилла Аугуст. Он был отличным парнем.

- Как вам работалось с Феде Альваресом?

У него есть ясное видение того, что он хочет сделать, и он по-доброму направляет тебя. И еще он очень умный. Учитывая его бекграунд и то, какие фильмы он делал, Феде принес очень многое в этот проект. Он знает, как добавить напряжение, как снять настоящий экшн.

- Блумквист - журналист, а вы, готовясь к роли, как-то погрузились в эту профессию?

Нет, разве что я постоянно раздавал интервью журналистам. (Смеется.) Так вас и изучал.

- А какой он журналист? Расскажите про него!

Он журналист-следователь, который стремится докопаться до истины.

Вы упомянули, что Блумквиста выгоняют из его издания. Отражает ли фильм в каком-то роде те изменения, которые происходят в издательском бизнесе и журналистике?

Да, теперь все стало кликбейтом, так? А Блумквист - журналист другой закалки. Он расследует и ищет правду, а это уже больше не продается. Так что да, отражает.

Критики говорят, что Микаэль Блумквист - это повзрослевший Калле Блюмквист из книжек Астрид Линдгрен. Слышали ли вы о таком сравнении и как вы думаете, оно имеет основание?

Я думаю, что он получил свое прозвище, когда был начинающим журналистом и раскрыл несколько банковских ограблений, а Калле Блюмквист - это персонаж книг Астрид Линдгрен, который был в своего рода секретном обществе вроде шпионов. Так что в этом всем есть определенный черный юмор: персонажи детских книжек становятся частью сказок для взрослых.

- А вы читали эти книги?

Да, ведь я живу в Стокгольме, где они и были написаны. Так что я их прочитал, когда они только вышли, и я живу с этой вселенной уже довольно долго.

Вы сказали, что прочитали все книги серии, а книга, по которой снят фильм, это первая, которую написал не Стиг Ларссон («Девушка, которая застряла в паутине» - роман шведского журналиста и писателя Давида Лагеркранца, продолжающий трилогию «Миллениум» Стига Ларссона.- «Коммерсантъ Стиль»). Заметили ли вы какие-то отличия в развитии Микаэля Блюмквиста? Или он мог бы написать ее?

Я думаю, что Давид проделал прекрасную работу по удержанию персонажей в этой вселенной, и мне кажется, что читатели довольны.

А какие отношения в этом фильме складываются между Микаэлем и Лисбет? Как они изменились со времени первого фильма?

Микаэль и Лисбет очень важны друг для друга, но в начале этой истории они не виделись три года. Жизнь Микаэля при этом немного пошла по наклонной. Его выгоняют из журнала, и он пьет чуть больше, чем следует. А потом она появляется и просит его о помощи, это придает ему новые силы. Мне кажется, они чувствуют друг друга и оба ищут правду и справедливость.

- Расскажите, как вам работалось с Клэр Фой, которую мы все знаем как королеву?

Да, она прекрасная актриса. И она очень сфокусированна и обаятельна. Она заботится обо всех вокруг, и с ней ты чувствуешь себя на площадке как дома.

Насколько Клэр была поглощена своей ролью? Я помню, что разговаривал с Нуми, когда она играла эту роль, она говорила, что даже когда камеры были выключены, она продолжала действовать как Лисбет Саландер. А что с Клэр?

Наверное. Хотя она сама вам должна ответить на этот вопрос. Играла она очень убедительно.

- Можете ли вы сказать нам, иностранцам, есть ли что-то такое в скандинавских триллерах, чего мы не понимаем?

Хм, я даже не знаю, я думаю, что некоторые из них похожи на оперу. Я думаю, что скандинавская ментальность в совокупности с преступным миром - это и есть выигрышная комбинация.

Стиг Ларссон и его наследие

© Britt-Marie Trensmar

Трилогию «Миллениум» Стиг Ларссон начал летом 2002 года. Ему было 48, и до этого он не написал ни строчки прозы. Известный шведский журналист, Ларссон всю жизнь занимался исследованием правых идеологий и экстремистских организаций, и сочинение романов так плохо вязалось с его фигурой, что даже друзья отнеслись к затее с писательством как к шутке. Микаэль Экман, коллега Ларссона, вспоминал, как в 2001 году они после работы пили виски и фантазировали о том, чем будут заниматься на пенсии. «Я напишу пару книг и стану миллионером», - сказал Ларссон. Экман поднял его на смех. Бывший начальник Ларссона, Курдо Бакси, отреагировал примерно так же, когда тот признался, что пишет роман, и попросил показать рукопись: «Я думал, он шутит».

Но Ларссон не шутил. За два года он сочинил целую трилогию и уже готовил ее к публикации, но утром 9 ноября 2004 года внезапно скончался от инфаркта, когда поднимался по лестнице на седьмой этаж в свой офис. Через полгода первый роман появился в книжных магазинах и сразу стал бестселлером в Швеции, а через пять лет - и во всем мире.

Именно эта необычная траектория жизни (и смерти) писателя на первых порах обеспечила книгам успех. Шутка ли - с нуля сочинил три отличных детектива и умер в дверях славы: мечта маркетолога. Но главная причина популярности трилогии «Миллениум» - это, конечно же, персонажи.

Микаэль Блумквист

В шведской адаптации «Миллениума» центральную мужскую роль сыграл Микаэль Нюквист (злодей из первого «Джона Уика»)

© Нильс Арден Оплев

1 из 2

В американской версии - агент 007 Дэниэл Крейг

2 из 2

Создавая своих героев, Ларссон сознательно шел против канонов. Нуар - жанр вполне устоявшийся: в центре повествования неизменно угрюмый, депрессивный алкоголик-мизантроп типа Харри Холе из , который раскрывает преступления в перерывах между походами в любимый бар и отходняками после запоев. Микаэль Блумквист, основатель журнала «Миллениум» (отсюда - название цикла), в этом смысле персонаж-наоборот: абсолютно здоровый, в меру пьющий журналист-правдоискатель с кристально чистой репутацией; даже его внешнюю привлекательность Ларссон обыгрывает как насмешку над токсичной маскулинностью, характерной для жанра. Блумквист пользуется успехом у женщин, но в рамках книг его интрижки всегда выглядят так, словно это его соблазняют и тащат в постель, что довольно остроумно на фоне закостеневших представлений о неотразимых героях из нуарных романов.

Лисбет Саландер

Роль девушки с татуировкой дракона и на мотоцикле запустила голливудскую карьеру Нуми Рапас («Прометей», «Общак»)

© Нильс Арден Оплев

1 из 2

Лисбет Саландер, как и Блумквист, персонаж-перевертыш. С ней Ларссон поступил еще радикальней: взял все известные стереотипы о героинях-женщинах и вывернул их наизнанку. На выходе получилась агрессивная девушка-хакер с обостренным чувством справедливости и запредельно высоким IQ, одетая как панк и рассекающая по городу на мотоцикле.

Ларссон пытался добиться максимального контраста между героями, и это ему удалось: если Блумквист - противник насилия, который всегда ищет способ соблюсти протоколы, то Лисбет, напротив, ведет себя как мститель из комиксов - собственноручно карает тех, до кого не дотягивается закон. Кроме того, протагонисты у Ларссона равноправны: автор и здесь отказался от стандартного детективного тропа, не разделяя их на Холмса и Ватсона - мозга и его помощника. Именно эта новизна - попытка обыграть затертые клише, - а также химия между героями обеспечили книгам такой успех во всем мире.

Мысль семейная

Семья, пожалуй, главная единица измерения в скандинавской литературе. Все саги начинаются с длинных перечислений родственных связей - кто кого и от кого родил. И тайны в шведских триллерах также чаще всего вращаются именно вокруг выглядывающих из шкафов скелетов. По этой формуле, например, написаны многие романы Хокана Нессера или Анны Янсон: трагедии и преступления в них - результат скорее неустроенности жизни и затаенной обиды, чем злого умысла. Вспомнить хотя бы «Человека без собаки», где в центре сюжета - семейное торжество.

Ларссон не исключение: тема семьи очень важна для него, но и обыгрывает он ее по-своему. Если отсечь лишнее, то «Миллениум» - это одно большое путешествие Лисбет Саландер в поисках настоящей семьи, то есть людей, которые примут и полюбят ее такой, какая она есть. Архитектурно все сюжеты в трилогии выстроены так, чтобы ближе к концу героиня освободилась от всех тиранов и нашла покой. И главный парадокс в том, что угнетатели Лисбет в этой семейной саге - это ее кровные родственники, отец и сводный брат, а также назначенный судом опекун. Романы Ларссона так хорошо продуманы, что даже если читатель и не видит эту смысловую инверсию, то все равно подсознательно чувствует посыл: семья - это вовсе не запись в свидетельстве о рождении, кровные узы - фикция, а с генеалогического древа в любой момент можно отломать ветку и найти новую семью. Именно так и поступает Лисбет, и потому самая последняя сцена, когда она открывает дверь перед Блумквистом, то есть впускает его наконец в свою жизнь, пожалуй, идеальное завершение ее истории.

Кто такая Ева Габриэльссон


© WANDYCZ Kasia / Gettyimages.ru

У самого Ларссона, как и у Саландер, тоже в каком-то смысле было две семьи - родственники и жена. До восьми лет он жил с бабушкой в деревне, затем все же переехал в Стокгольм, к отцу и брату, но в шестнадцать ушел из дома. А в восемнадцать обрел вторую семью - познакомился с архитектором Евой Габриэльссон. Они вместе работали и путешествовали, а в 1981 году и вовсе отправились в Гренаду, где изучали революционный опыт только что освобожденной республики. Габриэльссон играла в жизни Ларссона такую важную роль, что когда трилогия «Миллениум» завоевала мир и журналисты стали копаться в биографии автора, появилась теория о том, что Ева приложила руку к книгам. Это объяснимо - в литературных талантах Ларссона до последнего сомневались даже его коллеги, тогда как Габриэльссон, напротив, всегда была известна не только как архитектор: в молодости она перевела на шведский Филипа К.Дика.

Что случилось после смерти Ларссона?

К сожалению, Ларссон не оставил завещания, а их с Габриэльссон брак не был официально зарегистрирован. Писатель боялся, что если у них будет общее имущество, его общественная деятельность может поставить под угрозу ее жизнь. Поэтому после его смерти все права на книги по закону отошли к отцу и брату.

Габриэльссон пыталась судиться, у нее на руках остался недописанный четвертый роман о Саландер - Блумквисте, и она готова была закончить его, но суд встал на сторону наследников и запретил ей использовать имена персонажей. А уже в декабре 2013 года отец Ларссона объявил о том, что продолжением серии займется журналист-биограф Дэвид Лагеркранц.

Стоит ли читать продолжения «Миллениума»?

Дэвид Лагеркранц

Развивать успешную франшизу после смерти автора - вполне распространенная практика. К примеру, Себастьян Фолкс среди прочих , а Энтони Горовиц оживлял Шерлока Холмса. Но тут есть два нюанса.

Во-первых, Фолкс и Горовиц - опытные писатели, они как минимум владеют основами ремесла, в то время как Лагеркранц - журналист, в резюме которого полубиографические романы об Алане Тьюринге, покорении Эвереста и мемуары , собранные из 100-часовой записи интервью с футболистом.

Во-вторых, продолжение «Миллениума» не имеет никакого отношения к изначальному замыслу Ларссона. Ева Габриэльссон так и не отдала незаконченный черновик наследникам, и Лагеркранцу пришлось писать новую историю с нуля, а это большая проблема, потому что он, очевидно, не имеет ни малейшего представления о том, как работает сюжет хорошего триллера.

Что «Афиша» писала о «Миллениуме» и его сиквелах

    «Девушка с татуировкой дракона»

    «Девушка, которая играла с огнем»

    «Девушка, которая взрывала воздушные замки»

    «Девушка, которая застряла в паутине»

    Лев Данилкин: «Обойдемся без аллилуйщины, но если ваша квота на детективы - один в год, то пусть уж это будет Ларссон»

    Лев Данилкин: «И первая-то книжка была очень увлекательной, однако вторая гораздо увлекательнее: как «Столпы земли» Фоллетта, как «Смилла», как «Граф Монте-Кристо»; до такой степени, что можно на пару дней войти в режим «только чтение», а все остальное делать на автопилоте»

    Лев Данилкин: «Это, конечно, совсем уже не детектив, и даже не политический конспирологический триллер, и даже не офисный сериал про отношения; нечто гораздо более значительное. Беллетри­зованный путеводитель по шведской конституции. Очерк модели взаимодействия частных лиц и госструктур»

    Лев Данилкин: «Роман кишит юриями, иванами и владимирами - депутатами Госдумы, сутенерами, киллерами, хакерами; здесь даже упоминается Никита Михалков. О том, как отнесся бы сам Ларссон к тому, что его книги превратились в оружие холодной войны, остается только гадать»

    Справедливости ради, Ларссон тоже был журналистом и тоже начинал с нуля. У его книг куча недостатков - они избыточны, многословны, у них проблемы с ритмом, - но штука в том, что Ларссон во всяком случае умел создавать харизматичных персонажей и нагнетать атмосферу. Лагеркранц на это неспособен: работая над продолжением, он просто надергал сюжетных ходов из оригинальной трилогии. Помните, как во второй книге «Миллениума» Блумквист догадался, что Лисбет взломала его ноутбук, и общался с ней через текстовый файл на рабочем столе? У Лагеркранца происходит то же самое.

    «Девушка, которая застряла в паутине» - никакое не продолжение серии: это измельченные и перемолотые в блендере фабулы первых трех книг, стерилизованные и разбавленные водой. Почти все сцены в романах Лагеркранца - это разговоры двух людей в комнате или по телефону, причем по телефону они обычно пересказывают другу другу то, что произошло в предыдущей главе. Ни одной попытки построить эффектную сцену: вся книга выглядит как сборник интервью - один длинный диалог сменяется другим.

    Оригинальная трилогия, помимо прочего, отличалась еще и крайней жестокостью: за три романа Лисбет успела облить отца бензином, поджечь его и огреть топором, 381 день просидеть в изоляторе в психушке и прибить брата гвоздями к полу; ее насиловали, избивали, стреляли ей в голову и один раз даже похоронили заживо; она на мотоцикле преследовала маньяка-убийцу, набила на груди у насильника татуировку-слово «свинья» и в одиночку отметелила толпу байкеров. Книги Ларссона в этом смысле - образец скандинавского детектива, увечья и жестокость в них - часть повседневной жизни: в одной сцене героиня завтракает, а в следующей у нее уже сотрясение мозга и пара сквозных ранений - и это нормально.

    Не то Лагеркранц. В новом романе одна сломанная челюсть вначале, убитый передозировкой немощный старик в середине и далее невнятная возня вокруг «таинственного секретного эксперимента над детьми-сиротами», который подается без иронии и похож на сюжет фильма, украденный у Уве Болла. Лагеркранцу попросту недостает ни духу, ни фантазии, ни инстинктов, чтобы дать жару - и на фоне безумия, которое творилось на страницах у автора оригинала, это просто смешно.

    Ларссон как ветхозаветный бог заставлял своих героев проходить самые страшные испытания - Лагеркранц же словно боится навредить им и, если и наказывает персонажа, то как бы понарошку: Лисбет всегда ранена несерьезно - чтобы уже через двадцать минут антилопой скакать по фьордам и палить из пистолета со стопроцентной точностью. В «Девушке, которая искала чужую тень» читатель встречает Саландер в тюрьме - и вот здесь можно было бы сгустить краски и раскрутить юридическую линию, заставить всех героев бороться за жизнь, но нет: Лисбет выходит из заключения через два месяца без единой царапины. Да и тюрьма эта больше похожа на приятный шведский отель с садиком во дворе, кружком керамики и сырниками с брусничным соусом на обед. Если так дальше пойдет, то в третьей книге Лагеркранц поставит Лисбет в угол и запретит ей смотреть телевизор - на большую жестокость к персонажам он, очевидно, не способен.

    Писать сиквел известной серии - затея в принципе очень рискованная; продолжатель так или иначе должен соревноваться с первоисточником, пытаться выйти из его тени, сказать что-то свое. У Лагеркранца такой цели нет: обе его «Девушки» - это романы, кричащие о своей вторичности. Их автор даже не пытается заигрывать с жанром и как-то проявить себя: наоборот, он постоянно ищет способ писать «под Ларссона», спрятаться за ним - и даже в этом терпит неудачу. Сиквелы «Миллениума» недотягивают даже до уровня фанфика: последние могут быть неловкими и кривыми, но по крайней мере всегда написаны с любовью - к писателю-кумиру, героям, атмосфере оригинала. Книги Лагеркранца написаны с любовью к деньгам.

Лисбет Саландер боялась, что её чувства вернутся и что она снова почувствует ту боль, когда она видела его в компании с Эрикой Бергер на канун Рождества. Она понимала это, понимала, что скорее всего симпатия постепенно возникала, но не хотела ничего предпринимать. Ей совершенно не хотелось его выгонять, бывало у неё появлялись мысли об его переезде к ней, но что-то останавливало её. Скорее всего, «это что-то» были Эрика Бергер или Моника Фигуэрола. Она не хотела об этом думать. Когда Микаэль упоминал их имена, Лисбет раздражалась. Она понимала, что это ревность, но ничего не могла с собой поделать.
Что со стороны Микаэля, то он привязался к Лисбет всего лишь за месяц. Он думал, что знаком с ней уже целую вечность, что знает все её недостатки и повадки. Эрика Бергер заметила, что Микаэля постоянно нет в редакции, но он работает, правда у Лисбет Саландер. Это настораживало её. Они не были в одной постели уже больше полутора месяца. Возможно, это и её решение. Она оправляется после тяжёлого для неё времени в компании своего мужа Грегера Бекмана. Но она старалась не задумываться об этом. Моника Фигуэрола часто звонила Микаэлю и предлагала отвлечься от его работы и от Лисбет Саландер и наконец встретиться, но тот любезно отказывался, обещая в скором времени позвонить ей и предложить встречу. Микаэль сам не понимал, почему ради Лисбет он отказывается появляться в редакции и стоит против встречи с Моникой. Хотя он знал, что это связано с Саландер - он боялся, что она снова исчезнет, и Микаэль уже её не найдёт.
Лисбет вспоминала иногда Мириам Ву. Она всё ещё была в Париже, но на последней встрече говорила, что вернётся в Стокгольм. Почему-то Саландер не слишком скучала по ней и постепенно забывала её образ. Проходили дни, и Лисбет всё реже и реже вспоминала её. Скорее всего, всё её внимание переключилось на Микаэля.

Был холодный январь. Прошёл ровно месяц с убийства Рональда Нидермана, с суда и с тех пор, как Микаэль посещал Лисбет Саландер. Калле Блумквист был для Лисбет что-то вроде будильника - он приходил около одиннадцати часов утра, тем самым будив Лисбет и в одиннадцать уходил.
Двадцатого января он пришёл снова. Микаэль Блумквист открыл дверь, даже не задумываясь, что она закрыта. Для него она всегда была открыта. Он вошёл и невинно огляделся. Лисбет вышла и поприветствовала его кривой улыбкой.
- Привет, Салли, - Микаэль немного смутился её одежде. Она была в серой свободной майке и в нижнем белье. Видимо, она встала только-только. - Я пойду заварю кофе.
- Мм, - Лисбет потянулась и ушла в душ. Она усмехнулась. - Ты сегодня рано.
Микаэль удивлённо проводил её взглядом и посмотрел на свои наручные часы. На часах показывало 9:03. Он в недоумении поднял брови - обычно в это время он только встаёт.
- Чёрт. Я даже не заметил. Видимо, я уже автоматически к тебе иду. Зайти позже?
- Нет, - твёрдо сказала Лисбет Саландер из ванной.
Микаэль Блумквист улыбнулся и прошёл на кухню. Там он сделал кофе и включил свой ноутбук. Через пятнадцать минут вышла Лисбет в рваных джинсах и серой майке. Она села поодаль стола, на диван и села за уже включённый ноутбук. Микаэль сначала украдкой посмотрел на неё, но потом устремил свой взгляд на Лисбет и долго смотрел на неё.
- Прекрати пялиться, - улыбаясь, сказала Лисбет. Микаэль немного смутился и на какое-то мгновение оторвал от неё взгляд, но затем снова посмотрел.
- Я хочу запомнить твой образ. Если ты вдруг снова исчезнешь. Мне не хочется забывать тебя, - спокойно сказал он.
Она холодно посмотрела на него, но ничего не ответила. Микаэль Блумквист продолжал в упор смотреть на Саландер, но она уже ничего не говорила. Через несколько минут Блумквист произнёс:
- Ты красивая.
Лисбет посмотрела на него и не знала, что ей делать. Прошло чуть больше минуты, когда она всё ещё смотря на него, улыбнулась. Потом она встала, подошла к нему, обхватила руками его голову и поцеловала. Микаэль очень удивился её внезапному ходу, но не стал сопротивляться. Она обвила руками его шею, а он без особого труда подхватил её за ноги и потащил в спальню.
Этой ночью Микаэль остался у Лисбет.

На утро Микаэль проснулся от запаха дыма и увидел, как Лисбет лежала, держа в руке сигарету и выдыхая табачный дым.
- Доброе утро, - он ей улыбнулся.
- Привет.
Наступила небольшая пауза, как вдруг Лисбет спросила:
- Хочешь знать, почему я на два года исчезла из твоей жизни?
Микаэль вытаращил глаза на неё - он никогда не думал, что она захочет говорить с ним об этом. «Да, Лисбет действительно непредсказуемая девушка», - подумал Калле Блумквист.
Он кивнул Лисбет.
- Я поехала к тебе на Беллмансгатан в канун Рождества по очень важному делу. Мне... Я хотела выразить то, что чувствовала к тебе. Я купила тебе подарок. Но увидела как ты и эта сраная Эрика Бергер над чем-то смеялись и обнимались. Мне было больно. Никогда я, чёрт возьми, не чувствовала такой обиды, - она сделала небольшую паузу. - Ведь тогда я первый раз в своей жизни влюбилась.
- Влюбилась в меня? - Микаэль был ошарашен.
Лисбет посмотрела на Микаэля как на идиота. Ей хотелось сказать «Нет, чёрт побери, в Эрику Бергер», но она сдержалась. Лисбет была в ярости, но казалась невозмутимо спокойной.
- А теперь у тебя кроме Бергер появилась Фигуэрола, - насмешливо добавила Лисбет.
Микаэль вспомнила о Монике и об Эрике и понял, сколько уже боли испытала за свою короткую жизнь Лисбет Саландер. Ему вдруг стало нестерпимо жаль её.
- Нет, - твёрдо сказал Микаэль. - Теперь я с тобой.
Саландер посмотрела на него и криво улыбнулась. Она чувствовала сомнение в его голосе, но ей хотелось ему верить. Она задумалась и поняла, что уже второй раз она является инициатором их отношений - первый раз в Хедестаде и второй раз сейчас, спустя два года. Насколько же был чертовски привлекателен Калле Блумквист, раз он позволил Лисбет так открыться перед ним.
Лисбет Саландер поняла, что её чувства возвращались с быстрой скоростью к Калле Блумквисту, но она не боялась теперь, как боялась в тот раз. Она рассказала ему обо всём и ей стало гораздо легче. Теперь ей хотелось только его общества, разговоров с ним. Внезапно Лисбет захотела снова работать с Микаэлем, снова стать его напарницей, снова жить с ним в одном домике и вместе раскрывать дело. Они умели это и доказали. Вместе.

Днём Лисбет и Микаэль были погружены в развлекательное чтение статей и комментариев людей о Веннерстрёме - они вспомнили прошлое. Микаэль держал Лисбет в объятиях, положив руку на дальнее от него её плечо. Она никак на это не реагировала, но в душе ей было приятно, ей не хотелось уходить от него никуда.
Лисбет нагнулась, чтобы взять кофе со стола, и Микаэль в очередной раз увидел через топ голову её огромного дракона, наводящего на людей необычное таинственное ощущение. Он провёл мизинцем по краям татуировки. Лисбет от неожиданности еле заметно вздрогнула.
- Почему ты сделала эту татуировку? - спросил Микаэль у неё, когда она снова была у него в объятиях.
- Были свои причины. Тебе не нравится?
Микаэль Блумквист покачал головой.
- Нет, очень нравится. Она красивая. Как и ты.
Лисбет улыбнулась - ей нравилось, когда её называли красивой, что было и так редко. А слышать это от Калле Блумквиста было ещё более приятно.
- Многих она пугает. Многих пугает моя внешность. Мой пирсинг, татуировки, одежда, даже мои небольшие тоннели в ушах отпугивают людей, - она посмотрела Микаэлю прямо в глаза. - Но мне наплевать.
Микаэль смотрел на неё и опять закивал.
- А мне ты нравишься такой, какая ты есть, - он улыбнулся той невинной улыбкой, которую Саландер ненавидела и любила в одно и то же время. Эта самая улыбка растопила её когда-то. Микаэль не знал, что сказать ещё - он видел, что Салли ждёт продолжения его речи, и это заставило его задуматься. - Ты действительно занимаешь в моём мире и моей жизни особое место, - наконец сказал он и снова улыбнулся. - Спасибо тебе, - это было последнее, что он сказал.
Теперь был его момент ждать её ответа.
Лисбет не находила, что ей ответить. Она внезапно вспомнила, как она сидела у себя дома, ещё на Лундагатан, и размышляла о её чувствах. Она вспомнила, что именно эти слова она тогда и хотела от него услышать. Лисбет хотела, чтобы он продемонстрировал свою любовь к ней - и он это сделал. Теперь был её черёд.
Она улыбнулась ему - криво, но искренне улыбнулась. Микаэль любил, как она улыбается. В её глазах он тогда мог видеть хоть какой-то отблеск огонька.
Лисбет отвела взгляд от Микаэля и тупо уставилась в пустоту, при этом улыбаясь. Она почувствовала себя такой счастливой, какой не чувствовала никогда. Посмотрев на Микаэля снова, она вытянула шею к нему, одной рукой обвила его шею, притянула к себе и поцеловала в губы. Микаэль почувствовал прикосновение маленькой серёжки на её губе на своих губах.

Сейчас во всем мире, включая Россию, очень популярна трилогия Стига Ларссона, главной героиней которой является Лисбет Саландер. Это романы серии "Миллениум": "Девушка с татуировкой дракона", "Девушка, которая играла с огнем", "Девушка, которая взрывала воздушные замки". (Все названия приведены в русской версии перевода. Буквальные переводы другие).

По трилогии вышли фильмы в Швеции и США (пока только первый фильм, который недавно прошел в кинотеатрах России).

Я начала с того, что прочитала первую книгу. Это детектив, довольно интересный, захватывающий. Но слишком много страниц уделено главным героям, особенно Лисбет. В мельчайших подробностях описана ее жизнь, ее привычки, внешность и прочее. Это один из самых необычных персонажей в литературе. И один из самых неоднозначных. Когда смотришь фильм, ощущения недостоверности героиня не вызывает, так как в фильме не показаны мелочи, который прописаны в книге. А читая книгу, хочется воскликнуть: "Не верю!" Героиня даже не окончила школу, а какая она суперумная! Не верю! (Это к недавнему вопросу о важности образования). Ну, хоть что со мной делайте, ни за что не поверю, что человек при всей своей гениальности может говорить по-английски, не изучая никогда этот язык! Здесь автор переборщил явно.

И еще один момент, уже из второй части (не читала, видела только фильм): как можно с двумя пулями в теле и одной в голове, будучи без сознания, вырыться самостоятельно из могилы? Девушка не только суперумная, но и суперсильная (при весе 40 кг и анорексии). Надо заметить, что история не в стиле фантастики. В общем, автора занесло.

В целом книга понравилась. Роман на тему насилия над женщинами. Очень извращенные преступления. Фу!(((

Теперь о фильмах. Шведский и американский фильмы по первой книге, хоть и сделаны близко к роману, но все равно во многом отличаются от него и друг от друга. В американской версии даже концовку о Харриет значительно изменили. Оба фильма интересны по-своему. Очень нравится концовка в романе (самая концовка, когда Лисбет понимает, что влюбилась в Микаэля, покупает ему подарок, видит его с его прежней любовницей и выбрасывает подарок на помойку). В шведской версии этого эпизода нет. А в американской версии он показан очень здорово.

Многие обращают особое внимание на кастинг. Конечно, шведский актер не идет ни в какое сравнение с Дэниелем Крейгом. Крейг краше.:) А вот Лисбет мне понравилась намного больше в шведском варианте.

Шведская Лисбет

Американская Лисбет

А вообще, честно говоря, кастинг хороший и там, и там, поэтому мне пофиг на актерский состав.:)

Вторую и третью книги я не читала. Говорят, они не такие интересные, как первая. Да и лучше фильм посмотреть, мне кажется. И так все понятно.

Шведский фильм по второй книге очень интересный. Мне понравился. А вот третий скучный до невозможности. Действия почти нет. Разговоры, разговоры. В целом вторая и третья части являются прямым продолжением и окончанием истории, начавшейся в первой части. Но не основной ее истории, а истории главной героини.

Социотипы Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста January 24th, 2014

Автор Стиг Ларссон настолько подробно, видимо, с каким-то трепетом и даже любовью к людям, которые, может быть, совсем того и не заслуживают, описывает каждого героя, который появляется на страницах трилогии, что тут же представляешь Бальзака с его "Человеческой комедией" и огромным числом персонажей, а также тщательным выписыванием деталей, как некоторым кажется, ненужных. Почему же ненужных? - спрашиваю я. Их можно смаковать до бесконечности. Я, например, закайфовала от описания того, как Лисбет покупала мебель в новую квартиру. Так уютно и жизнеутверждающе, что даже странно. Я, кстати, тоже ИЛИ.

Асоциальные личности тоже должны иметь ТИМ.
Лисбет - ЛСИ (Макс Горький), и по книге, и по шведскому фильму. По книге можно доказать, что она Макс, автор постоянно описывает мотивы ее поступков.
То, что она не этик, видно сразу: второго такого замкнутого человека еще поискать. Об интровертности это еще не говорит, т.к. есть экстраверты, стремящиеся не к общению, а стремящиеся к делам, а Саландер - человек очень деятельный!

Впрочем, лучше не типировать по дихотомиям - по моему глубокому убеждению, - а лучше типировать по функциям.
Основная черта - ее опьянял сам процесс сбора информации об интересующем человеке/предмете. 4 "собирателя информации" в соционе - Габ, Баль, Макс, Роб. Это логика на первой функции - она живет и дышит сбором инфы, процессом мышления, деланием выводов и систематизацией.

Теперь предположим ЧС в творческой функции. Властность для Лисбет не свойственна, насилие для нее не самоцель, но инструмент. Волю она проявляет постоянно. Всё это говорит о ЧС на 2-й позиции.

Во 2 книге она не задумываясь убила человека, о котором разузнала, что он мерзавец. Не говоря о том, что сделала со своим опекуном. И ведь она ему четко, по полочкам, разложила, что он должен делать после. То есть она, в общем, живет по системе сама и других к этому склоняет.
В квартире у нее, правда, царил срач, но сама она всегда появлялась на людях подтянутой, в том образе, в котором хотела себя преподнести.

Блумквист фрустрировал ее своей добротой и любвеобильностью, что очень подходит для соцзаказа Макс - Дюма. Но Дюма получается очень странный, с заморочками. Поскольку я сначала смотрела шведские фильмы, то и представила Микаэля как Дюма, - возможно, потому что Нюквист, актер, - СЭИ. В прочтении я добралась уже до середины трилогии и теперь понимаю, что Микаэль скорее Бальзак, как и автор. Отношения, кстати, с Саландер, опять же, неравные, с перекосом и непониманием. Я читала, что Блумквист - альтер эго Ларссона. В таком случае, кажется, что Ларссон идеализировал своего героя, придав ему не только свои черты, но и черты, которые ему хотелось бы иметь.
Блумквист постоянно размышляет, он мыслит всегда и над всем, что ему попадается на глаза, он всё и всех оценивает, но не создает собственной стройной системы. Это и позволяет предположить, что он ИЛИ. Первый раз зайдя к Саландер в квартиру, он тут же раскритиковал ее за беспорядок.

В отношении с женщинами у него столкновение черт, которые трудно заподозрить, что совмещаются в одном человеке.
У него постоянно есть несколько любовниц (СЭИ, ценность - отношения?), но он не ревнует ни одну из них (ИЛИ?), и они возникают как бы сами, без его усилий (ИЛИ?). Оговаривает границы отношений (ИЛИ?). Он холост, точнее, разведен. Жену свою удерживать не пытался (ИЛИ?), зато бесчисленное количество раз пытается возобновить дружбу с Лисбет (СЭИ?). Он мягок и позволяет "вести" себя в отношениях (ИЛИ?).
В общем, ИЛИ перевешивает. А в фильме Нюквист играет скорее СЭИ, либо просто сам актер таков.

Про "Девушку, которая играла с огнем" - я ее сейчас дослушиваю в виде аудиокниги. Насчет Салашенко пока не думала.
Рональд Нидерман очень интересен для рассмотрения. В его описаниях - тоже непрестанных - фоном обязательно идет создание деловых отношений, он их с удовольствием, если это слово применимо к персонажу, строит . Поддержание их (1-я ф. - этика отношений). Нидерман консервативен, подельники у него одни и те же, с годами их число лишь уменьшается. Силовая сенсорика из него так и прет, но, как и для Лисбет, сила для него не цель, а средство (2-я ЧС). Ценит деньги, известность ему не нужна, предпочитает держаться в тени и делать что-то исключительно тогда, когда эти действия ему нужны. Лишнего не размышляет. Всё это складывается в стройную картину Драйзера, ЭСИ. Ах, да. Драйзеров еще называют инквизиторами, наказывающими моралистами. Для Нидермана процесс убийства кого-то - собственно, не убийство, а наказание , оттого, что кто-то ведет себя не так, не согласен играть по его правилам.

З.Ы. Мырикане со своим римейком вообще ни в зуб ногой. Мара слишком нежная, Крэйг черсчур брутальный.