В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» - принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев -Клавдиев и Флавиев.

Так называемый «римский мир» - время затишья в классовой борьбе, наступившее в начале правления Августа,- стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27 г. до н. э.- 14 г. н. э.) как «золотой век» Римского государства

Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм», оказавший огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Римские художники ориентировались на великих мастеров Греции 400 лет до н.э, но естественность греческой классики сменилось рассудочностью, сдержанностью.

Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство.

Город поражал современников необозримостью площади - ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах. Великолепные здания, портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

Уже при первых приемниках Августа начинает исчезать мнимая идеальность золотого века. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых безумных деспотов на римском троне.

Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) - время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон - «храм всех богов» - стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.

Градостроительное наследие Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба.

Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - все то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо(улица, ориентированная с севера на юг) и декуманус (улицей, ориентированной с востока на запад), на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича.

Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался с I в. до н.э.: застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примятивнгых жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э. многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду.

Благоустраивается центр города - римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений.

Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры(полуколонны).

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер.

В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный, украшательный элемент.

Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е. совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.

Архитектура, или зодчество,- искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей. Любое здание заключает в себе жизненно необходимое пространственное ядро - интерьер. Его характер, выраженный во внешней форме, предопределен назначением, условиями жизни, потребностью в удобстве, в просторе и свободе движения. Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры.

Вместе с тем архитектура - один из видов искусства. В художественных образах архитектуры отражаются и строй общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Архитектурный замысел, его целесообразность раскрываются в организации пространств интерьера, в группировке архитектурных масс, в пропорциональных отношениях частей и целого, в ритмическом строе. Соотношение интерьера и объема здания характеризует своеобразие художественного языка архитектуры.

Большое значение имеет художественное оформление наружного вида зданий. Как ни один другой вид искусства, архитектура постоянно воздействует своими художественными и монументальными формами на сознание массы людей. Она открывает своеобразие окружающей природы. Города, подобно людям, имеют неповторимое лицо, характер, жизнь, историю. Они повествуют о современной жизни, об истории ушедших поколений.

Многообразие общественных потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилой, общественно-гражданской, промышленной. Градостроительство учитывает характер местности, экономики, условия транспорта, размещения населения. В периоды художественного подъема архитектура гармонически развивается в содружестве с другими видами искусства. Скульптура, живопись, декоративные искусства воплощают в конкретных образах идеи, заложенные в сооружении. И архитектура и изобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции. Особенно большой вклад в создание римской культуры внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, их богатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности.

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.
Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI - середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.
Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-Ш вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Форумом (лат. forum - площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания; собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion - место, посвященное всем богам). Это храм во яма всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.

Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus - громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75-80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78×46 м) размещалась императорская ложа.

Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше; на каменные сиденья; где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.

Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году до и. э. император Август построил в Галлии амфитеатр -- монументальное каменное строение на «бетонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали, в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.

В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей к холодной водой, гимнастическими задами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские термы, т, е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1300 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану —с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.

2. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Кто-то из великих сказал: «Архитектура — это застывшая музыка.»
Древняя Греция — колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооруужений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие - антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка - стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера - строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля - легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий - коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль , или «храм в антах». Состоит он из святилища - целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма - простиль . Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип - амфипростиль . Это как бы двойной простиль - портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер . Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π - количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер . Существовал в Гредии еще один вид храма - круглый периптер , где святилище - целла - имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.

Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») - природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры - около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. «Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора - «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей - женская часть дома. Основное помещение - андрон - предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения - народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Композиция общественных сооружений, многообразных по функциям, также очень различна. Но существует общий пространственный прием, которому отдавалось предпочтение, - использование темы перистильного двора, который в различных комбинациях сохраняет значение композиционного центра здания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами.

С возникновением государств, сложилась новая форма поселений — город как центр управления и торговли. Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создается целая система городов-государств. Развивается система планирования улиц, с прямой сеткой улиц и площадью — центром торговой и общественной жизни. Культурным и архитектурно композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах).

В древнем Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции Древнегреческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики, удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Для возведения крупных построек большую роль сыграло появление новых строительных материалов (бетон).

Дата последнего обновления: 04.03.2020

Рим – один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад он был крупнейшим центром общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные языческим Богам, начали возводить еще в царский период, примерно в VI веке до н.э. Эти самые древние храмы Рима сохранились до наших дней — их руины и сегодня можно увидеть в Риме. Давайте с ними познакомимся.




Руины античного храма Весты, посвященного римской богине семейного очага, находятся в древнейшей части Вечного Города, на Римском форуме. Предположительно храм появился в VI-V веках до н.э. Круглое в плане строение было окружено с внешней стороны колоннадой. В храме постоянно горел Священный огонь, который поддерживался жрицами богини Весты – весталками, а внутри находился тайник, хранивший священные реликвии.

Современники могут увидеть всего три пятнадцатиметровые колонны, алтарь, а также источник Ютурны, вода которого считалась целебной.


Одним из наиболее древних религиозных строений Древнего Рима, которым посчастливилось сохраниться до наших дней, считается храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском Форуме. Сатурн — Бог земли и плодородия, в древности особо почитался римлянами, ему воздвигали храмы и его именем называли новые города. По приданию, в античные времена Италию называли Сатурновой землей.

Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолийского холма во второй половине V века до нашей эры. За свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, однако его восстанавливали. На сегодня уцелело лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе можно увидеть надпись на латыни:

SENATUS POPULUSQUE ROMANUS INCENDIO CONSUMPTUM RESTITUIT

Что в переводе звучит как: «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили ».

В республиканский период под храмом располагалось казначейство, где хранилась не только Римская казна, но и важные государственные документы.

Храм Портуна является одним из немногих античных сооружений, которому удалось дожить до наших дней. В древнеримской мифологии Портун считался богом дверей, ключей и скота, охранником входов и выходов. Храм находится на Бычьем форуме. В республиканские времена здесь располагался небольшой порт и рынок, на котором велась оживленная торговля скотом.

Первый храм Портуна появился еще в III веке до н.э., однако то сооружение, которое можно увидеть сегодня, датируется I веком до н.э. От предыдущего сооружения сохранилась лишь часть фундамента, найденная при раскопках.

Храм является старейшим, дожившим до наших дней, мраморным сооружением в Риме. Он был построен приблизительно в 120 году до н.э. на Бычьем форуме, недалеко от храма Портуна. Посвящен герою древнегреческой мифологии, обожествленному Гераклу, культ которого через греческих колонистов распространился и в Италии.

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории, после основателя Рима Ромула, обожествленным римлянином. Спустя всего два года после жестокого убийства Цезаря, начиная с 42 года до н.э. началось возведение храма в его честь. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая его часть, зато руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают неплохое представление о том, каким внушительным по своим размерам это здание было более двух тысячелетий назад.


Три высоченные колонны и часть подиума – это все, что сохранилось от храма Венеры Прародительницы на форуме Цезаря. Он был возведен еще в 46 году до н.э. по указанию великого Юлия Цезаря в благодарность Венере, плодородия, красоты и любви, за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Сохранившиеся руины храма расположены на Императорских форумах, или Fori imperiali, в центре форума Августа, построенного по заказу первого римского императора во 2-ом году нашей эры. Это было величественное сооружение, богато украшенное белым мрамором, скульптурами царей и великих римских полководцев, священными статуями богов и мифологических персонажей.

В 79 году нашей эры на Римском форуме был воздвигнут храм в честь двух обожествленных императоров Флавиевых – Веспасиану и его сыну Титу. От величественного храма осталось лишь несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые на сегодняшний день хранятся в музеях.

Храм всех богов – Пантеон – раскинулся на Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, в историческом центре Рима. Это сооружение было построено по наказу императора Адриана в 126 году н. э. До наших дней он остается действующим храмом. Пантеон представляет собой уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронено много выдающихся личностей прошлого, среди которых итальянские короли Умберто I и Витторио Эммануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные живописцы и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци и др.

По словам историков, самым величественным религиозным строением Древнего Рима был храм, возведенный во славу богинь Венеры и Ромы, покровительницам Вечного города. Его освятили в 135 году н. э., в период правления Адриана. Архитектором этого монументального сооружения выступил сам император.

Руины, которые можно увидеть сегодня вблизи Колизея, дают представление о размерах античного строения. Постамент, на котором был воздвигнут храм, имеет длину 145 метров и ширину 100 метров.

Современный Рим — это не просто город с продолжительной, многовековой историей, это настоящий музей под открытым небом, экспонаты которого удивительным образом находят место среди современных зданий. Одним из таких примеров является храм Адриана, расположенный на Каменной площади (Piazza di Pietra). Часть древнеримского сооружения оказалась встроенной в здание XVII века, построенного по проекту Карло Фонтана.

Храм во славу обожествленного императора Адриана был воздвигнут его приемным сыном и приемником Антонином Пием в 141-145 годах нашей эры.

Храм Антонина и Фаустины – один из немногих хорошо сохранившихся дохристианских храмов Форума. По указу императора Антонина Пия, бывшего по своей сути глубоко религиозным человеком, на Римском Форуме примерно в середине II века был воздвигнут храм в честь его покойной супруги Фаустины. Когда скончался император, на церемонии прощания в небо был выпущен орел, что символизировало обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S(enatus) C(onsulto)

которая в переводе с латыни звучит как: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената ».

Одним из самых крупных сооружений, расположенных на Римском форуме является базилика, посвященная императорам Максенцию и Константину. Высота сводов базилики, построенной в 312 году, составила 39 метров, а площадь всего одного нефа превышала четыре тысячи кв.м.

Древние римляне приходили сюда не только для поклонения богам и совершения религиозных обрядов, здесь проходили важные государственные встречи и заседания городского совета. С архитектурной точки зрения базилика напоминает термы Каракаллы и термы Диоклетиана.

Если Вас заинтересовала данная тема и вы хотите больше узнать о , следите за нашими публикациями. Мы стараемся донести до наших читателей много полезной информации из жизни Вечного Города и выдающихся исторических личностей.

Популярные экскурсии

Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей день не перестает удивлять и восхищать. Особый интерес представляет архитектура Древнего Рима, которая смогла соединить в себе лучшие черты древнегреческого и этрусского наследия.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима, как самобытный вид искусства, была сформирована в период IV—I вв. до н. э. Древним сооружениям лишь чудом удалось сохраниться до наших дней, невзирая на многочисленные войны и природные катаклизмы. Памятники архитектуры древнеримского зодчества и сейчас покоряют своей величественностью и монументальностью.

И это неудивительно, ведь именно древние римляне положили начало новой эпохе в мировой архитектуре, начав строительство внушительных общественных сооружений, рассчитанных на большое количество людей. К ним относятся театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.

Рис. 1. Терма в Древнем Риме.

При строительстве своего государства древние римляне использовали достижения греческих и этрусских мастеров. И если древние греки в архитектуре были тонкими ценителями прекрасного, то римляне показали себя практичными и дальновидными строителями. Позаимствовав полезные идеи, они смогли создать уникальную архитектуру, которая своим поистине колоссальным размахом смогла воплотить в камне всю мощь великой империи, стать ее символом на долгие века.

Самым известным памятником древнеримской архитектуры является Колизей. Это классический амфитеатр впечатляющих размеров, который использовался для проведения увеселительных мероприятий. На его арене устраивались гладиаторские бои, жестокие сражения крупных хищников и прочие развлечения. В III веке н. э. Колизею был нанесен серьезный ущерб во время сильного пожара. Но он был восстановлен и с тех пор привлекает к себе туристов со всего мира.

Рис. 2. Колизей.

Достижения архитектуры Древнего Рима

В Древнем мире архитектура Рима не знала себе равных. Огромные масштабы строительства, многообразие типов сооружений и композиционных форм, удивительные инженерные находки смогли возвеличить Древний Рим, укрепить его мощь и славу.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К наиболее значимым достижениям того периода истории следует отнести:

  • Пожалуй, самым важным изобретением древнеримских архитекторов стал бетон. Новый строительный материал состоял из воды, извести и щебня. Поначалу его применяли при строительстве дорог, но благодаря удивительной прочности и огнеупорным качествам бетон занял лидирующее место в возведении архитектурных сооружений.

Заливая бетоном пространство между двумя стенками, выложенными из кирпича, зодчие добивались невероятной устойчивости конструкции, и тем самым могли строить многоэтажные здания. Снаружи их покрывали гранитом или мрамором, богато украшали скульптурным декором.

  • Акведуки - арочные мосты - одно из важных достижений римских архитекторов. Впоследствии их конструкция послужила образцом для строительства железнодорожных и прочих транспортных мостов.

Рис. 3. Древнеримские акведуки.

  • Монолитность древнеримской архитектуры стала возможной благодаря использованию в строительстве всевозможных арок, опор и криволинейных перекрытий. Фасады амфитеатров и мосты укреплялись рядами аркад - характерной особенностью архитектуры Древнего Рима.
  • Сводчатые конструкции также стали важнейшим изобретением. Соединив вместе арки, римские зодчие смогли добиться усиления конструкции потолка и получить, таким образом, свод. Выстроив ряд арок в виде замкнутой окружности, они создали купол. В дальнейшем эти новшества послужили базой для развития многих архитектурных направлений.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Архитектура Древнего Рима» мы узнали кратко самое главное об архитектуре Древнего Рима, выяснили, что повлияло на ее развитие, какими характерными особенностями она обладала. Также мы узнали, какие были наиболее значимые достижения древнеримских архитекторов, и какое влияние они оказали на развитие архитектурных направлений во всем мире.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 444.

Зодчество Древнего Рима носит наследственный характер. Оно покоится на достижениях древнегреческих архитекторов. Колоссальная территория, простирающаяся от Британских островов до Египта, сыграла немаловажную роль в формировании культуры империи. Завоёванные провинции (Сирия, Галлия, Древняя Германия и др.) обогатили творчество римских строителей местными особенностями.

Архитектура Древнего Рима стала итогом развития искусства древней цивилизации. Она дала множество новых типов построек: библиотеки, виллы, архивы, дворцы.

Развитие древнеримской культуры прошло через следующие этапы:

Царский;

Республиканский;

Императорский.

Римские зодчие вдохновлялись работами мастеров с захваченных территорий, которых свозили в столицу империи. Особенно они преклонялись перед достижениями греков и изучали их философию, поэзию, ораторское искусство. Греческие архитекторы и скульпторы съезжались в Рим. Первые скульптуры создавались как греческие копии.

Римляне, в отличие от их соседей греков, поэтов и философов, имели утилитарный склад характера. Это были завоеватели, юристы и строители. Поэтому архитектура Древнего Рима носила прикладной характер. Наибольшего расцвета она достигла в инженерных постройках: мостах, термах, акведуках, дорогах.