1694-1778) - выдающийся мыслитель, философ эпохи французского Просвещения, горячий сторонник принципов свободы, равенства и неограниченной частной собственности. В своих многочисленных работах рассматривал историю человечества как историю борьбы за прогресс и выживание. Автор термина «философия истории». Основные работы: «Философские письма» (1733); «Философский словарь» (1764-1769); «Философия истории» (1764). Цитата:«Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Вольтер

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЛЬТЕР ФРАНСУА МАРИ АРУЭ

(Voltaire, Francois-Marie Arouet) (1694–1778) Французский публицист, романист, драматург, поэт, историк, полемист, журналист и популяризатор в самых различных областях знаний "Voltaire" – это анаграмма от "Arouet LI" (Le jeune – где пары I и J, а также U и V считаются как одна и та же буква). В свое время Вольтер пользовался колоссальным успехом, но сейчас его считают мало, если не считать сатирического романа "Кандид". Вольтер отрицал формальную религию, относясь к ней как к оскорблению высшего существа, в которого он, будучи деистом, верил. Вольтер был релятивистом, убежденным в том, что различным обществам нужны различные политические системы. Высоко оценивая английскую систему за ее приверженность идеалам свободы, лучшей формой правления для Франции он считал просвещенный абсолютизм. В отличие от Монтескье (Montesquieu) выступал в поддержку французской монархии против церкви и аристократии. В то же время считал, что Женеве больше подходит существующая система непосредственной демократии (direct democracy) и пытался направить ее на более эгалитарный путь. Потерпев неудачу с попыткой превратить короля Пруссии Фридриха II в более просвещенного деспота, он сосредоточился на понятии справедливости и ее утверждении в конкретных случаях и в 1763 г. написал "Трактат о терпимости".

фр. Voltaire ; имя при рождении Франсуа Мари Аруэ фр. François Marie Arouet ; анаграмма «Arouet le j(eune)» - «Аруэ младший » (латинское написание - AROVETLI )

один из величайших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист

Краткая биография

При рождении получивший имя Мари Франсуа Аруэ , – великий французский писатель, поэт, драматург, философ-просветитель XVIII века, историк, публицист - появился на свет в Париже 21 ноября 1694 г. В 1704 отец-нотариус отдал его на обучение в иезуитский колледж Людовика Великого, где он учился до 171г. Мальчик прекрасно учился, но увлечение вольнодумной литературой и озвученные сомнения в христианских постулатах, продемонстрированные уже в столь юном возрасте, чуть было не привели к его исключению. По окончании колледжа Мари Франсуа стараниями отца оказался в адвокатской конторе, но труды на литературном поприще казались ему более привлекательными.

Мечтая о признании, молодой Мари Франсуа принял участие в организованном Академией конкурсе, написав «Оду на обет Людовика XIII», но посчитал себя уязвленным, когда победа досталась протеже влиятельного академика. Его сатирическую поэм «Трясина», высмеивающую Академию, переписывали, она оказалась очень популярной, и Мари Франсуа пришлось скрываться от неприятностей у знакомых. С тех пор его литературная деятельность неоднократно становилась причиной преследований со стороны власть имущих, провоцировала события, игравшие в биографии немаловажную роль. Так, за сатирические стихи в адрес герцога Орлеанского в 1717 г. он угодил в Бастилию почти на год. Влиятельные знакомые помогли вернуться на волю, а уже в 1718 г. на сцене «Комедии Франсез» была впервые поставлена трагедия «Эдип», удостоившаяся статуса первой классической французской трагедии XVIII века. Она прославила 24-летнего автора и его творческий псевдоним: с 1718 г. он стал известен как Вольтер.

Из-за конфликта в конце 1725 г. с известным дворянином, которого Вольтер имел неосторожность высмеять, он снова оказался в Бастилии, освободили его из заключения с условием, что он уедет за границу. Таким образом весной 1726 г. Вольтер оказался в Англии, где его принимали как видного деятеля литературы, а он, в свою очередь, уделял большое внимание изучению социального устройства страны, ее историческому, философскому, культурному наследию. По итогам пребывания в Англии, откуда он возвратился спустя три года, в 1733 г. им были опубликованы «Философские письма», проводившие очень смелые и не лестные для Франции параллели. Книгу приговорили к сожжению, а опальному автору удалось спастись от ареста бегством, после чего еще очень долго он не рисковал объявляться в столице.

Почти два десятка лет Вольтер жил рядом с границей Лотарингии в замке Сир, принадлежавшем маркизе дю Шатле, очень образованной женщине, которая увлекалась науками и приобщила к ним возлюбленного. Этот период биографии был решающим для становления Вольтера как выдающегося литератора и мыслителя.

В 1736 г. между ним и наследным принцем Пруссии завязалась многолетняя переписка, которая способствовала повышению престижа и будущего правителя, и самого Вольтера. Кроме того, в 1740 г. принц стал королем Фридрихом II, и французские власти воспользовались доверительными отношениями, попросив писателя прояснить некоторые моменты внешней политики нового монарха в отношении их страны. Вольтер успешно выполнил возложенную на него миссию, что способствовало повышению его авторитета, который постепенно возрастал не только на родине, но и на всем континенте. В 1745 г. его назначают на должность королевского историографа и придворного поэта, он становится членом Французской академии. Однако его хорошие отношения с двором длились недолго.

Летом 1750 г. Вольтер прибыл в Потсдам, приняв приглашение Фридриха II. Обнадежившись поначалу более свободными порядками, мыслитель затем почувствовал охлаждение к вменявшейся ему в обязанность правке сочинений монарха на французском языке. Содействовали ухудшению отношений его сомнительные денежные операции и конфликт с президентом Академии. В итоге в 1753 г. он покинул Германию, чтобы в общей сложности на четверть века переехать в Швейцарию, где он обзавелся несколькими имениями.

Вольтер на склоне лет был очень богатым человеком, владел землями, часовыми и ткацкими мастерскими, солидным капиталом, давал аристократам деньги в долг, поэтому к финансовой независимости добавилась возможность свободно, без опасения репрессий выступать провозвестником общественного мнения, критиковавшего существующий строй. И все же основным занятием всегда оставалось творчество, выступавшее с обличением войн и преследования инакомыслящих, отстаивающее политические и религиозные свободы.

Не оставлял творческой деятельности 84-летний Вольтер и когда в феврале 1778 г., поддавшись уговорам, возвратился в Париж. Земляки-горожане устроили ему восторженную встречу. Спектакль по его последней пьесе - «Ирен» - стал настоящим триумфом. В роли директора Академии Вольтер начал перерабатывать академический словарь, но уже в мае того же года скончался.

Его творческое – литературное, историческое, философское - наследие составило 50 томов (издание Молана). Влияние, которое фернейский мудрец, как называли Вольтера, оказывал на умы современников, в том числе весьма высокопоставленных, например, Екатерину II или Густава III, сложно переоценить. XVIII век и в наше время иногда называют его именем, несмотря на то, что столетие подарило миру немало видных деятелей Просвещения.

Биография из Википедии

Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ, учился в иезуитском колледже «латыни и всяких глупостей», однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи).

Был избит дворянином, из рода де Роган, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; занимателен тот факт, что в юности два астролога предсказали Вольтеру всего 33 земных года. И именно эта несостоявшаяся дуэль могла сделать предсказание реальностью, но случай решил по-другому. Об этом в 63 года Вольтер записал: «Я назло обманул астрологов уже тридцатью годами, за что прошу покорно извинить меня».

Позже уехал в Англию, где прожил три года (1726-1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

В 1746 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и - на границе с Францией - Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер - «фернейский патриарх» - мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка.

Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1774 году Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 году Вольтер - восьмидесятитрёхлетний старик - вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье , активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.

Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.

Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Порой не помогал даже опиум.

Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днём 30 мая. По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно». После вскрытия тела мозг поместили в банку со спиртом, а сердце в свинцовую коробку. Тело же было тайно вывезено и захоронено в Сельерском соборе, в тридцати лье от Парижа. Мозг хранился у аптекаря г. Митуара и передавался по наследству. Сердце хранилось у приёмной дочери, маркизы де Виллет и передавалось по наследству. На ларце, где хранилось сердце, было выгравировано: "Дух его витает повсюду, сердце же покоится здесь"

В 1791 году Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году во время Реставрации ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время прах Вольтера всё ещё находится в Пантеоне.

Философия

Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка , учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону »; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли - в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершённые христианской церковью.

Вольтер, как представитель школы естественного права, признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.

Критика религии

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не жалевшего слов для развенчания клерикализма.

Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма - Каласа и Сервета) против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной «терпимости» (tolérence) - термин, означавший в 18 в., презрение к христианству и безудержную рекламу антикатолицизма - и как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»). Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом.

В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного бога, на самом деле рисует его жестоким тираном, «которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:

В этом недостойном образе я не признаю бога, которого я должен чтить… Я не христианин…

Критика атеизма. Деизм Вольтера

Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; критике атеизма Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»).

«Но в 60-70-х гг. Вольтер проникается скептическими настроениями»:

Но где находится вечный геометр? В одном месте или повсюду, не занимая пространства? Я ничего не знаю об этом. Устроил ли он мир из своей субстанции? Я ничего не знаю об этом. Является ли неопределенным, не характеризуемым ни количеством, ни качеством? Я ничего не знаю об этом.

«Вольтер отходит от позиции креационизма, говорит, что „природа вечна“». «Современники Вольтера рассказывали об одном эпизоде. Когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он попросил сперва плотно закрыть дверь и затем сказал: „Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания“».

В «Назидательных проповедях», а также в философских повестях неоднократно встречается и аргумент «полезности», то есть такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления.

Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и сколь мы заинтересованы в том, чтобы она была запечатлена во всех сердцах.

Принципы эти необходимы для сохранения людского рода. Лишите людей представления о карающем и вознаграждающем боге - и вот Сулла и Марий с наслажденьем купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери.

Отрицая средневековый церковно-монашеский аскетизм во имя права человека на счастье, которое коренится в разумном эгоизме («Discours sur l’homme»), долгое время разделяя оптимизм английской буржуазии XVIII века, преобразовавшей мир по своему образу и подобию и утверждавшей устами поэта Поупа : «Whatever is, is right» («все хорошо, что есть»), Вольтер после землетрясения в Лиссабоне, разрушившего треть города, несколько снизил свой оптимизм, заявляя в поэме о лиссабонской катастрофе: «сейчас не всё хорошо, но всё будет хорошо».

Социально-философские взгляды

По социальным воззрениям Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к , хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.

Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх - его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство - великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».

Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.

В своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», - рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» (фр. hommes du commun), ибо это значило «обесценить трагедию» (avilir le cothurne).

Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV, которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение - «Siècle de Louis XIV».

Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778 года, Вольтер вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции - «Девять сестёр». При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время - американский посол во Франции).

Литературное творчество

Драматургия

Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии - послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии - написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасённый Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760).

Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи - средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное.

Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы - как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу »), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др.

Поэзия

Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728; первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн - на самом деле бывшая, вместо богов - аллегорические образы - понятия: любви, ревности, фанатизма (из «Essai sur la poésie épique»).

Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанской девственнице» (La Pucelle d’Orléans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).

Философская проза

Отсюда наметился естественный переход к прозе, к философскому роману («Видение Бабука», «Простодушный», «Задиг» или Судьба, «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Царевна Вавилонская», «Scarmentado» и другие, 1740-1760-х гг.), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого оптимизма, так и чистого пессимизма («Кандид»), и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером.

Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу, и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, - «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов; в особенности усердствовал Фрерон, которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона.

Правозащитная деятельность

В 1762 году Вольтер начал кампанию по отмене приговора протестанту Жану Каласу, который был казнён по обвинению в убийстве своего сына. В итоге Жан Калас был признан невиновным и были оправданы остальные осуждённые по этому делу. Французский историк Марьон Сиго утверждает, что Дело Каласа было использовано Вольтером для проявления своей ненависти к Церкви, и вовсе не для защиты прав казненного Каласа (оправданного из-за процедурных ошибок).

Отношение к евреям

В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают… Тем не менее не следует их сжигать». Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу…».

Последователи Вольтера. Вольтерьянство

Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием вольтерианства .

Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции, и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века - в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон , прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда», потом - накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса.

Библиотека Вольтера

После смерти Вольтера (1778 год) русская императрица Екатерина II выразила желание приобрести библиотеку писателя и поручила своему агенту в Париже обсудить это предложение с наследниками Вольтера. Особо оговаривалось, что письма Екатерины к Вольтеру также должны быть включены в предмет сделки. Наследница (племянница Вольтера, вдова Дени) охотно согласилась, сумма сделки составила крупную по тем временам сумму в 50000 экю, или 30000 рублей золотом. Доставка библиотеки в Петербург была осуществлена на специальном корабле осенью 1779 года, она состояла из 6 тысяч 814 книг и 37 томов с рукописями. Своих писем императрица обратно не получила, они были куплены и вскоре опубликованы Бомарше , однако Екатерина заранее договорилась с ним, что перед публикацией ей предоставят возможность убрать отдельные фрагменты писем.

Первоначально библиотека Вольтера была размещена в Эрмитаже. При Николае I доступ к ней был закрыт; только А. С. Пушкин , по особому распоряжению царя, был туда допущен в ходе его работы над «Историей Петра». В 1861 году по распоряжению Александра II библиотека Вольтера была переведена в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге).

В книгах много пометок Вольтера, что составляет отдельный объект исследования. Работники Российской национальной библиотеки подготовили к изданию семитомный «Корпус читательских помет Вольтера», из которого опубликованы первые 5 томов.

Библиография

  • Собрание сочинений в 50 тт. - Р. 1877-1882.
  • Переписка Вольтера, там же, тт. 33-50.
  • Языков Д. Вольтер в русской литературе. 1879.
  • Романы и повести, перевод Н. Дмитриева. - СПб., 1870.
  • Вольтер М.-Ф. Кандид. - Пантеон, 1908 (сокращённо переиздан - «Огонёк», 1926).
  • Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. Издательство «Всемирная литература», 1919.
  • Вольтер М.-Ф. Орлеанская дева, в 2 тт., с примечаниями и статьями, 1927.
  • Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисл. и рассуждения, 1974.
  • Иванов И. И. Политическая роль французского театра в XVIII веке. - М., 1895. на сайте Руниверс
  • Вольтер. Философия. М., 1988
  • Вольтер. Бог и люди. 2 тома, М., 1961
  • Хал Хеллман. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. - М.: «Диалектика», 2007. - С. 320.
  • Desnoiresterres G. Voltaire et la société du XVIII siècle, 8 vv. - P., 1867-1877.
  • Morley J. Voltaire. - London, 1878 (русский перевод. - M., 1889).
  • Bengesco G. Voltaire. Bibliographie de ses œuvres. 4 vv. - P., 1889-1891.
  • Champion G. Voltaire. - P., 1892.
  • Strauss D. F. Voltaire. - Lpz., 1895 (русский перевод. - M., 1900).
  • Crousle L. La vie et les œuvres de Voltaire. 2 vv. - P., 1899.
  • Lanson G. Voltaire. - P., 1906.
  • Brandes. Voltaire. 2 vv. - P., 1923.
  • Maugras G. Querelles des philosophes Voltaire et Rousseau. - P., 1886.
  • Brunetière F. Les époques du théâtre français. - P., 1892.
  • Lion H. Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire. - P., 1896.
  • Griswald. Voltaire als Historiker. - 1898.
  • Ducros L. Les encyclopédistes. - P., 1900 (есть русский перевод).
  • Robert L. Voltaire et l’intolérance réligieuse. - P., 1904.
  • Pellissier G. Voltaire philosophe. - P., 1908.

Философские произведения

  • «Задиг» (Zadig ou la Destinée , 1747)
  • «Микромегас» (Micromégas , 1752)
  • «Кандид» (Candide, ou l’Optimisme , 1759)
  • «Трактат о толерантности» (Traité sur la tolérance , 1763)
  • «Что нравится дамам» (Ce qui plaît aux dames , 1764)
  • «Философский словарь» (Dictionnaire philosophiques , 1764)
  • «Простодушный» (L’Ingénu , 1767)
  • «Вавилонская принцесса» (La Princesse de Babylon , 1768)

Экранизации произведений

  • 1960 Кандид, или Оптимизм в XX веке
  • 1994 Простодушный

Переводчики Вольтера на русский язык

  • Адамович, Георгий Викторович
  • Гумилёв, Николай Степанович
  • Иванов, Георгий Владимирович
  • Лозинский, Михаил Леонидович
  • Шейнман, Сесиль Яковлевна
  • Фонвизин, Денис Иванович

  • Большое количество портретов философа оставил его друг - швейцарский художник Жан Юбер, значительная часть их была приобретена Екатериной II и хранится в Эрмитаже.
  • Увлечением философа были шахматы. Постоянным его противником на протяжении 17 лет был иезуит отец Адам, живший в доме философа в Ферне. Их партия в шахматы с натуры запечатлена Жаном Юбером на картине «Вольтер, играющий в шахматы с отцом Адамом», хранящейся в Эрмитаже.
  • С 80-х годов XVIII века и вплоть до XX века духовенство Русской православной церкви боролось с идеями и книгами французских философов-материалистов, разоблачавших сущность религии. В частности, духовное ведомство издавало литературу, в которой подвергало критике идеи Вольтера, добивалось конфискации и сожжения его произведений.
    • В 1868 году русской духовной цензурой уничтожена книга Вольтера «Философия истории», в которой духовные цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания» .
    • В 1890 году уничтожены «Сатирические и философские диалоги» Вольтера, а в 1893 - его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции» .
  • В честь Вольтера назван астероид (5676) Voltaire, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической обсерватории 9 сентября 1986 г.

Мифы о Вольтере

Вольтер и Британское библейское общество

Среди христианских апологетов существует популярный анекдот о том, что после смерти Вольтера, в его доме расположилась штаб-квартира Библейского общества, а также типография и пересылочный центр по распространению религиозной литературы.

Дочери секретаря уголовного суда Мари Маргерит Домар, и нотариуса Франсуа Аруэ. Когда мальчику исполнилось семь лет, его мать умерла.

В 1711 году он окончил иезуитский коллеж (ныне лицей Людовика Великого) в Париже. После окончания колледжа по настоянию отца был определен в Школу права.

Юридическая карьера юношу не привлекала, еще в колледже он начал писать стихи. Родственник матери аббат Шатонеф, сочувствовавший его литературным увлечениям, ввел молодого человека в аристократический круг. Это было так называемое общество Тампля, объединившееся вокруг герцога Вандома — главы Ордена мальтийских рыцарей.

В мае 1717 года за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского он провел почти год в Бастилии — тюрьме-крепости в Париже. Желая скрасить часы в тюремной камере, работал над эпической поэмой "Генриада" и трагедией "Эдип".

В 1718 году была поставлена его пьеса "Эдип", благосклонно принятая публикой "Комеди Франсез". В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом "де Вольтер". Поэма "Генриада", первоначально названная "Лига" (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и борца за идею. Посвященная эпохе Религиозных войн XVI века и ее главному герою королю Генриху IV, поэма осуждала религиозный фанатизм и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.

В начале 1726 года произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим публично насмехаться над попыткой поэта скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. За ответ: "Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!" он был избит лакеями де Рогана.

Вооружившись пистолетами, Вольтер пытался отомстить обидчику, но был арестован и брошен в Бастилию. Через две недели его выпустили, запретив жить в Париже.

В 1726-1728 годах Вольтер жил в Англии, изучая ее политический строй, науку, философию и литературу. Вернувшись во Францию, он издал свои английские впечатления под заглавием "Философские письма". "Письма" идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. В 1734 году книга была конфискована, а ее издатель поплатился Бастилией.

Вольтер удалился в Сире , расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле, с которой прожил 15 лет. В этот период им были созданы трагедии "Альзира" (1736) и "Магомет" (1742), "Трактат о метафизике" (1734) и "Основы философии Ньютона" (1738), написана большая часть исторического труда "Век Людовика XIV" (1751). Тогда же была создана эпическая поэма "Орлеанская девственница", в течение долгого времени распространявшаяся в списках (официальная публикация состоялась в 1762 году в Женеве).

В 1745 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом. В 1746 состоялось его избрание во французскую академию наук. В том же году он стал почетным членом Петербургской академии наук.

Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы дю Шатле в 1749 году склонили Вольтера принять в 1750 году приглашение прусского короля Фридриха II, с которым с 1736 года он находился в переписке, и поселиться в Берлине.

Разлад с прусским королем вынудил Вольтера в 1753 году уехать из Пруссии. Он нашел пристанище в Швейцарии. В конце 1758 года он арендовал поместье Турне, а в начале 1759 года приобрел поместье Ферне, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией, откуда вел обширнейшую переписку и принимал гостей со всей Европы. К числу корреспондентов Вольтера помимо Фридриха II принадлежали: российская императрица Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав III, датский король Христиан VII.

1750-1760-е годы были чрезвычайно плодотворными для Вольтера. К этому периоду относится активное сотрудничество в "Энциклопедии" Дидро и Д"Аламбера. В Ферне он выпустил множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является "История Российской империи при Петре Великом" (1759-1763). Среди произведений фернейского периода — философские повести "Кандид" (1759) и "Простодушный" (1767), "Трактат о веротерпимости" (1763), "Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа" (1756-69), "Карманный философский словарь" (1764), "Вопросы об "Энциклопедии" (1770-1772).

Состояние Вольтера пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 году его годовой доход составил 200 тысяч ливров, что превращало философа одного из богатейших людей Франции.

В феврале 1778 года 84-летний Вольтер вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях французской академии, посмотрел постановку своей пьесы "Ирена" (1776) в "Комеди Франсез". Несмотря на преклонный возраст, философ приступил к переработке академического словаря.

За два месяца до смерти он был принят в масонскую ложу "Девять сестер", основанную в 1769 году астрономом Жозефом Лаландом.

В марте он примирился с церковью и получил отпущение грехов.

Архиепископ Парижский отказал в христианском погребении его тела. Панихида по Вольтеру была совершена в масонской ложе, его прах был тайно похоронен в аббатстве Сельер в Шампани, настоятелем которого был племянник философа.

В 1791 году Конвент постановил перевести останки Вольтера в национальную усыпальницу выдающихся людей — Пантеон в Париже и переименовать Набережную Театинцев в Набережную Вольтера.

Сочинения философа составили в полном издании Молана (1878-1885) пятьдесят томов — каждый почти по 600 страниц, дополненные двумя большими томами "Указателей". 18 томов этого издания занимает эпистолярное наследие — более десяти тысяч писем.

Вольтер сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца XVIII века. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства — политического и религиозного свободомыслия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вольтер (фр. Voltaire). Имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ (фр. François Marie Arouet; Voltaire - анаграмма «Arouet le j(eune)» - «Аруэ младший», латинское написание - AROVETLI). Родился 21 ноября 1694 года в Париже - умер 30 мая 1778 года в Париже. Один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист.

Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ, Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика, снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; уехал в Англию, где прожил три года (1726-1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

В 1746 Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и - на границе с Францией - Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер - «фернейский патриарх» - мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка.

Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1774 Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 Вольтер - восьмидесятитрёхлетний старик - вернулся в Париж, где ему устроена была - восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.

Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.

Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Порой не помогал даже опиум.

Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днём 30 мая. По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно».

В 1791 Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году во время Реставрации ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время прах Вольтера всё ещё находится в Пантеоне.

Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли - в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.

Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма - Каласа и Сервета) против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной терпимости как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»). Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом.

В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями.

Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; критике атеизма Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»).

По социальным воззрениям Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к , хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.

Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх - его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство - великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».

Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.

В своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», - рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» (фр. hommes du commun), ибо это значило «обесценить трагедию» (avilir le cothurne).

Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV, которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение - «Siècle de Louis XIV».

Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778 года, Вольтер вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции - «Девять сестёр». При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время - американский посол во Франции).

Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии - послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии - написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасённый Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760).

Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи - средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное.

Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы - как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы».

Противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др.

В 1762 году Вольтер начал кампанию по отмене приговора протестанту Жану Каласу, который был казнён по обвинению в убийстве своего сына. В итоге Жан Калас был признан невиновным и были оправданы остальные осуждённые по этому делу.

В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают... Тем не менее не следует их сжигать». Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу...»

С 80-х годов XVIII века и вплоть до XX века духовенство Русской православной церкви с враждебностью боролось с идеями и книгами французских философов-материалистов, разоблачавших сущность религии. В частности, духовное ведомство издавало литературу, в которой подвергало критике идеи Вольтера, добивалось конфискации и сожжения его произведений.

В 1868 году русской духовной цензурой уничтожена книга Вольтера «Философия истории», в которой духовные цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания».

В 1890 году уничтожены «Сатирические и философские диалоги» Вольтера, а в 1893 - его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции».


Двадцать первого ноября 1694 года в Париже в семье чиновника родился сын. Мальчика назвали Франсуа-Мари Аруэ (литературное имя - Вольтер). Образование он получил в колледже иезуитов. Вся семья желала для Вольтера юридической карьеры, но он занялся литературой. Франсуа предпочитал сатиру, впрочем, его пристрастия не одобрялись цензурой, потому он был частым гостем в тюрьме из-за своих стихотворений.

Свободолюбив был Вольтер, взгляды и идеи считались смелыми и дерзкими. В историю он вошел как знаменитый философ, писатель, поэт, борец с мракобесием, фанатизмом, обличитель католической церкви.

Вольтер был изгнан из Франции и несколько лет провёл в Англии, где и сложилось его мировоззрение. Когда он вернулся в родные края, то написал «Философские письма», благодаря чему и обрёл известность. Теперь многие знали, кто такой Вольтер. Идеи просвещения, которые сквозили в вышеупомянутом произведении, впоследствии были развиты многими в исторических и философских трудах.

Феодальные порядки Франсуа критиковал с позиции рационализма. Он желал свободы для всех людей. Слишком уж эти мысли были смелыми. Это понимал и сам Вольтер. Основные идеи свободы сводились к тому, чтобы зависеть только от законов, это было бы идеальным, как считал сам философ. Однако он не признавал равенства. Вольтер говорил, что не может не быть деления на богатых и бедных, это недостижимо. Лучшей формой правления он считал республику.

Вольтер писал как прозу,так и стихи. Рассмотрим его лучшие творения.

«Кандид»

Название переводится как «ослепительно-белый». Повесть написана с горечью и иронией, в ней Вольтер размышляет о мире насилия, глупости, предрассудков и угнетений. Такому ужасному месту философ противопоставил своего героя, у которого доброе сердце, и страну-утопию - Эльдорадо, та представляла собой мечту и воплощение идеалов Вольтера. Издавалось произведение нелегально, так как во Франции оно было запрещено. Этот труд - своего рода отклик на борьбу Европы с иезуитами. Толчком к его созданию послужило

«Орлеанская девственница»

Это поэма, которую написал Вольтер. Основные идеи (кратко, конечно) труда выражают господствовавшие мысли эпохи Нового времени. Тонкое и ироничное произведение, пропитанное остроумием, благодаря изяществу стиля оказало влияние на дальнейшее развитие поэзии Европы.

«История Карла, короля Швеции»

Этот шедевр написан о двух выдающихся монархах Европы (Петре Великом и Карле). Труд описывает борьбу между ними. Романтизированная биография полководца короля Карла, героя Полтавы, ярко и красочно описана Вольтером. Достойное произведение, которое трогает глубины души. В своё время труд принес известность Вольтеру.

«Царевна Вавилонская»

Оригинальное произведение, которое входило в цикл повестей философа. Основная идея: человек рождён для счастья, но жизнь тяжела, потому, ему приходится страдать.

Вольтер: основные идеи, кратко о его отношении к Богу

Философ в своём творчестве уделял особое место религии. Бога он представлял как разум, которому подчинены законы природы. Вольтеру не требуются доказательства существования Всевышнего. Он писал: «Только безумец сможет отрицать существование Бога, сам разум верит в его присутствие». Философу кажется неразумным то, что весь мир образовался сам по себе, без какой-то идеи или цели. Он уверен, что сам факт человеческого разума доказывает существование Бога, который даровал нам способность мыслить.

Философские идеи Вольтера относительно религии очень сомнительны и противоречивы, в них, скорее, слепая вера, чем разум. Например, зачем доказывать существование Бога, если пишешь, что это не нуждается в подтверждении? Также он отмечает, что Господь создал землю и материю, а затем, видимо, запутавшись в своих рассуждениях, утверждает, что Бог и материя существуют в силу природы вещей.

Философ в своих трудах повествует о том, что никакая школа и никакие доводы не заставят его усомниться в вере. Вот таким был набожным Вольтер. Основные идеи в религиозной сфере сводились к тому, что фанатики гораздо опаснее атеистов, так как последние не раздувают «кровавых споров». Вольтер был за веру, но сомневался в религии, потому он для себя их разделял. Атеисты, по большей части, - сбившиеся с пути ученые, отторжение от религии у которых началось как раз из-за тех, кто помешан на ней, использует веру не в благих, гуманных целях.

В своих трудах Вольтер оправдывает атеизм, хоть и пишет, что это губительно для добродетельности. Философ уверен, что общество из неверующих учёных жило бы более счастливо, руководствуясь только законами и моралью, нежели фанатики, которые поражены безумием.

Разум остается у атеистов, ибо фанатики его лишаются. Именно способность человека мыслить всегда стояла для Вольтера на первом месте. Поэтому к атеизму философ относится как к меньшему злу, оставаясь при этом верующим в Бога, но сохраняющим разум человеком. «Если бы Бога не было, то его нужно было бы выдумать», - так сказал Вольтер, кратко это высказывание раскрывает позицию философа, всю необходимость веры.

Идеи о происхождении мира

Материализм Вольтера не является таковым в прямом смысле. Дело в том, что философ только частично разделяет данную концепцию. Вольтер в своих трудах пытается размышлять на тему материи и приходит к выводу о её вечности, что совпадает с взглядами материалистов, однако не все аспекты их учений Франсуа-Мари разделяет. Первичной материю он также не считает, так как она создана Богом, а вот пустое пространство необходимо для существования Господа.

Вольтер, цитаты которого наполнены мудростью («Мир конечен, если существует пустое пространство»), далее рассуждает следующим образом: «Значит, материя получила своё существование от произвольной причины».

Из ничего ничто не происходит (Вольтер). Цитаты этого человека позволяют задуматься. По взглядам философа, материя инертна, потому именно Бог ею движет. Эта мысль была ещё одним доказательством существования Господа.

Идеи Вольтера (кратко) его суждения о душе

Философ и в этих вопросах придерживался взглядов материалистов. Вольтер отрицал, что люди состоят из двух сущностей - духа и материи, которые связаны друг с другом только по воле Бога. Философ считал, что за мысли отвечает тело, а не душа, следовательно, последняя смертна. «Способность чувствовать, запоминать, фантазировать - и есть то, что именуют душой», - очень интересно сказал Вольтер. Цитаты его любопытны, над ними стоит задуматься.

Смертен ли дух

Душа у философа не имеет материальной структуры. Этот факт он объяснял тем, что мы не мыслим постоянно (например, когда спим). Не верил он и в переселение душ. Ведь если бы это было так, то, переселяясь, дух смог бы сохранить все накопленные знания, мысли, а этого не происходит. Но всё же философ настаивает, что душа дарована нам Богом, как и тело. Первая, по его мнению, смертна (доказывать он это не стал).

Материален ли дух

Что же писал Вольтер по этому вопросу? Мысль - не материя, так как она не обладает сходными ей свойствами, например, её нельзя разделить.

Чувства

Ощущения для философа очень важны. Вольтер пишет, что знания и идеи мы получаем из внешнего мира, а помогают нам в этом именно чувства. У человека нет врожденных принципов и идей. Для лучшего осознания мира требуется пользоваться несколькими чувствами, так считал Вольтер. Основные идеи философа строились на познании того, что ему было доступно. Франсуа изучал чувства, идеи, процесс мышления. Многие даже не задумывались над этими вопросами. Вольтер пытается не только объяснить, но и понять сущность, механизм зарождения чувств и мыслей.

Размышления о жизни, принципах и устройстве бытия интриговали Вольтера, заставляли углубить свои познания в данных областях. Взгляды этого человека были весьма прогрессивны для времени, в котором он родился. Философ считал, что жизнь состоит из дарованных Богом страданий и удовольствий. Действиями людей руководит рутина. Обдумывать свои поступки склонны немногие, да и те делают это в «особых случаях». Многие деяния, которые, как кажется, вызваны умом и образованностью, часто оказываются лишь инстинктами для человека. Люди на подсознательном уровне стремятся к удовольствию, кроме тех, конечно, кто ищет более утончённые забавы. Все действия человека Вольтер объясняет любовью к самому себе. Однако к пороку Франсуа не призывает, напротив, считает добродетель лекарством от болезней совести. Людей он делит на две категории:

Личности, влюблённые только в себя (полный сброд).

Те, кто жертвует собственными интересами ради общества.

Человек отличается от животных тем, что пользуется в жизни не одними лишь инстинктами, но и моралью, жалостью, законом. Такие выводы сделал Вольтер.

Основные идеи философа просты. Человечество не может жить без правил, ибо без страха наказания общество потеряло бы приличный вид и вернулось к первобытности. Веру философ всё же ставит во главу угла, так как право бессильно против тайных преступлений, а совесть может остановить их, поскольку является незримым стражем, от неё не скрыться. Вольтер всегда разделял понятия веры и религии, без первой он не представлял существования человечества в целом.

Мысли о правлении

Бывает так, что законы несовершенны, а правитель не оправдывает ожиданий и не выполняет волю народа. Тогда виновато общество, ведь оно это допустило. Почитание Бога в образе монарха Вольтер считал глупым, что было для того времени очень смело. Философ говорил, что не может творенье Господа почитаться в равной степени с создателем.

Вот таким был Вольтер. Основные идеи этого человека, несомненно, повлияли на развитие общества.