Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь в конкурсе


Авторизация

Регистрация

Войти через loginza
Ваше имя
Ваш email
Пароль
Повторите пароль
Защитный код

Von der Sozialraumerkundung bis zur Projektumsetzung: Kinder und Jugendliche partizipieren in Projekten „Hoch vom Sofa!" - От социальной разведки до проектного превращения: дети и молодежь принимают участие в проекте «Долой с дивана».

09.12.2012
Обсудите эту работу с друзьями!
Оригинал: Von der Sozialraumerkundung bis zur Projektumsetzung: Kinder und Jugendliche partizipieren in Projekten „Hoch vom Sofa!", Detlef Graupner, Edda Laux, Heike Prüße
Перевод с немецкого: Диана
Введение.
Социальные и жизненные методы работы с детьми и молодежью имеют цель исследовать социальное пространство, а также качество глазами детей и молодёжи. Часто эти методы используются так, что дети и молодёжь рассматриваются как эксперты своей жизни и используют свои знания, что в этом мире особенно важно, для планирования определенных предложений или инфраструктур с помощью специалистов. И поэтому процесс между социальной разведкой и реализацией предложений часто лежит вне жизненного опыта детей и молодёжи. И тогда у них есть возможность участвовать снова только как потребители этих предложений. И они редко принимают участие непрерывно от социальной разведки до проектного превращения. И все же это основание проекта «Долой с дивана», программы детских и молодёжных учреждений проведённой в качестве модели в Саксонии в 2009 и 2010 годах.
Дети и молодёжь были опрошены, например, на городском празднике или с помощью точечных методов как они хотели бы изменить что-то в деревенском уголке, в городском квартале. Они собирали идеи, например как возродить дикое поле, создать игровую площадку или построить молодежный клуб.
Для реализации таких задуманных проектных идей нужна была поддержка учреждений.
Только тогда, когда за намерением молодёжи стоял местный совет или местный союз, соседство, из этой идеи могло произойти новое преобразование.
Здесь далее будет идти речь об одном таком проекте «Долой с дивана»!
1. Установление потребности социальных и жизненных методов с помощью детей и молодёжи.
Выбор методов для социальных и жизненных анализов с детьми и молодёжью очень большой. И всё же на практике их нельзя применять, как написано в учениках. Напротив, в проекте «Долой с дивана» использованы частичные методы и комбинации из учебников. Общим для всех был коммуникативный, активирующий характер и цель образования и изменения обнаруженной практики. Следующие примеры показывают, как это происходило в различных проектах. Была издана тетрадь, которая предлагает детям совершить экскурсию. Например, молодёжь пробегает опредёленный отрезок и записывает по дороге своё мнение о местах и площадках с помощью цветных ленточек. После этого они встречаются, чтобы обсудить, что они наблюдали. Результат они отметили на карте улицы, это значит используемые и не использованные места, идеи и предложения по улучшению. В большинстве проектов были разговоры относительно Дома Лютринга (У Дайнета 2009:185) которые можно охарактеризовать как «очень короткий активирующий разговор». Таким образом, активирующий разговор можно вести тремя вопросами, которые относятся к сильным, слабым сторонам и возможностям изменения социального объекта.
Как пример: состоялся круглый стол с детьми и молодёжью в возрасте от 13 до 16 лет. Ситуация сопровождалась взрослым модератором, дипломированным социальным педагогом. Он вёл разговор исходя из трёх вопросов: « Где они проводят свободное время, в каком месте вам нравится и где вам не нравиться находиться»?
Во многих проектах применялся также вариант точечной методике: исходя из вопросов «Где вам больше нравится, где нужно что-то изменить»? Дети и молодёжь обозначали зелёные или красные флажки на плане местности. В заключении они обсуждали, какие идеи и в каких местах нужно применить.
И что происходит дальше? Методы с участием детей и молодёжи пробуждают в них ожидание. А чтобы не пробудить фальшивых и не реализируемых ожиданий и избежать горечь поражения, поэтому возможности и границы проектных перемещений должны быть для молодёжи прозрачны (Дайнет 2007:58).
В проекте «Долой с дивана» работали проектные партнёры:
2. Не строить воздушные замки – проектное планирование и реализация с участием молодёжи и взаимное влияние локальных участников. Чтобы убедиться, что идеи молодёжи могут быть реализованы, требуется поддержка взрослых и учреждений. Проект
«Долой с дивана» может быть успешно реализован тогда, когда возникает совместное действие между участниками в социуме.
Вышеописанные активирующие круглые столы с детьми и молодёжью были организованы региональным управлением в горнодобывающем округе в тесном сотрудничестве с молодёжным ведомством, местным советом, свободными волонтёрами и некоторыми представительницами и представителями руководства. Эти учреждения были втянуты к обмену к задуманному проекту, и это стало, в конце концов, основой конкретного проекта.
Создание всеобъемлющей открытости уже в преддверии доказало удачность условия для конкретного проекта.
В другом проекте молодые люди разработали совместно с добровольно приглашёнными гражданками и гражданами идею открытия молодёжного центра. Они принесли эту идею в муниципальный совет. Муниципальный совет установил контакт с местными городскими предприятиями, которые предоставили молодёжи в распоряжение бесплатное подходящие помещение. При реконструкции и обустройстве наружной территории приняли участие многие частные актеры из муниципалитета. Во многих местах программа приняла непрерывный процесс. В этих случаях поиск социального помещения предпринимался не с точки зрения найденного места.
Больше всего искалась поддержка, спрашивалось соседство, мировое кафе, магазин или мастерская будущего организовывались. В таких случаях программа «Долой с дивана» служит, прежде всего, как возможность усиления уже состоявшегося процесса в социуме. Примером этому является создание прилегающей территории свободной площадки в интернациональном доме в Дрездене. Мастерская будущего с его работниками оказалась по соседству с ближайшей школой с учениками и ученицами, и они разработали концерт, который бы одинаково понравился бы всем.
Долгосрочная перспектива для молодёжи развилась в муниципалитете земельного округа Мейсен, по отношению к запланированным социально ориентированным предложениям. В проекте возникла живая дискуссия. Молодые люди установили, как много можно изменить в своём окружении и поставили себе задачу расширить дальше празднование. Они фотографировали и писали тексты, чтобы на выставках донести ближе до ответственных работников муниципалитета свои мысли. Выставка включала открытки с видами пяти граничащих друг с другом муниципалитетов, и они были представлены в управленческих зданиях и домах советов, с целью пробудить изменения и быть втянутыми в прочес планирования.
3. Итог.
С проектом «Долой с дивана» немецкие детские и молодёжные организации сделали вывод, что местные праздники, точечные методы или активный разговор о возможных предложениях с мест предназначены для детей и молодёжи, чтобы открыть для себя собственное пространство, посмотреть на себя другими глазами и оценить по новой в коммуникативном процессе.
Молодёжи удастся реализация проектов, и даже вмешательство и овладение общественными процессами планирования и преобразования, если их поддержат и будут с ними советоваться. Поэтому очень важно заранее продумать реализуемость и игровые площадки. Только тогда проекты будут способствовать ориентации социальной значимой работы молодёжи, идентификации с их жизненным мирозданием и жизненным опытом.
Диана
Von der Sozialraumerkundung bis zur Projektumsetzung: Kinder und Jugendliche partizipieren in Projekten „Hoch vom Sofa!"
Einleitung

Sozialraum- und lebensweltbezogene Methoden in der Kinder- und Jugendarbeit haben das Ziel, soziale Räume sowie deren Qualitäten aus Sicht von Kindern und Jugendlichen zu erforschen. Oft werden diese Methoden so genutzt, dass Kinder und Jugendliche als ExpertInnen ihrer Lebenswelt angesprochen werden und ihr Wissen darüber, was in dieser Welt wichtig ist, auf diese Weise an Fachkräfte gelangt, die dies zur Planung bestimmter Angebote oder Infrastrukturen nutzen. Damit liegt der Prozess zwischen Sozialraumerkundung und der Realisierung von Angeboten oft außerhalb der Erfahrungswelt von Kindern und Jugendlichen. Sie haben dann nur die Möglichkeit, sich erst wieder als Nutzerinnen und Nutzer der Angebote zu beteiligen. Selten partizipieren sie kontinuierlich von der Sozialraumerkundung bis zur Projektumsetzung.

Doch genau das ist der Ansatz von „Hoch vom Sofa!"[1] , einem Programm der Deutschen Kinder- und Jugendstiftung, das in den Jahren 2009 und 2010 modellhaft in Sachsen durchgeführt wurde. Die Kinder und Jugendlichen waren gefragt, z.B. durch eine Stadtteilbegehung oder mit Hilfe der Nadelmethode, Orte im Dorf, im Viertel oder in ihrer Stadt zu identifizieren, an denen sie etwas verändern wollen. Sie sammelten Ideen, wie z.B. die Belebung einer Brache, die Neugestaltung eines Spielplatzes oder die Neugründung eines Jugendraumes.
Um die Realisierbarkeit solcher Projektideen von vorneherein mitzudenken, bedurfte es der Unterstützung von Institutionen. Erst wenn ein Ortsrat, ein ortsansässiger Verein oder die Nachbarschaft hinter dem Vorhaben der Jugendlichen standen und diese durch konkrete Hilfe unterstützten, konnte aus einer Idee eine Neu- oder Umgestaltung folgen.

Von einigen ausgewählten „Hoch vom Sofa!" - Projekten wird hier berichtet.
1. Bedarfsermittlung anhand sozialraum- bzw. lebensweltbezogener Methoden mit Kindern und Jugendlichen

Die Auswahl von Methoden für Sozialraum- und Lebensweltanalysen mit Kindern und Jugendlichen ist groß. In der Praxis sind sie jedoch nicht lehrbuchartig anzuwenden. Vielmehr wurden in „Hoch vom Sofa!" - Projekten (Teil-) Methoden oder Kombinationen aus ihnen gebraucht. Gemeinsam war allen der kommunikative, aktivierende Charakter und das Ziel einer Gestaltung bzw. Änderung der vorgefundenen Praxis.

Folgende Beispiele zeigen, wie in verschiedenen Projekten vorgegangen wurde.
Es wurde ein Heft herausgegeben, das eine Ortsbegehung von Kindern und Jugendlichen vorschlägt. Beispielsweise liefen Jugendliche in Gruppen eine bestimmte Strecke ab und hinterließen unterwegs ihre Meinung über die Orte und Plätze anhand farbiger Bänder. Danach trafen sie sich um darüber zu sprechen, was sie wahrgenommen hatten. In Straßenkarten hielten sie die Ergebnisse fest, d.h. genutzte oder ungenutzte Orte, Ideen und Verbesserungsvorschläge.
In den meisten Projekten gab es Gespräche, die man anlehnend an Lüttringshaus (in Deinet 2009: 185) als „sehr kurze aktivierende Gespräche" charakterisieren könnte. Demnach kann ein aktivierendes Gespräch bereits mit drei Fragen geführt werden, die sich auf die Stärken, die Schwächen und Veränderungsmöglichkeiten eines sozialen Nahraums beziehen (ebd.)
Als Beispiel: Es gab eine Gesprächsrunde mit Kindern und Jugendlichen im Alter von 13 bis 16 Jahren. Die Situation wurde begleitet von einem erwachsenen Moderator, einem Diplom- Sozialpädagogen. Er führte das Gespräch entlang von drei Fragen: „Wo verbringt ihr eure Freizeit, wo im Ort gefällt es euch gut, wo gefällt es euch nicht gut?"
In vielen Projekten wurde auch eine Variante der Nadelmethode angewandt: Entlang der Fragen „Wo gefällt es euch gut, wo muss sich etwas ändern?" pinnten die Kinder und Jugendliche grüne und rote Nadeln in die Ortspläne. Anschließend berieten sie, welche Ideen zur Veränderung sie für welche Orte haben.

Wie geht es hier nun weiter? Methoden unter Beteiligung von Kindern und Jugendlichen wecken Erwartungen bei ihnen. Um aber keine falschen, weil nicht realisierbaren Erwartungen zu wecken und keine Erfahrung des Scheiterns zu vermitteln, müssen Möglichkeiten und Grenzen der Projektumsetzung von vorneherein für die Jugendlichen transparent sein (dazu z.B. Deinet 2007: 58). Bei „Hoch vom Sofa" wurde deshalb mit Projektpartnern gearbeitet:
2. Keine Luftschlösser bauen - Projektplanung und Realisierung unter Beteiligung Jugendlicher und dem Zusammenwirken lokaler Akteure

Um sicherzustellen, dass die Ideen der Jugendlichen auch realisiert werden können, bedarf es der Unterstützung durch Erwachsene und Institutionen. Die „Hoch vom Sofa!"- Projekte konnten dann erfolgreich realisiert werden, wenn gemeinsames Handeln zwischen Akteuren im Sozialraum entstand.
Die oben beschriebene aktivierende Gesprächsrunde mit Kindern und Jugendlichen wurde organisiert vom Regionalmanagement im Erzgebirgskreis, in enger Zusammenarbeit mit dem Jugendamt, dem Ortsbeirat, freien Jugendhilfeträgern und einigen Vertreterinnen und Vertretern der Verwaltung. Diese Institutionen waren in den Austausch über denkbare Projekte miteinbezogen und haben schließlich den Rahmen für ein konkretes Projekt ermöglicht. Die Herstellung einer institutionsübergreifenden Öffentlichkeit bereits im Vorfeld hat sich als Gelingensbedingung für das konkrete Projekt erwiesen.
In einem anderen Projekt erarbeiteten Jugendliche gemeinsam mit ehrenamtlich engagierten Bürgerinnen und Bürgern die Idee, einen Jugendraum zu eröffnen. Sie trugen diese Idee in den Gemeinderat. Der Gemeinderat stellte den Kontakt zu den örtlichen Stadtwerken her, die den Jugendlichen einen geeigneten Raum mietfrei zur Verfügung stellten. Bei dem Um- und Ausbau des Raumes und des Außengeländes wurden verschiedenste private Akteure aus der Gemeinde aktiv.
Vielerorts traf das Programm auf einen bereits laufenden Prozess. In diesen Fällen wurde die Erkundung des Sozialraumes nicht mehr im Hinblick auf einen zu findenden Ort unternommen. Vielmehr wurde nach Unterstützung gesucht, die Nachbarschaft befragt und ein World-Café, ein Workshop oder eine Zukunftswerkstatt veranstaltet. In solchen Fällen diente das Programm „Hoch vom Sofa!" vor allem als Möglichkeit der Verstärkung eines bereits stattfindenden Prozesses im Sozialraum. Ein Beispiel hiefür ist die Gestaltung des Außengeländes einer Freifläche an einem Mehrgenerationenhaus in Dresden. In einer Zukunftswerkstatt traf sich die Nachbarschaft mit den Nutzerinnen und Nutzern des Hauses und Schülerinnen und Schülern der nahe gelegenen Schule, um gemeinsam ein Nutzungskonzept zu erarbeiten, das von allen gleichermaßen getragen wird.
Eine längerfristige Perspektive für Jugendliche, in Bezug auf die Planung von sozialräumlich orientierten Angeboten, entwickelte sich in einer Gemeinde im Landkreis Meißen. In dem Projekt erwuchs aus der Ortsbegehung eine rege Diskussion. Die Jugendlichen stellten fest, wie viel in ihrem Umfeld verändert werden muss und machten es sich zur Aufgabe, die Ortsbegehung weiter auszudehnen. Sie fotografierten und schrieben Texte, um in einer Ausstellung lokalen Verantwortungsträgern ihre Sicht auf die Gemeinde näher zu bringen. Die Ausstellung umfasst schließlich Detailansichten aus fünf aneinander grenzenden Gemeinden und wird von den Jugendlichen in Verwaltungsgebäuden und Rathäusern präsentiert mit dem Ziel, Veränderungen anzuregen und in den planerischen Prozess einbezogen zu werden.
3. Fazit

Mit „Hoch vom Sofa!" hat die Deutsche Kinder- und Jugendstiftung die Erfahrung gemacht, dass Ortsbegehungen, die Nadelmethode oder das aktivierende Gespräch über (mögliche) Angebote vor Ort geeignete Methoden für Kinder und Jugendliche sind, um den eigenen Nahraum (wiederzu-)entdecken, ihn mit andern Augen zu sehen und ihn in einem kommunikativen Prozess neu zu bewerten. Jugendlichen kann die Realisierung von Projekten oder sogar die Einmischung in und die Aneignung von öffentlichen Planungs- und oder Gestaltungsprozessen nur gelingen, wenn sie dabei unterstützt und beraten werden.
Deshalb ist es wichtig, Realisierbarkeit und Entscheidungsspielräume von vorne herein mitzudenken. Dann können Projekte sozialraumbezogener Jugendarbeit Jugendlichen Orientierung, Identifikation mit ihrer Lebenswelt und Selbstwirksamkeitserfahrung vermitteln.
Вернуться к началу перевода
Обсудите эту работу с друзьями!
 
  При использовании авторских материалов указание автора
и ссылка на страницу конкурсной работы обязательны
Ваши голоса
Блестяще! 6 голосов
 
30 баллов за голос
Что-то в этом есть 0 голосов
 
20 баллов за голос
Не впечатлило 0 голосов
 
10 баллов за голос
Разочаровало 2 голоса
 
5 баллов за голос
Статистика     *данные на 19:00 (Москва, GMT+3)
Место в рейтинге Публицистика: 7
Средняя оценка: 23.75
Итоговая оценка: 23.75
Общее число оценок: 8
Число комментариев: 4
Число посещений страницы:
< Предыдущий перевод Следующий перевод >
Обсуждаем эту и другие работы на Форуме Конкурса >>>
Комментарии:    4
Святослав
Святослав говорит:
0
10.12.2012 16:15   #
Диан молодец !!! хороший текст, хороший перевод !!!
Диана
Диана говорит:
0
10.12.2012 17:15   #
Спасибо,Святослав!!!!
вера воложанина
вера воложанина говорит:
+2
11.12.2012 18:47   #
Просто подстрочник.
Татьяна
Татьяна говорит:
0
11.12.2012 20:44   #
"Была издана тетрадь, которая предлагает детям совершить экскурсию." Тетрадь не может ничего предлагать, она не человек.
Подписаться на новые комментарии к этой работе
Добавить комментарий
Ваше имя Обязательное поле
Ваш email Обязательное поле    Ваш email не будет опубликован
Комментарий:
Защитный код
Обсуждаем эту и другие работы на Форуме Конкурса >>>

 

 

Статистика конкурса

всего (сегодня)
Пользователи: 150 (0)
Переводы: 0 (0)
Комментарии: 23590 (51)
Иллюстрации: 0 (0)

Последние события

eemperafa: <strong><a href="/">pens</a></strong> <br> <strong><a href="/">mont blanc pens</a></strong> <br> <a href="/">
eemperafa: <strong><a href="/">omega watches on sale</a></strong> <br> <strong><a href="/">omega watches replica</a></strong>
eemperafa: <strong><a href="/">swiss replica watches aaa+</a></strong> <br> <strong><a href="/">swiss replica watches</a></strong>
eemperafa: <strong><a href="/">swiss replica watches aaa+</a></strong> <br> <strong><a href="/">swiss replica watches</a></strong>
eemperafa: <strong><a href="/">swiss replica watches aaa+</a></strong> <br> <strong><a href="/">swiss replica watches</a></strong>
eemperafa: <strong><a href="/">high quality replica watches for men</a></strong> | <strong><a href="/">watches</a></strong>
eemperafa: <strong><a href="/">Roger Vivier Shoes Sale</a></strong> <br> <strong><a href="/">Cheap Roger Vivier
eemperafa: <strong><a href="/">swiss replica watches aaa+</a></strong> <br> <strong><a href="/">swiss replica watches</a></strong>
eemperafa: <strong><a href="/">tiffany jewelry</a></strong> <br> <strong><a href="/">tiffany & co</a></strong> <br> [url=http://www.tiffanyand
eemperafa: <strong><a href="/">/ watches price</a></strong> | <strong><a href="/">/ watches price</a></strong> |
Все события

Партнеры конкурса